Косован олег александрович биография. Бывший замглавы минобороны вышел из уголовного дела. Счастливая доля продавца «мерседесов»


03.02.2016

Как хорошо быть сыном бывшего заместителя министра обороны. И как хорошо быть московским чиновником. Почему в столице строят мало муниципального жилья и почему оно стоит дорого

По данным информационной системы «Контур. Фокус» казенное предприятие «Управление гражданского строительства» (УГС) распределило в 2015 году заказы на строительство жилья, школ и детсадов в Москве на сумму 116,2 млрд рублей. Самые крупные госзаказы, как выяснила газета «Совершенно секретно», достались 1) фирме «Регионпромстрой», которой владеет семья экс-главы департамента градостроительства и бывшего замминистра обороны Александра Косована, 2) муниципальному «Управлению экспериментальной застройки микрорайнов», которым руководит продавец мерседесов из Казани Альберт Суниев и 3) фирме «Терра Аури», которой покровительствовал Андрей Белюченко. В недавнем прошлом Белюченко был видным столичным чиновником и возглавлял казённое предприятие «Управление гражданского строительства» (то самое, которое и распределяет заказы на строительство жилья, школ и детсадов в Москве). Да и сейчас Андрей Белюченко - директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства РФ.

Интересно, что эти три счастливые компании не имеют никаких собственных строительных активов - ни заводов по производству стройматериалов, ни прав на них, которые могли бы сделать строительство дешевле. Более крупные и известные девелоперы, имеющие свои ДСК и другие строительные мощности, получили гораздо более скромные подряды.

Олег Косован

Генерал-армии подрядчиков

На аватаре в фейсбуке 47-летний Олег Косован изображен в форме офицера петровской армии с голубой лентой и орденом Андрея Первозванного. Таким, с высшей воинской наградой царских времён, себя видит сын экс-заместителя министра обороны. Ему и его сестре Юлии, шатенке с модельной внешностью, принадлежит 69% компании ООО «Регионпромстрой» (выручка - 3,4 млрд руб). Эта фирма по данным «Контур. Фокус» получила за последний год от «Управления гражданского строительства» госзаказов на 13,7 млрд рублей. Это примерно 10% от всех заказов казенного предприятия. Дети генерала армии в отставке Александра Косована, бывшего заместителя министра обороны России занимаются муниципальным строительством. 49% акций - у Юлии Косован, 20% - у Олега Косована. По 15,5% у Михаила Шнайдера и Бориса Шинкаревского. А Косован-старший - президент ООО «Регионпромстрой».

Бывший заместитель министра обороны Александр Косован давно «перековал мечи» на строительные подряды

Александр Косован

Фото: АЛЕКСЕЙ СУББОТИН/«РИА НОВОСТИ»

Генерал ушёл хорошо - в правительство Москвы к Юрию Лужкову. Был замом и главой департамента градостроительства в московской мэрии с 2003 по 2010 годы. «Военные стали много строить в Москве в кризис 1998 года - у них были деньги, строительные заводы, но не было площадок. И тогдашний глава московского стройкомплекса Владимир Ресин эти площадки им предоставил, так как гражданские, и, прежде всего, самый крупный из них на тот момент ДСК-1, стояли без денег, а объёмы жилья нужно было вводить», - вспоминает бывший чиновник московского правительства. Так, Косован подружился с Ресиным и Лужковым. После отставки Лужкова Александр Косован стал советником мэра Сергея Собянина, должность негенеральская, но зато позволяет заниматься тем, чем Александр Давыдович занимался всю жизнь - стройкой за казённый счёт. Но теперь - для себя.

По заказу «Управления гражданского строительства» его «Регионпромстрой» застраивает район Фили-Давыдково, в частности, квартал 65, корп. 1, 2. Компания выиграла конкурс у МФС-6, предложив выполнить работы за 2,19 млрд руб. при стартовой цене в 2,3 млрд руб. Площадь объекта - 39,5 тыс кВ.м. Стоимость строительства квадратного метра, согласно утвержденному проекту - 61 тысяча рублей. Контракт выигран в 2013 году, но проект утвержден только в ноябре 2015-го. Цена муниципального жилья выходит очень дорогой. (Для сравнения себестоимость строительства панельных домов серии С-300, принадлежащей S.Holding Алексея Шепеля - 35 тыс руб. за квадратный метр с отделкой. Почти в два раза дешевле.) Пресс-службы компании семьи Косованов и «Управления гражданского строительства» отказались комментировать ситуацию.

Альберт Суниев

Счастливая доля продавца «мерседесов»

АО «Управление экспериментальной застройки микрорайнов» («УЭЗ») получило госзаказ от «Управления гражданского строительства» на сумму 8,36 млрд рублей, а всего от структур московского правительства на 11,3 миллиарда. Компания принадлежит правительству Москвы через АО «Мосинжпроект» и управляется Альбертом Суниевым, 35-летним бизнесменом из Казани, земляком главы московского стройкомплекса Марата Хуснуллина. До 2014 г «УЭЗ» (выручка - 421 млн руб.) была одной из городских структур, возводящих жильё, наряду с ГУП УРиРО - «Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов», ОАО «Центр-Инвест», «Центр-сити». Однако, с 2014 года под управление «УЭЗ» Альберта Суниева на три года передали несколько компаний - ОАО «Центр-Инвест», два проектных института ОАО «Моспроект -4» и ОАО «МПСИ» - «Институт Моспроектстройиндустрия», ОАО «Мосреалстрой» (продает недвижимость), ОАО «Управляющая компания ЦАО». Таким образом, был сформирован целый девелоперский холдинг.

И хотя управляющей структурой нового холдинга выступает «УЭЗ», основную прибыль создает компания «Центр-Инвест». В 2014 год её выручка выросла более чем в 100 раз - с 23,4 млн 2,5 млрд рублей. Дело в том, что «Центр-Инвесту» были переуступлены проекты общей площадью около 1 млн кв.м., начатых, но не завершенных различными инвесторами в 2000-х годах. Самый большой из них общей площадью в 490 тыс кв. м. - микрорайоны 1 и 2 района «Левобережный» на севере столицы на месте снесенных пятиэтажек. В ряде случаев инвесторы были вынуждены отказаться от реализации проектов, потому что им не были оформлены земельные участки в Росреестре. Так, например, произошло с проектом МФЦ на Курской площади. За 2015 год компания должна получить прибыль в 4,58 млрд рублей, а всего за три года с 2015 по 2017 годы акционерное общество рассчитывает получить прибыль уже около 22 млрд. руб. «Управление экспериментальной застройки» (УЭЗ) Альберта Суниева планирует застолбить за собой долю в 5-7% всего строительного рынка Москвы. В настоящее время объём строительства Суниева составляет примерно 242 тыс. кв. м., из них 123 тыс. кв. м -приходится на «УЭЗ», 101 тыс. кв. м - объём строительства ОАО «Центр-Инвест».

При этом Альберт Суниев, переехав в Москву, не отказался от своего бизнеса в Татарстане. Так, ему принадлежат 80,1% казанского автодилера Mercedes-benz ООО «МБ-Ирбис» (19,9% - у председателя правления «Акибанка» Ильдара Галяутдинова) и компания «Газспецпроект» (данные сервиса Контур. Фокус). Автодилер «МБ-Ирбис» открыл свой салон в мае 2013 года, когда Суниев уже возглавил государственное ОАО «УЭЗ». Выручка компании в 2014 году - 1,5 млрд рублей, рост 174%. В планах - продажи около 800 автомобилей в год. Кстати, к этим люксовым авто неравнодушна и семья Марата Хуснуллина: у его жены Лилии - Mercedes CLS 350, и появился он у нее как раз в 2013 г, когда открылся салон «МБ-Ирбис» Альберта Суниева.

Девелоперский холдинг под руководством «Управления экспериментальной застройки микрорайнов» («УЭЗ») похож на строительного гиганта «Татстрой», который, когда Марат Хуснуллин был министром строительства и ЖКХ республики строил по 200 тысяч кв.м. жилья в год и занимал 10% строительного рынка Казани. У «Татстроя», как и у «УЭЗ» все ресурсы и обязательства обеспечены государством: площадки, бюджет, разрешения на строительство и прочее, а контроль - в руках людей из круга экс-министра. Но «Татстрой» оказался банкротом, как только Хуснуллин уехал в Москву, чтобы возглавить московский стройкомплекс. А активы, оставшиеся после банкротства «Татстроя», оказались у партнёров по бизнесу Лилии Хуснуллиной. Альберт Суниев и Дамир Газизов отказались общаться с нашей газетой.

Но самое главное, что при таком льготном государственном существовании цены на строительство муниципального жилья у компании Суниева совсем не социальные. Например, цена квадратного метра жилого комплекса на улице Садовнической, вл.80/2 (19 тыс кв.м, которые строит «УЭЗ») - 93 тысячи рублей. Это стоимость проектных и подрядных строительных работ. Такое муниципальное жилье дешевым никак не назовешь, цены сравнимы с коммерческими .

Андрей Белюченко

Золотая земля «Терра Аури»

«Терра Аури» в переводе с латинского означает золотая земля. Проектная компания с таким богатым названием ещё каких-то четыре года назад не имела ни одного госзаказа, а сегодня у неё контракты от столичного казенного предприятия «Управление гражданского строительства» на 5,5 миллиардов (всего на 6,7 млрд руб). В чем секрет успеха? Согласно базе «Контур. Фокус» экс - гендиректор «Управление гражданского строительства» («УГС») Андрей Белюченко до сих пор значится хозяином «Терра Аури», хотя продал её ещё четыре года назад Денису Бородако, своему коллеге по девелоперской компании «Ведис Групп», где они вместе работали. То есть он умело распоряжался госзаказами.

В кризисные 2008-2009 годы «Ведис» вырвалась в лидеры рынка, построив 1,5 млн кв.м. жилья эконом-класса. Это комплексы в Марфино, Головино, Мичурино и др. Как говорят источники «Совершенно секретно», такой стремительный рост произошёл за счёт того, что Белюченко смог быстро согласовывать проектную документацию в московском правительстве. Эти проекты создавала «Терра Аури».

В 2010 году «Терра Аури» выиграла конкурс на проектирование 13 детских садов (ДОУ) в Москве из 24, в микрорайонах с плотной застройкой. В марте 2011 года «Терра Аури» получила почётное звание «Поставщик товаров и услуг для нужд Правительства Москвы» за проектирование этих детсадов в Москве в рекордные сроки. В том же 2011 году Белюченко возглавил «Московский центр детского и семейного отдыха» (МЦДСО), который стал распределять госзаказ на строительство социальных объектов в Москве. Осенью 2012 года «Московский центр детского и семейного отдыха» (МЦДСО) был переименован в «Управление гражданского строительства» («УГС»), его функции были значительно расширены, а бюджет вырос.

Новое казённое предприятие правительства Москвы строит не только социальные объекты, но и жилье за счёт бюджета. Так по данным Адресной инвестиционной программы московского правительства в 2013-2015 годах «УГС» получило 121 млрд рублей бюджетных денег - на строительство жилья , 19,84 млрд рублей - на строительство 82 детских садов и 19,7 миллиардов - на возведение 60 школ. Счастливы те строители, кому благоволит «УГС».

Например, до 2013 года госзаказы у «Терра Аури» были сравнительно небольшие - на техзаказ и проектирование, эти услуги стоят десятки миллионов рублей. Но в 2013 году у «Терры» появился заказ от казенного «Управления гражданского строительства» на проектирование и строительство экспериментального жилого дома с инженерными коммуникациями на ул. Нижегородская, вл. 11Б-11В стоимостью 1, 144 млрд руб. Этот экспериментальный дом общей площадью в 18,5 тысяч кв.м. построен в 2015 году. За контракт «Терра Аури» бороться не пришлось, в тендере принимала участие только «Терра Аури», как следует из конкурсной документации. В итоге выручка ЗАО «Терра Аури» в 2013 году достигла 5,6 млрд рублей, тогда как в 2012-м она составляля всего 302,4 млн рублей Рост в 18,5 раз! Впрочем, доля «Терры» в госзаказе «Управления гражданского строительства» в 2013 - 2014 меньше 10%. Общий объём размещенных заказов этого казенного предприятия составлял тогда 46,9 млрд руб.

В конце 2014 года Андрей Белюченко покинул пост главы «УГС», его место занял казанец Дамир Газизов. Вскоре бывший коллега Белюченко - Денис Бородако продал «Терра Аури», по некоторым данным, её владельцем стала экс-финансовый директор компании Инна Вольская. Сегодня Белюченко - директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства РФ, а Денис Бородако - совладелец ГК «Родина», партнёр Антона Винера, пасынка миллиардера Алишера Усманова. Выручка «Терра Аури» в 2014 году упала на 30% до 3,9 млрд руб.

Инна Вольская хорошо знакома с основателем компании «Терра Аури» - Андреем Белюченко, вместе они работали в компании «Хорус Кэпитал», созданной сенатором Сергеем Гордеевым, известным игроком рынка слияний и поглощений. Белюченко был директором по развитию, а Вольская - старшим руководителем проектов, а затем главным бухгалтером «Хоруса». Кроме того, Вольская была гендиректором в компании ЗАО «Регион Инвест», директором которой с ноября этого года является Елена Белюченко, супруга Андрея Белюченко. Согласно данным «Контур. Фокус» фирме «Регион Инвест» принадлежит частная «Международная лингвистическая школа».

В настоящее время «Терра Аури» завершает строительство жилого комплекса на Таганке (кв. 2005-2007, ул. Сосинская, вл. 6, корп 1; Большой Симоновский пер., вл. 22, корп. 2; ул. 2-я Дубровская, вл. 5-7-9/30, корп. 3,) общей площадью - 82,5 тысяч кв.м. Стоимость одного кв.м. составляет 74, 6 тысяч рублей, что значительно дороже спроектированной самой компанией панели «ТА-714-001». Почему проектная компания Терра Аури, у которой нет своих ДСК и других строительных мощностей, получает строительные заказы от города, ни «УГС», ни Вольская, ни Белюченко не ответили. Так же как и на вопрос, зачем тратить деньги налогоплательщиков Москвы на то, чтобы строить такое дорогое жилье.

Более крупные и известные компании тоже строят социальное жилье и социальные объекты, но меньше. Так, у АО «СУ-155» - заказ от «Управления гражданского строительства» на 7,2 млрд руб, ЗАО «Монолит-Фундаментстрой» - 5,9 млрд руб, у ООО «МФС-Пик» (принадлежит ГК «ПИК») - госзаказ - 4,5 млрд руб, «ЛСР. Строительство-М» (входит в группу «ЛСР») - 2,3 млрд руб. У ОАО «ДСК -1» - 5,3 млрд рублей в 2014 году, а в 2015-м - мы не нашли ни одного. Роман Шурер, главный инженер «ДСК -1» через помощника передал, что у компании в прошлом году были московские госзаказы, но не раскрыл какие именно.

Заместитель гендиректора по маркетингу, коммуникациям и работе с инвесторами «Группы ЛСР» Юрий Ильин на вопрос «Совершенно секретно», почему его компания сравнительно мало строит по госзаказу в Москве ответил: «Последние годы Москва стала для нас наиболее приоритетным городом для развития. Здесь мы реализуем знаковый масштабный проект - жилой комплекс арт-класса, где мы построим свыше 1,5 млн кв. м. недвижимости. Что касается государственных конкурсов, то мы, так же как и другие компании, рассматриваем их условия, и если они нам интересны, то решаем принять участие. Пока что доля государственного заказа в Москве у нас небольшая, но мы планируем ее увеличивать».



Авторы:

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Косован Олег Александрович. Причины и предупреждение наркотизма в Федеральной службе специального строительства Российской Федерации (Криминологическое исследование) : Дис. ... канд. юрид. наук: 20.02.03: Москва, 2002 195 c. РГБ ОД, 61:02-12/820-X

Введение

Глава 1. Наркотизм как вид социальных отклонений в поведении военнослужащих с.

1. Понятие наркотизма как вида социальных отклонений военнослужащих и его состояние в Спецстрое России.

2. Криминологическая характеристика наркотизма в Спецстрое.

Глава 2. Причины наркотизма в Спецстрое России с.

1. Причины наркотизма в Российской Федерации и Спецстрое России.

2. Криминогенные факторы, обуславливающие распространение наркотизма среди военнослужащих Спецстроя России.

Глава 3. Предупреждение наркотизма в Спецстрое России. с.

1. Правовые основы предупреждения наркотизма в Федеральной службе специального строительства РФ.

2. Положительный опыт предупреждения наркотизма в армиях иностранных государств.

Заключение с.

Приложения с.

Литература

Введение к работе

Проблема наркотизма актуальна для воинских формирований всех стран, в том числе для Федеральной службы специального строительства Российской Федерации (далее по тексту - Спецстрой России). В эпоху научно-технического прогресса, оснащения войск современным оружием вопрос о психологическом здоровье личного состава стоит особо остро. Накопленный опыт военного строительства, многочисленные войны и вооруженные конфликты свидетельствуют о необходимости активизации борьбы с наркотизмом и связанной с ним преступностью среди военнослужащих.

Начиная с 90-х годов XX века отмечается устойчивая тенденция к росту преступлений, связанных с наркотиками, совершаемых практически во всех воинских формированиях России, включая Спецстрой, растет количество выявленных среди военнослужащих лиц, допускающих злоупотребление наркотиками. Помимо этого, на почве потребления наркотических средств в войсках совершается и другие преступления, прежде всего корыстно-насильственной хищения, грабежи, разбои) и легкомысленной (самовольные оставления места службы, дезертирства) мотиваций, в т.ч. тяжких.

Крайне опасными тенденциями для России и мирового сообщества являются прямая связь между наркотизацией населения (включая военнослужащих) и такими явлениями, как распространение ВИЧ-инфекции, терроризм. Только в нашей стране, по некоторым данным, в 2000 году регулярно употребляли наркотики не менее 3 млн. граждан; 80% всех ВИЧ-инфицированных -наркоманы.

В силу изложенного государство и общество серьезно озабочены современным состоянием безопасности в России и ее воинских формированиях, что находит свое отражение в системе новых нормативно-правовых актов. Так, новая редакция Концепции национальной безопасности к важнейшим задачам страны относит противодействие незаконному обороту наркотиков и

профилактику злоупотребления ими; подчеркивается приоритетное значение формирования системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан, необходимость консолидации усилий, направленных на борьбу с преступностью, на обеспечение безопасности человека («О концепции национальной безопасности Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации N 24 от 10 января 2000 года - Российская газета, 2000,18 января).

В России криминологические исследования наркотизма и связанной с ним преступности проводили в I четверти XX века М.Н. Гернет, А.М.Раппопорт, А.А. Герцензон и др. В последующие десятилетия данная проблема в силу идеологических догм была закрыта для всестороннего криминологического исследования. Начиная с 60-х годов прошлого века по 2002 год в СССР и РФ был проведен ряд региональных исследований, подготовлено свыше 60 кандидатских и докторских диссертаций по криминологическому и правовому аспектам наркотизма, издан ряд крупных работ монографического плана (В.М. Алиев, Ю.М. Антонян, Э.А. Бабаян, Т.А.Боголюбова, А.А.Габиани, Я.И.Гилинский, Р.М.Готлиб, А.В. Горкин, Г.Н.Драган, И.Н. Дружинин, Б.Ф.Калачев, К.А. Карпович, В.В. Князев, О.В. Колесник, К.Ш. Курманов, Н.А. Мирошниченко, Г.М.Миньковский, А.А. Музыка, Л.П. Николаева, М.Ф. Орлов, И.Н. Пятницкая, П.Н. Сбирунов, А.Н. Сергеев, К.В. Харабет, Б.П. Целинский и др.).

На диссертационном уровне вопросы, связанные с профилактикой наркотизма в Вооруженных Силах (средствами прокурорского надзора) получили должное освещение в работе Н.Н. Карпова (1994 г.). Криминологическая и уголовно-правовая проблематика данной темы исследовалась К.В. Харабетом (1996), криминалистическая - И.А. Мурашкиным (1999). Вопросы оперативно-розыскной деятельности, возникающие при пресечении незаконного оборота наркотиков в деятельности военнослужащих ФПС получили всестороннее исследование в кандидатской диссертации В.Б. Ивасенко. Некоторые аспекты деятельности органов военного управления и военной юстиции по предупреждению наркоманий и токсикомании в

Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях рассмотрены в докторских диссертациях Б.Ф.Старова, И.М. Мацкевича, СМ. Иншакова. На имеющуюся связь между потреблением наркотиков и совершением правонарушений в войсках, опасность наркотизма для армии указывали Б.Ф. Калачев (1988 г.), Г.Н. Драган (1993 г.), И.М. Мацкевич (1996,1999 г.)

Между тем наркотизм (и в т.ч. его криминологический аспект) как социальное явление, получившее распространение в Спецстрое России, до настоящего времени не рассматривался на диссертационном уровне. Отсутствовали научные исследования таких аспектов проблемы как взаимосвязь наркотизма и преступности в рамках Спецстроя России, создание в ведомстве программы по предупреждению распространения наркотических средств; вопросы взаимодействия по данной проблеме командования и органов военной юстиции, МВД, Федеральной пограничной службы и др. Нуждался в осмыслении положительный опыт профилактики наркотизма, накопленный в других войсках и воинских формированиях России, а также армиях ряда зарубежных стран, и применении его в Спецстрое РФ.

Выше названные аргументы безусловной государственной важности постановки и исследования криминологических проблем наркотизма предопределили выбор темы диссертации. При этом автор ставит задачу исследования криминологического аспекта наркотизма, так как последний изучается в рамках теории социальных отклонений комплексом различных наук (социологией, криминологией, наркологией, социальной психологией, психиатрией и др.)

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при предупреждении наркотизма как разновидности девиантного поведения среди военнослужащих Спецстроя России и воздействии на детерминирующие наркотизм криминогенные факторы.

Предметом исследования выступает совокупность правовых норм, составляющих правовую базу предупреждения наркотизма среди военнослужащих и регулирующих деятельность командования и правоохранительных органов по уменьшению уровня наркотизации среди военнослужащих Спецстроя России.

Цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования определены автором с учетом концепции работы, которая представляется в следующем. Потребление одурманивающих средств (прежде всего - наркотиков) и их оборот с целью распространения "порождают", с одной стороны, рост наркомании и токсикомании как группы заболеваний и, во-вторых, способствуют появлению и развитию наркотизма как опасного социального явления. Наркотизм (в диссертации рассматривается его криминологический аспект) выступает одновременно как в качестве одной из специальных причин общеуголовных и воинских преступлений, совершаемых в Спецстрое (и других воинских формированиях Российской Федерации) на современном этапе, так и "фонового", сопутствующего преступности, социального явления. Разработка эффективного механизма предупреждения наркотизма напрямую связана с укреплением воинской дисциплины, предупреждением правонарушений и преступлений среди военнослужащих.

Целью настоящей диссертационной работы является исследование причин наркотизма и его криминологической характеристики, факторов "риска", детерминирующих его распространение в Спецстрое России; взаимосвязи наркотизма и преступности, разработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательного обеспечения борьбы с незаконным оборотом наркотических средств (далее по тексту - НОН) и предупреждению незаконного потребления наркотиков в Спецстрое России.

1. Освоение научных трудов и нормативно-правовых актов, а также следственно-судебной практики, посвященных криминологическим проблемам наркотизма, а также тесно связанным с ними медицинским, психологическим и социальным аспектам наркотизма.

2. Установление криминологической характеристики и причин наркотизма, а также факторов "риска", детерминирующих его распространение в Спецстрое России.

3. Установление взаимосвязи наркотизма и преступлений, а также иных правонарушений, совершаемых военнослужащими.

4. Анализ практики предупреждения наркотизма в Спецстрое России, других воинских формированиях РФ, а также армиях зарубежных стран, и на этой основе определение актуальных направлений деятельности командования Спецстроя России в рамках реализации Концепции государственной политики по контролю за наркотиками.

5. Разработка научных и практических рекомендации по совершенствованию законодательного обеспечения борьбы с НОН и предупреждению злоупотребления наркотиками в Спецстрое России, других войсках и воинских формированиях; выработка предложений по созданию программы предупреждения наркотизма в Спецстрое, которые будут осуществляться в рамках Комплексной государственной программы по контролю за наркотиками.

Методологическая основа и методы исследования.

Диссертационное исследование проведено на основе общефилософского диалектико-материалистического метода познания, а также частных методов познания (формально-юридический, сравнительно-правовой), в т.ч. специальных криминологических методов прогнозирования, экспертных оценок, анкетирования и др.

Использовались научные труды по криминологии, теории социальных отклонений, уголовному и другим отраслям права, наркологии, социологии, в т.ч. работы зарубежных авторов.

Юридической основой исследования являются общепризнанные международно-правовые акты о правах человека и гражданина, действующее международное и национальное законодательство в области контроля за наркотиками, Конституция Российской Федерации, уголовное и административное законодательство, действующие военно-правовые акты,

Постановления Пленума Верховного Суда России; использован международный и отечественный опыт предупреждения наркотизма в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, в т.ч. Спецстрое России.

Теоретической базой для рассмотрения вопросов темы послужили труды ученых-юристов в области криминологии и отклоняющегося поведения, уголовного, административного права, военного законодательства (А.И. Алексеева, Ю.М. Антоняна, Х.М. Ахметшина, Э.А. Бабаяна, А.С. Безнасюка, Т.А. Боголюбовой, СВ. Бородина, Ф.С. Бражника, О.Н. Ведерниковой, Я.И. Гилинского, А.Я. Гришко, А.И. Гурова, В.З Гущина, О.В. Дамаскина, А.И. Долговой, Г.Н. Драгана, O.K. Зателепина, СМ. Иншакова, Б.Ф. Калачева, М.К. Кислицина, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева, И.М. Мацкевича, Г.М. Миньковского, Н.А. Петухова, П.Г. Пономарева, В.А. Номоконова, А.С. Самойлова, П.Н. Сбирунова, Б.Ф. Старова, В.Г. Стрекозова, А.А. Тер-Акопова, А.А. Толкаченко, К.В. Харабета, Б.П. Целинского, В.Е. Эминова и др).

При написании диссертации для сбора данных использовались официальная отчетность правоохранительных органов, судов и органов военного управления, а также специально организованные криминологические исследования, в т.ч. проведенные диссертантом. Автором были проинтервьюированы и проанкетированы более 300 военнослужащих Спецстроя Росиии (потребители наркотиков; военнослужащие, проходящие службу по призыву и офицерский состав). Собранные сведения, на которых строятся выводы диссертации, являются репрезентативными. Автором использована также следственно-прокурорская практика военных прокуратур (материалы 350 прокурорских проверок и 74 уголовных дел данной категории) и судебная практика Московского окружного военного суда (115 уголовных дел, Обзоры судебной практики), в т.ч. личный работы в качестве руководителя органа дознания -начальника управления N 10 Спецстроя России по профилактике наркотизма в подчиненных воинских частях.

Применение в совокупности указанных методов помогло комплексно (междисциплинарно) подойти к проблемам, затрагиваемым в диссертации;

исследовать на необходимом уровне объект и предмет исследования; сформулировать положения, могущие быть квалифицированы, как решение научной задачи, имеющей существенное значение для военно-правовой области знаний.

Основные научные результаты, полученные в ходе диссертационного исследования и выносимые на защиту:

а) впервые предпринятое комплексное научное исследование асоциального явления "наркотизм" в его криминологическом аспекте в условиях Федеральной службы специального строительства Российской Федерации;

б) проведенный анализ действующего российского антинаркотического законодательства и практики его применения, оценка законодательства иностранных государств в области борьбы с наркотизмом среди военнослужащих и специальной литературы применительно к борьбе с наркотизмом как «фоновым» явлением преступности и правонарушений среди военнослужащих Спецстроя РФ;

в) предложенное новое определение криминологического понятия «наркотизм» применительно к распространению данного явления среди военнослужащих Спецстроя, Вооруженных Сил, других воинских формирований РФ:

Наркотизм - опасное антисоциальное явление, имеющее криминогенный характер и заключающееся в приобщении к потреблению наркотических и иных одурманивающих средств значительных групп военнослужащих с целью "ухода" от окружающей действительности и по другим мотивам, и как следствие -существенно снижающее боевую готовность войск;

г) изученные автором данные правовой статистики и результаты специально организованных исследований, свидетельствующие о том, что наркотизм в российском обществе и Спецстрое (а также других войсках и воинских формированиях РФ) имеет в целом единую феноменологическую и этиологическую характеристики;

д) на основе проведенных автором криминологических исследований и изученной специальной литературы выявленная группа криминогенных факторов, обуславливающих распространение наркотизма в условиях Спецстроя России: резкое снижение социального, духовного, образовательного уровня призывного контингента Спецстроя России и увеличение количества лиц, поступающих на военную службу, имевших психические отклонения и допускавших девиантное поведение; наличие в стране значительной сырьевой наркосодержащей базы и дислокация частей Спецстроя России в "наркоопасных" регионах; обусловленный организационным строением Спецстроя России как воинского формирования высокий уровень сплоченности и одновременно закрытости воинских коллективов и объективно существующая система определенной изолированности воинской деятельности от систем общегосударственного контроля и некоторые другие;

е) предложения по совершенствованию федерального и ведомственного антинаркотического законодательства, заключающиеся в принятии Программы по предупреждению наркотизма в Вооруженных Силах, войсках и воинских формированиях РФ, установлении повышенной ответственности военнослужащих за потребление наркотиков, расширении полномочий командования и военных комиссариатов по сбору информации о наркопотреблении среди лиц, поступающих на военную службу, создании эффективного межведомственного взаимодействия по вопросам наркопрофилактики и др.

Практическая значимость результатов диссертационного

исследования Практическая значимость исследования вытекает из новизны полученных результатов и состоит в разработке практических (прикладных) рекомендаций, во-первых, по созданию в Спецстрое России специальных структур, на которые бы возлагалась функция предупреждения наркотизма и пресечения незаконного оборота наркотических и иных одурманивающих средств, во-вторых, по

совершенствованию современного российского законодательства (федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и др.), направленного против наркотизма среди военнослужащих.

Практические рекомендации, изложенные в диссертации могут быть использованы органами военной юстиции, военными медиками, командованием Спецстроя России, а также других военных ведомств в своей деятельности по предупреждению наркотизма.

Апробация исследования и внедрение его результатов Основные результаты проведенных автором исследований нашли свое отражение в правоприменительной деятельности Спецстроя России, в учебном процессе подготовки юристов в Московском военном институте ФПС России и Международном независимом эколого-политологическом университете (МНЭПУ); в опубликованных лично и в соавторстве работах (научных статьях, учебных пособиях), а также в научно-практических сообщениях, сделанных на кафедре, в военных и учебных аудиториях.

Соискатель принял личное участие в разработке ряда законопроектов, касающихся предупреждения наркотизма в сфере незаконного оборота наркотиков среди военнослужащих (внесение поправок в федеральные законы РФ «О воинской обязанности и военной службе», «О наркотических средствах и психотропных веществах», а также в «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан») - Приложение N 2 рукописи; являлся участником Парламентских слушаний, проводимых Комитетом по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания РФ по проблемам борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков (26 октября 2001 г.).

Положения диссертации в виде опубликованных материалов успешно апробированы и отчасти внедрены в практическую деятельность Спецстроя России, в учебный процесс Военного университета Минобороны РФ, Московского военного института ФПС России и МНЭПУ.

Структура исследования обусловлена его предметом, целями и задачами. Рукопись содержит введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность темы диссертации, концепция, цели, задачи и методика исследования, его научная новизна и положения, выносимые на защиту, характеризуется практическая значимость и апробация авторских (диссертационных) предложений, определены объект и предмет исследования.

Глава І: "Наркотизм как вид социальных отклонений в поведении военнослужащих.

В первой главе рассматривается: наркотизм как вид социального отклонения; раскрыт понятийный аппарат проблемы. Далее обосновываются криминологическая характеристика наркотизма и анализируются ее основные элементы. Наркотизм как фактор преступности в стране и Спецстрое России исследуется в отдельном параграфе.

Глава II: "Причины наркотизма в Спецстрое России".

Во второй главе основное внимание уделено причинам наркотизма в Спецстрое России, а также рассмотрению криминогенных факторов, оказывающих влияние на распространение наркотиков среди военнослужащих.

Глава Ш: "Предупреждение наркотизма в Спецстрое России".

В третьей главе последовательно рассматриваются: действующая система законодательства, регулирующая сферу оборота наркотиков, опыт борьбы с наркотизмом в других воинских формированиях России, а также армиях ряда иностранных государств, некоторые предложения по совершенствованию законодательства в области борьбы с наркотизмом.

В Заключении подводится итог диссертационного исследования, в обобщенном виде формулируются основные выводы и практические рекомендации по использованию его результатов; определяются направления дальнейшего научного исследования проблем наркотизма и связанной с ней преступности в стране.

Понятие наркотизма как вида социальных отклонений военнослужащих и его состояние в Спецстрое России.

Немедицинское потребление наркотических средств и их незаконный оборот приобрели в мире за последние десятилетия глобальный масштаб и имеют тенденцию к увеличению. Доходы наркобизнеса, по оценкам экспертов ООН, ежегодно составляют десятки миллиардов долларов и уступают только прибыли, получаемой от международной торговли оружием. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1990-2000 г.г. были объявлены Десятилетием борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Крайняя озабоченность со стороны мирового сообщества (включая Россию) проблемой распространения наркотиков вызвана той огромной социальной опасностью, которую несет наркотизм. Она выражается в следующем.

1. В результате заболевания наркоманией происходит деградация личности человека, коренным образом ухудшается его здоровье, что приводит к преждевременной гибели. Наркоман, его психико-волевая сфера становятся полностью зависимыми от приема наркотических и иных одурманивающих средств. Риск самоубийства при наркоманиях возрастает в 350 раз, общая летальность - в 30 раз, длительность жизни активного потребителя наркотиков составляет 5-10 лет (Пятницкая И.Н. 1994:19-20).

2. Потребление наркотиков приводит к разрушению брачно-семейных отношений. Заболевания наркоманиями сказываются на генофонде нации, что приводит к появлению у наркоманов потомства с физическими и психическими аномалиями. Доля наркоманов, состоящих в браке, не превышает 25 %, велик процент распавшихся семей. Удельный вес лиц, родившихся с психопатологической наследственностью в семьях наркоманов колеблется, по различным оценкам от 57 до 75 % (Алиев В.М. 1993: 15-16).

3. Наркотизм является мощным фактором общей преступности в большинстве стран мира. Наркобизнес превратился в один из опасных видов международной преступности, подрывая финансово-экономические системы многих государств. По оценкам Комитета по контролю наркотиков при ООН, преступления с незаконным оборотом наркотиков вышли на первой место среди преступлений, носящих международный характер. Ежегодный "теневой" доход международного наркобизнеса составляет 300-400 млрд. долл. (Мир без наркотиков, специальный выпуск, М., 2001 г., 26 июня).

4. Потребители наркотиков являются потенциальными распространителями последних как среди своего ближайшего окружения, так и на межрегиональном уровне. Так, по оценкам И.Н. Пятницкой, каждый наркоман "заражает" 6-10 человек (Пятницкая И.Н. 1994:17).

5. Массовое распространение наркотиков и наркобизнес могут выступать фактором ухудшения межгосударственных отношений и стать источником военно-политического противостояния. XIX век ознаменовался "опиумными" войнами между Англией и Китаем. В начале 90-х г. XX в. резко ухудшились отношения между США и Колумбией, где, по данным американских спецслужб, находилась главная "фабрика" по производству кокаина, поставляемого затем в Штаты. Обвинения руководства страны во главе с диктатором Норьегой в пособничестве международной наркомафии находились в основе решения администрации США о направлении своих воинских подразделений в Панаму в начале 80-х г прошлого века.

6. Культивирование наркосодержащих растений в некоторых районах мира стало серьезной угрозой для экологической безопасности. Так, экспертами Программы ООН по международному контролю за наркотиками указывается на истощение почв в районе бассейна р. Амазонки (Южная Америка), на территории государств так называемого "Золотого треугольника (Юго-Восточная Азия), что является следствием вырубки лесов под плантации наркосодержищих растений (Бюллетень по наркотическим средствам, Женева, ООН, 1992, т.44 N 2, с. 4-5; ХарабетКБ. 2001:149-150).

7. Наркотизация прежде всего охватывает молодежные слои населения, что особо опасно для будущего развития человечества. По оценкам ООН, примерно две трети потребителей наркотиков составляют лица в возрасте до 30 лет (Мир без наркотиков, специальный выпуск, М., 2001 г., 26 июня).

8. Злоупотребление наркотиками приводит к значительным расходам со стороны семьи и общества, связанным с лечением и реабилитацией больных наркоманией, борьбой с наркобизнесом, забирая тем самым экономические ресурсы из социально полезных сфер. Так, на реализацию Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 1995-1997 годы" было затрачено 85 млрд. руб. В США, к примеру, только в 1994 году на функционирование антинаркотической программы направлено 12 млрд. долларов.

Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, обзор специальной литературы позволяют выделить некоторые тенденции, проявляющиеся в мировом распространении наркотизма (B.Inglis 1975; L. Johnston 1974; Peter T.Furst 1985; M.Glatt 1974; Richard RBlum 1970; Калачев Б.Ф. 1998; Пятницкая И.Н. 1994, 1995; О. Shreder 1996; Сбирунов П.Н., Целинский Б.П. 2000 и др.). Наиболее значительными из них являются.

Причины наркотизма в Российской Федерации и Спецстрое России.

Проблема причинности - одна из центральных и, до сих пор, дискуссионных тем в криминологической науке. Для объяснения причин преступности, наркотизма и других форм отклоняющегося поведения необходимо обратиться к анализу всей системы различных социальных факторов. Традиционно, в отечественной криминологии система причин преступности и условий, способствующих совершению преступлений, рассматривается в тройном срезе этого "пласта": причин преступности в целом (1), причин отдельных видов преступлений (2) и причин конкретного преступного поведения (3). С тех же позиций предлагают подойти к рассмотрению причинного комплекса и авторы теории социальных отклонений (Кудрявцев В.Н. и др.). Причинные объяснения отклоняющегося поведения включают причины отклонений в целом, причины отклонений ее отдельных видов (наркотизма, преступности и др.), причины конкретных поступков (Социальные отклонения 1989:130-131).

Следует отметить во - многом совпадающие детерминанты, на которые указали ряд авторов при объяснении этиологии (причинного комплекса) большинства форм отклоняющегося поведения (преступности, наркотизма, алкоголизма). И это не случайно, если иметь ввиду в целом единую социальную базу перечисленных асоциальных явлений, схожие "картины" их проявления. В рамках настоящего исследования предполагается более подробно остановиться на группе причин и условий, обуславливающих наркотизм как криминологическое явление. Именно на этом уровне проявляется "качественное своеобразие", соответствующее данному виду социальных отклонений, так как "раскрытие специфики причин различных видов отклонений способствует уяснению того общего, что свойственно причинам этих явлений в целом, и помогает наметить конкретные практические меры и средства борьбы с ними (Социальные отклонения 1989: 131). В современной науке детерминистический подход, объясняющий существование "наркотизма", рассматривается в виде воздействия сложного механизма, представляющего собой совокупность социальных, экономических, психологических, правовых, организационных и других факторов. Ответ же на вопрос "почему возникает и распространяется наркотизм" дает причинный подход, выделяющий главные, основные звенья (факторы), обуславливающие рассматриваемое явление. Именно поэтому причинность составляет "внутреннее содержание детерминации" и ее сущность.

Перед началом рассмотрения причин наркотизма, автор считает необходимым выделить два важных, на наш взгляд, обстоятельства. Во-первых, система явлений, составляющих причинный комплекс видов отклоняющегося поведения, в т.ч. и преступности, до настоящего время окончательно не определена и проблема структуирования системы криминогенных детерминант остается дискуссионной среди отечественных и зарубежных исследователей. Во-вторых, автор подходит к изучению комплекса причин и условий, обуславливающих наркотизм, как динамичной системе, компоненты которой не имеют между собой жестких отличий. Разграничение между причинами и условиями состоит в том, условия сами по себе не порождают наркотизм, они лишь способствуют их осуществлению. Практическое их расчленение представляет определенные трудности, т.к. граница между ними условна и подвижна, на что в свое время было справедливо указано В. Н. Кудрявцевым: "Различие причин и условий относительно, оно имеет значение лишь применительно к конкретным явлениям. В широком смысле условия являются также причинами события, ибо без них оно не могло бы произойти" (Кудрявцев В.Н. 1968:10).

В целом, наркомания как исключительно устойчивое социальное явление представляет для общества и Вооруженных Сил исключительно сложную и многогранную проблему. Она является результатом взаимодействия большого о количества экономических, социальных, психофизических, психологических, социокультурных и других факторов, которые необходимо учитывать в профилактической работе.

В последние 10 лет в России, в процессе проведения реформ, направленных на изменение общественно-экономического строя, значительно трансформировались общие причины преступности и других видов социальных отклонений, и прежде всего наркотизма. В настоящее время к наиболее важным из них следует отнести имущественное расслоение общества, усиливающееся по мере углубления реформ, легализацию доходов практически любого, в т.ч. криминального, предпринимательства, распад прежней системы духовных ценностей, в то время как новая их система формируется с уродливыми проявлениями.

Спецстрой России, равно как и другие войска и воинские формирования, являются неотъемлемой частью Российского государства, а их состав достаточно репрезентативно представляет практически все слои нашего общества. Фундаментальные исследования в области военной криминологии, проведенные в свое время В.В. Лунеевым, свидетельствуют о высоком коэффициенте корреляции между динамическими показателями общеуголовных преступлений военнослужащих и аналогичных показателей в целом по стране (+ 0,8). В целом сделан основополагающий вывод о действии "в стране и армии единых основных тенденций и закономерностей". Он является базой для подхода к изучению основных закономерностей и тенденций преступности в армии и на флоте, ее причин и направлениях предупредительной деятельности (Криминология 1995: 405). Как было отмечено, наркотизм имеет криминологический характер, закономерности и тенденции распространения, на современном этапе во-многом сходные с характеристиками преступности. Поэтому мы в научных целях используем сделанный В.В. Лунеевым важный в методологическом плане вывод для исследования причин наркотизма, действующих в Спецстрое, с тем, чтобы на основе их анализа попытаться сформулировать некоторые подходы к предупреждению этого явления.

В отечественной военной криминологии совокупность причин и условий, порождающих преступность в Спецстрое, рассматривают в совокупности трех основных групп:

1) общих причин преступности, действующих в стране и проявляющихся через условия жизни и воспитания граждан до их поступления на военную службу;

2) общих причины преступности, с особенностями их проявления в специфических воинских условиях;

3) причин и условий, способствующие совершению преступлений военнослужащих, присущих сугубо Вооруженным Силам (Лунеев В.В. 1986: 78-83).

На наш взгляд, данная классификация очень продуктивна применительно к рассмотрению причинного комплекса, помимо преступности, и других видов отклоняющегося поведения, в т.ч. наркотизма среди военнослужащих. При этом в настоящем исследовании, исходя из его целей и задач, упор будет сделан на анализе "воинских" криминогенных детерминант, обуславливающих наркотизм в Спецстрое. Кроме того, диссертант считает необходимым сделать следующее замечание. Как уже не раз отмечалось, проблема наркотизма междисциплинарна и является предметом исследования многих наук. В 70-90-е годы XX века в СССР и России был опубликован ряд фундаментальных работ, посвященных медицинскому, социологическому, психологическому, уголовно-правовому, криминалистическому, международно-правовому, оперативно-розыскному и другим аспектам наркотизма. В то же время, криминологическая проблематика наркотизма оставалась всесторонне не изученной, несмотря на ряд осуществленных региональных исследований и вышедшие в эти годы научные работы, уже упоминавшиеся в диссертации.

Правовые основы предупреждения наркотизма в Федеральной службе специального строительства РФ.

Правовая база деятельности всех государственных органов по предупреждению наркотизма и наркопреступности основывается на федеральном законодательстве, ведущее место в системе нормативных актов которого занимают Концепция государственной политики по контролю за наркотиками 1993 года и Федеральный закон 1998 года "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, утвержденная 22 июля 1993 года, фактически послужила началом создания в нашей стране единой системы антинаркотического законодательства. При подготовке Концепции принималось во внимание отрицательное влияние злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота на социально-психологическую атмосферу в обществе, экономику, политику и правопорядок в условиях формирующейся новой государственности России. Целями этого нормативного документа стали: установление концептуальных основ государственной политики по контролю за наркотическими средствами, её организационных и законодательных аспектов, выработка единой скоординированной межведомственной программы.

По замыслу разработчиков Концепции, в перспективе требовалось создать четыре фундаментальных условия, способных обеспечить эффективный государственный контроль над потреблением и оборотом наркотиков в России.

Во-первых, сформировать федеральный Центр координации и руководства, сбора и анализа информации, разработки единой стратегии и тактики, постоянного оперативного мониторинга наркоситуации. Такая организационная структура была создана летом 1994 г. в виде Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

Во-вторых, разработать пакет законопроектов по вопросам контроля над наркотиками.

В-третьих, подготовить Комплексную государственную программу по контролю за наркотиками. Этот нормативный документ принят в 1995 г.

В-четвертых, создать специальный фонд, средства которого использовать на цели осуществления государственной политики по контролю за наркотиками и Программы. Указанный фонд предполагалось организовать при упомянутом выше Центре (Комитете, Комиссии). Активы фонда планировалось пополнять, к примеру, из денежных средств, конфискованных у осужденных за преступления, связанные с наркотиками. Эти положения Концепции не реализованы до настоящего времени.

Таким образом, рассматриваемая Концепция за 1993-1998 годы в значительной части была реализована, но по ряду позиций оказалась не исполненной. Главной причиной в этом является сложившаяся в стране социально-экономическая ситуация, которая мало способствует приведению в жизнь положений государственной политики по контролю над наркотиками. Но социальная значимость Концепции, как национального стратегического документа, обеспечивающего конституционные гарантии по защите прав и свобод человека и гражданина от наркомании и незаконного оборота наркотиков, остается по-прежнему высокой.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. является другим основополагающим правовым документом среди антинаркотического законодательства. Возведение прав и свобод человека и гражданина в категорию высших ценностей, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека в обязанность государства (ст. 2 Конституции) - согласует Основной Закон с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Регулирование оборота наркотических средств и психотропных веществ согласно ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению Российской Федерации. Специальным законом, регулирующим государственную политику в области легального оборота наркотиков, борьбы с незаконным оборотом наркотиков и предупреждения их злоупотребления является Федеральный закон № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 8 января 1998 года.

Данный документ состоит из восьми глав, включающих в себя 61 статью. В той его части, где описываются Общие положения (ст.1 закона) определяются термины, обретающие законодательную силу. К ним относятся такие понятия как наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, препарат и др.

К наркотическим средствам Законом отнесены вещества синтетического или естественного происхождения, препараты: растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в России, в том числе Единой Конвенцией о наркотических средствах 1961 года. К психотропным веществам относятся вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года. Прекурсоры вышеназванных средств и веществ - это вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством и международными договорами РФ, в том числе Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года (ст.1). К наиболее значимым новеллам закона относятся:

1) Положение об обязательном утверждении Правительством перечней наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (но здесь вновь забыты сильнодействующие вещества) и опубликование таких перечней в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если раньше списки наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ, которыми должны руководствоваться правоприменительные органы, издавались Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ, то в настоящее время в соответствии с Законом Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации утверждается Правительством России, что и было им осуществлено 30 июня 1998 года принятием соответствующего Постановления (Собрание законодательства РФ, 1998, № 27, ст. 3198). Всего существует четыре Списка. В Список 1 включены наркотические средства и вещества, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с национальным законодательством и международными договорами РФ. Список 2 составляют наркотические средства и вещества, оборот которых ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с национальным законодательством и международными договорами РФ. Список III включают психотропные вещества, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с национальным законодательством и международными договорами РФ. Список IY представляет собой перечень прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с национальным законодательством и международными договорами РФ. Издание списков сильнодействующих и ядовитых веществ по-прежнему является компетенцией Постоянного комитета по контролю наркотиков при Минздраве РФ (далее - ПККН).

Гацко Михаил Федорович

Совладелец и Вице-президент компании ООО «Регионпромстрой». Бывший начальник строительного управления Минобороны

«Семья»

Отец — — Советский и российский военачальник, генерал армии в отставке. Совладелец и президент компании ООО «Регионпромстрой». Бывший советник первого заместителя мэра Москвы, бывший руководитель Департамента городского строительства города Москвы.

Сестра — — Совладелец компании ООО «Регионпромстрой». Управляющий директор сети московских ювелирных бутиков

«Связи / Партнеры»

Российский государственный деятель, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, кандидат экономических наук

«Компании»

Регионпромстрой,

«Новости»

Определены проектировщики 20 домов по программе реновации

Двадцатый, самый крупный из разыгранных лотов - проектирование жилого дома высотой до 100 м на улице Константина Федина в районе Северное Измайлово. Общая надземная площадь здания, согласно технико-экономическим показателям объекта, составит 102,4 тыс. кв. м, площадь квартир - 61,4 тыс. кв. м, вместимость подземной стоянки - 543 машино-места. Начальная цена закупки составляла 325,6 млн руб., итоговая стоимость договора - 322,1 млн руб. На конкурс подавали заявки ООО «Регионжилстрой» и ООО «Проектная компания «Трио». Единственным допущенным участником стал «Регионжилстрой».

Согласно базе СПАРК, «Регионжилстрой» был зарегистрирован в мае 2017 года, 90% компании принадлежит Юлии и Олегу Косован - детям бывшего замминистра обороны по строительству и расквартированию войск, экс-руководителя департамента градостроительной политики Москвы Александра Косована. Александр Косован является президентом «Регионжилстроя». Компания выступает одним из крупных подрядчиков по жилищному и социальному строительству в Москве. С 2014 года она заключила госконтракты на сумму 58,6 млрд руб., в том числе на строительство второй очереди театра Et Cetera Александра Калягина.

Реновация наступает. Кому принадлежат «неликвидные» дома, в которые будут переселять москвичей

Следующие дома расположены по адресу: улица 5-я Парковая, д.62, корпуса 1 и 2. Генподрядчиком строительства жилищного комплекса является ООО «Регионпромстрой». Руководит компанией семья Александра Косована, бывшего заместителя министра обороны по строительству и расквартированию войск. По сообщениям разных источников, Косован имеет давние дружеские отношения с Ресиным. Более того, в 2010 году Ресин назначил Косована своим заместителем.

Юлии и Олегу Косован принадлежит контрольный пакет акций в «Регионпромстрое». Компания известна тем, что часто выигрывает тендеры на подрядные и строительный работы в Москве. И речь идет не только о жилых комплексах. В декабре прошлого года «Регионпромстрой» выиграл тендер на выполнение подрядных работ театра «Et Cetera».

Тайные мастера госзаказа

На аватаре в фейсбуке 47-летний Олег Косован изображен в форме офицера петровской армии с голубой лентой и орденом Андрея Первозванного. Таким, с высшей воинской наградой царских времён, себя видит сын экс-заместителя министра обороны. Ему и его сестре Юлии, шатенке с модельной внешностью, принадлежит 69% компании ООО «Регионпромстрой» (выручка – 3,4 млрд руб). Эта фирма по данным «Контур. Фокус» получила за последний год от «Управления гражданского строительства» госзаказов на 13,7 млрд рублей. Это примерно 10% от всех заказов казенного предприятия. Дети генерала армии в отставке Александра Косована, бывшего заместителя министра обороны России занимаются муниципальным строительством. 49% акций - у Юлии Косован, 20% - у Олега Косована. По 15,5% у Михаила Шнайдера и Бориса Шинкаревского. А Косован-старший — президент ООО «Регионпромстрой».

«Стройотряд» Хуснуллина. Как менеджеры из Татарстана брали Москву

Недавно стали известны итоги 20 конкурсов по проектам домов в Северном (САО), Северо-Восточном (СВАО), Восточном (ВАО) и Северо-Западном (СЗАО) административных округах столицы. Согласно данным на портале госзакупок, единственным допущенным участником по контракту на 322 миллиона рублей оказалась фирма «Регионжилстрой», совладельцами которой значатся Олег и Юлия Косован - дети экс-замминистра обороны и экс-главы Департамента городского строительства города Москвы Александра Косована.

Сын генерала незаконно открыл хостел в своей квартире у Кремля

Сын генерала армии в отставке Александра Косована, бывшего заместителя министра обороны России, незаконно организовал в своей квартире возле Кремля мини-отель, где можно снять койко-место всего за 500 рублей в сутки.

Как стало известно «МК», экс-начальник строительного управления Минобороны 48-летний Олег Косован, и так далеко не бедный человек, как оказалось, занимается еще и незаконным гостиничным бизнесом. Несколько лет назад он переоборудовал свои апартаменты на Кремлевской набережной в хостел, в котором шесть номеров. Однако жильцам такое соседство совсем не понравилось. «Постояльцы гостиницы шумели в ночное время, постоянно курили на лестничных площадках», - сетовали люди. Они пожаловались в Хамовническую прокуратуру. Надзорное ведомство провело проверку и выявило нарушения закона - жилое помещение, принадлежащее Косовану-младшему, использовалось не по назначению. Выяснилось, что в мини-отеле отсутствовала система звукоизоляции номеров, средства противопожарной безопасности, охранная сигнализация, собственник квартиры также не обеспечил соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и прочее.

Семейство генерала Косована и обманутые дольщики

Практически все обманутые соинвесторы в один голос упоминают фамилию Косован. Он известен как бывший замминистра обороны, который с 1997 по 2003 год был начальником службы по строительству и расквартированию войск РФ. Это ведомство давно прозвали центром коррупции, а Косована коллеги за глаза иначе, как «олигарх», не величают. Генерал-полковник правоохранителями за руку пойман не был, и мы не будем его ни в чем обвинять. Просто сопоставим некоторые факты. Для начала радует жизненный успех генеральской дочери Юлии. Военный юрист по образованию, нынче она известна как рублевская девушка, объявившая бойкот Куршевелю. В строительных делах барышня замечена не была – она все больше ювелирным бизнесом интересуется.

Активно набирает новые кадры. В прошлом году в руководство компании вошли экс-руководитель Госстроя, глава Ассоциации строителей России Николай Кошман, а также Михаил Дворкович, брат помощника президента Аркадия Дворковича. На минувшей неделе топ-менеджмент девелопера пополнил сын крупного московского чиновника Олег Косован .

Сын руководителя департамента городского строительства Москвы Александра Косована назначен на должность директора по управлению инвестиционными проектами Mirax Group. До этого он возглавлял ФГУП «Управление специального строительства №10» (УСС №10) Спецстроя России, а также был советником гендиректора фонда «Газпромипотека». УСС №10 специализируется на строительстве жилья под ключ в том числе для Министерства обороны, а «Газпромипотека» инвестирует преимущественно в строительство жилья для сотрудников газовой монополии.

С приходом в Mirax Group Олег Косован оставил прежние должности, заметили в корпорации Сергея Полонского . В «Газпромипотеке» РБК daily подтвердили, что с января 2010 года г-н Косован там не работает. Получить комментарии в УСС №10 вчера не удалось.

Эксперты рынка недвижимости считают, что Косован-младший станет одной из ключевых фигур в Mirax Group. Его опыт работы в структурах Спецстроя и «Газпрома» позволят Сергею Полонскому легче преодолеть кризис. Источник в правительстве Москвы полагает, что за счет нового назначения Mirax Group может сократить организационные расходы, связанные с оформлением проектной документации и получением согласований для нового строительства. На них приходится 30-40% от инвестиционной стоимости проекта.

Помимо Олега Косована команду топ-менеджеров Mirax Group пополнил бывший заместитель гендиректора ФГУП «Инвестиционно-строительный концерн «Росатомстрой» Олег Витько. Он будет курировать проекты, связанные с управлением и эксплуатацией недвижимости. Косован и Витько заняли новые должности 25 января, сообщили РБК daily в пресс-службе Mirax Group.

Опыт Олега Косована в сегменте массового жилья может способствовать диверсификации бизнеса Сергея Полонского.

Но в Mirax Group отрицают наличие планов в сегменте жилья эконом-класса. По мнению директора компании Praedium Oncor Int. Михаила Геца, опыт г-на Косована может быть использован при оценке проектов и площадок корпорации в случае их возможной продажи.

Портфель проектов Mirax насчитывает 12 млн кв. м жилой и коммерческой недвижимости. Cегодня в активной стадии строительства находятся пять проектов общей площадью 1,4 млн кв. м: башня «Федерация», Mirax Plaza, «Кутузовская Миля», WellHouse на Ленинском и WellHouse на Дубровке. В 2008 году девелопер построил более 793 тыс. кв. м, но в прошлом году не было введено ни одного метра.

Опрошенные РБК daily эксперты считают логичным появление новых лиц в окружении Сергея Полонского : в кризис Mirax Group лишилась основных топ-менеджеров, которые стояли у ее истоков. В декабре 2008 года корпорацию покинул Алексей Адикаев, а в 2009-м - Максим Привезенцев и Дмитрий Луценко. Тогда же в структуру руководства Mirax Group пришли Николай Кошман и Михаил Дворкович (на фото справа) . Бывший руководитель Госстроя, а ныне президент АСР стал первым зампредом правления Mirax Group, а брат Аркадия Дворковича (на фото) - советником председателя совета директоров (Сергея Полонского).

Генпрокуратура отменила постановление МВД о возбуждении уголовного дела о превышении должностных полномочий против бывшего замминистра обороны и одного из соратников Юрия Лужкова генерала армии запаса Александра Косована. Несколько лет он руководил департаментом градостроительной политики Москвы. Высокопоставленного чиновника подозревали в причастности к пропаже более чем 1,8 млрд рублей, выделенных из бюджета на реконструкцию недостроя. По мнению прокуроров, у МВД не было оснований для возбуждения уголовного дела против Косована.

По данным «Известий», уголовное дело против Александра Косована было возбуждено еще в конце мая этого года следователем Главного управления МВД по Центральному федеральному округу (ГУ МВД по ЦФО) по ст. 286 УК «Превышение должностных полномочий». Материалы в отношении уже бывшего чиновника были выделены из материалов другого скандального дела. Несколько лет назад в Москве возмущенные дольщики устраивали митинги, пикеты, судились и требовали от властей предоставить им обещанные квартиры. В частности, речь шла о двух недостроях - на улице Генерала Глаголева в районе Хорошево-Мневники и в 11-м микрорайоне района Южное Тушино.

Эти дома недостроила компания «Энергостройкомплект-М». В октябре 2010 года врио мэра Москвы Владимир Ресин подписал распоряжение, согласно которому завершить строительство должно было ГУП «Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов» (УРиРУО). На это предприятию из городского бюджета выделили субсидию в 3,1 млрд рублей. Как выяснилось позже, реальные затраты ГУПа составили 1,22 млрд, а остальные деньги были расхищены при непосредственном участии руководителя УРиРУО 40-летнего Андрея Барканова.

Сами дома так и не были достроены. Между тем бюджетные деньги ушли на счета фирм-контрагентов Барканова, а также на погашение кредитов. При этом сам руководитель ГУПа не бедствовал, а мог позволить себе роскошный Bentley и собственную яхту.

В январе 2012 года Андрей Барканов был по санкции суда арестован и помещен в СИЗО. Ему предъявили обвинение в мошенничестве. Сам Барканов вины не признавал, а его защитники утверждали, что это второе подобное «странное дело» - первое было прекращено в 2010 году за отсутствием состава преступления. Однако следствие считало иначе. И даже усмотрело признаки преступления в действиях Александра Косована, который на момент выделения ссуды УРиРУО возглавлял департамент городского строительства столичной мэрии.

По мнению сотрудников ГУ МВД по ЦФО, документы на ссуду прошли именно через Александра Косована. И при этом в нарушение установленных норм не были должным образом проверены, не была созвана комиссия по отбору претендентов, не изучались заявки и финансовое состояние заявителя.

В результате этого Косован, являясь должностным лицом, совершил действия, выходящие за пределы его должностных полномочий, - подчеркивали следователи. - Ущерб бюджету правительства Москвы составил не менее 1,79 млрд рублей.

Стоит отметить, что статья 286 УК не относится к компетенции МВД, а к СКР. Но материалы дела туда так и не попали. Постановление о возбуждении должен был утвердить лично замгенпрокурора Владимир Малиновский. Однако он отправлять дело в СКР не стал, отменив решение следователя как необоснованное.

Сам Александр Косован отвергает претензии в свой адрес.

Я был у следователя и предоставил ему все документы, доказывающие мою непричастность к хищениям. Я действовал на основании распоряжений правительства Москвы. Но следователь вел себя достаточно нагло и действовал предвзято. Тогда я обратился в Генпрокуратуру, - пояснил «Известиям» сам Александр Косован.

Как следует из имеющегося в распоряжении «Известий» документа, Малиновский встал на сторону Косована. В адрес руководителя следственной части ГУ МВД по ЦФО было направлено требование об устранении нарушений, допущенных при возбуждении дела. После проверки постановление было отменено, как не имеющее достаточных оснований. В частности, подтвердилось, что договор на выделение ссуды был действительно подписан Косованом, но на основании распоряжения врио мэра Москвы Владимира Ресина.

«Документы, на основании которых было вынесено вышеуказанное решение Ресина, в рамках доследственной проверки не исследовались», - говорится в решение начальника следственного органа.

Отдельно подчеркивается, что Косован был введен в заблуждение руководителем УРиРУО Баркановым и «прямого умысла на превышение своих должностных полномочий не имел».

Имя Александра Косована стало широко известно еще задолго до того, как он стал одним из руководителей стройкомплекса Москвы. Он родился в 1941 году в Краснодарском крае, а большая часть его карьеры связана с армией. С 1966-го он служил в строительных частях Минобороны. Пик его карьеры пришелся как раз на 1990-е годы.

В 1992 году Александр Косован получил должность 1-го замначальника строительства и расквартирования войск Минобороны. А спустя пять лет стал курировать это направление уже в ранге замминистра обороны. Он дослужился до звания генерала армии и ушел в запас в 2003 году. Почти сразу заслуженный генерал перешел на работу в столичное правительство, где специально под него была создана должность 1-го замруководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции. В 2008 году он возглавил этот департамент и руководил вплоть до отставки, состоявшейся после прихода нового мэра Сергея Собянина.

Имя Александра Косована не раз упоминалось в СМИ как в связи с его многочисленными заслугами, так и с различными скандалами и во времена службы в Минобороны и в мэрии. Намекали на возможную причастность замминистра к сомнительной сделке о продаже зданий военного ведомства рядом с Красной площадью в Москве, аферах с квартирами в военных домах и о других махинациях.

При участии Александра Косована Минобороны передавало свои объекты правительству Москвы. Именно за это после своей отставки он в качестве «бонуса» получил должность в мэрии, - заявил «Известиям» глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

Дети Косована тоже достаточно известны. Его старший сын Олег пошел по стопам отца, был военным строителем и дослужился до должности начальника Управления специального строительства № 10 Спецстроя, занимавшегося возведением домов «под ключ» для Минобороны. В 2010 году Косован-младший перешел на работу к скандально известному бизнесмену Сергею Полонскому, став директором по управлению инвестиционными проектами Mirax Group. Младшая дочь Юлия по образованию военный юрист, но в последние годы занималась ювелирным бизнесом. Прославилась она объявлением бойкота жителями «Рублевки» французскому курорту Куршевель после задержания там российского олигарха Михаила Прохорова.

Сам Александр Косован заявил «Известиям», что очень дорожит своей репутацией заслуженного человека.

Все, что говорят обо мне на различных «компроматах», - не более чем домыслы, не подкрепленные никакими фактами. Ко мне не было претензий как во время моей службы в Минобороны, так и в мэрии, - говорит Косован.

Он также отметил, что надеется - суд разберется в деле Барканова. Адвокат содержащегося в СИЗО экс-руководителя УРиРУО Марина Ярош пояснила «Известиям», что с момента ареста позиция ее подзащитного не изменилась, а следствие скоро уже будет завершено. Комментировать интерес следователей к чиновникам мэрии Ярош отказалась.