Гласность в условиях перестройки. Развитие демократизации и гласности Развитие гласности и демократии

Решающее значение для развития отечественной культуры имела политики гласности, начатая советским партийно-государственным руководством во главе с М. С. Горбачевым в 1985 г. В выступлениях партийного руководства и в документах КПСС классовый подход в оценке художественного творчества с его идейной непримиримостью и "борьбой с буржуазными влияниями" постепенно заменялся распространением и утверждением общедемократических и общечеловеческих принципов, "социалистическим плюрализмом", который вскоре вышел далеко за рамки "социалистического" выбора.
Расцвет гласности, выразившийся в бурном обсуждении в обществе и средствах массовой информации накопившихся за 70 лет пороков командно-административной системы государственного социализма, всесторонней беспощадной критики "деформаций" социализма в экономике, политике и духовной сфере. Лидерство в развенчании пороков сталинской модели социализма захватили так называемые "шестидесятники" - представители реформаторской части советской интеллигенции, чья мировоззренческая позиция сложилась под влиянием XX съезда. "Дети XX съезда" стали "прорабами перестройки".
На первом этапе политики гласности в публицистике преобладали мотивы возвращения к "подлинному социализму" ("с человеческим лицом"), к "чистому ленинизму". Не случайно ведущее место на трибуне "гласности" заняли драматург М. Шатров с пьесой "Диктатура совести", публицист Е. Яковлев, возглавивший газету "Московские новости", писатель-диссидент Р. Медведев, латвийский режиссер-документалист Ю. Подниекс. В рамках отказа от жесткой цензуры на V съезде кинематографистов в мае 1986 г. было принято решение снять "с полок" фильмы, ранее запрещенные к показу.
Однако вскоре процесс гласности вышел далеко за рамки заданного руководством КПСС курса демократического социализма. Особую роль в этом сыграли газеты и журналы демократической ориентации, такие как "Аргументы и факты", "Московский комсомолец", "Московские новости", "Новый мир", "Знамя", "Октябрь", "Дружба народов", "Огонек". Их возглавили новые главные редакторы - писатели С. Залыгин, Г. Бакланов, В. Коротич и др. 1988 г. стал "годом толстых журналов":
их тиражи выросли в 3-4 раза и стали соперничать с тиражами газет. В течение 1987-1989 гг. эти издания познакомили читателей практически со всеми запрещенными ранее в СССР произведениями откровенно антисоциалистического характера. Увидели свет роман А. Платонова "Котлован", повести "Собачье сердце" М. А. Булгакова, "Пушкинский дом" А. Битова, известнейший роман Б. Пастернака "Доктор Живаго", а также такие давно известные на Западе произведения, как романы Е. Замятина "Мы", "Все течет" В. Гроссмана, "Исчезновение" Ю. Трифонова и многие другие. Значительное место в периодике заняли произведения современных писателей и публицистов, посвященные критике сталинизма. Наибольшую известность среди них приобрели повести В. Распутина и В. Астафьева, романы Ч. Айтматова и Ю. Дудинцева, Д. Гранина и А. Рыбакова.
В августе 1989 г. журнал "Новый мир" начал публикацию знаменитых романов А. И. Солженицына "Раковый корпус", "В круге первом", "Архипелаг ГУЛАГ".
Поток публикаций расширял пространство гласности и одновременно в нем все отчетливее стали проявляться два направления: наряду с либерально-демократическим течением набирали силу издания консервативного, так называемого национально-патриотического направления. Центрами духовной оппозиции западному влиянию стали журналы "Наш современник" и "Молодая гвардия", "Роман-газета", партийные газеты "Правда" и "Советская Россия". Среди лидеров этого движения наибольшим влиянием пользовались писатели Ю. Бондарев, В. Распутин, В. Белов, художник И. Глазунов. Интеллигенты-патриоты решительно заявили об оппозиции по отношению к "перестроечным" журналам и начале "гражданской войны" в литературе. В ходе развернувшейся широкомасштабной полемики между "демократами" и "патриотами" антисталинский заряд публицистических выступлений (И. Клямкин, О. Лацис, Н. Шмелев и др.) перерастал в антикоммунистический. Речь шла уже не о критике системы, а о невозможности ее трансформации.
В рамках "открытости", объявленной партийным руководством в художественном творчестве, налаживались контакты с Западом. После 1988 г. стали широко развиваться культурные, научные и образовательные обмены. Советские граждане получили широкие возможности для выезда за рубеж. "Железный занавес", долгие годы отделявший Советский Союз от остального мира, наконец-то рухнул. Одновременно в нашу страну хлынул мощный поток "произведений" массовой западной культуры - боевики, фильмы ужасов, порнографические издания, бульварные романы и многие другие "продукты" западного "индустриального" шоу-бизнеса, пропагандирующие культ насилия и удовольствия.
С 1988 г. в СССР фактически была ликвидирована цензура.
Постепенно на смену идеологическому диктату КПСС в науке, литературе, искусстве приходит диктат рынка, где спрос, а не качество является основным критерием оценки научного или художественного творчества.

Составной частью перестройки и ее ярким проявлением стала гласность. Слова «перестройка» и «гласность» звучали на устах многих народов мира без перевода, в «русском варианте». Развитие гласности во всех сферах жизни рассматривалось как одно из важнейших условий углубления процессов перестройки и ее необратимости. Принимая на XIX конференции КПСС резолюцию «О гласности», партия исходила из того, что массы должны знать все, обо всем судить и на все идти сознательно. Гласность должна служить целям консолидации всех общественных сил вокруг идей и принципов перестройки 1 .

Перестройка деятельности средств массовой информации. Развитие гласности связывалось с необходимостью выявления и искоренения недостатков, правдивого отражения прошлого и настоящего нашей страны и было, по сути, развитием критики, нередко очень острой и беспощадной. «Наш курс на гласность не подлежит корректировке, - подчеркивал М.С. Горбачев на заседании Политбюро ЦК КПСС в апреле 1987 г. - Нет зон, закрытых для критики» . На страницах газет и журналов, в передачах радио и телевидения подвергались критическому анализу все стороны жизни.

Благодаря усилиям журналистов оставалось все меньше тем, «закрытых» для печати. И чем смелее и правдивее были выступления, тем больший интерес у народа они вызывали. В результате значительно выросли тиражи периодических изданий - газет «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московские новости», журналов «Огонек», «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов». Очень популярной была телевизионная программа «Взгляд», резко критически освещавшая многие стороны политики КПСС и государства.

В общественно-политических и художественно-публицистических журналах также публиковались произведения критического характера. Писатели обращались к темам 1920-1930-х гг., культа личности Сталина и его последствий, темных страниц господства административно-командной системы.

Общество все настойчивее освобождалось от идеологических тисков. В 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», где получили законодательное закрепление свобода слова и печати, отмена цензуры массовой информации, гарантировалось право на учреждение средств массовой информации не только государственным органам, но и отдельным гражданам, достигшим 18-летнего возраста. В стране возникли тысячи независимых газет и журналов.

Демократизация науки и культуры. Были сняты запреты и сталинско-ждановские установки в отношении науки и культуры. Из ссылки возвращен академик А.Д. Сахаров. Ученые получили возможность пользоваться специальными, ранее закрытыми фондами библиотек и архивов. Прекратилась регламентация творческой деятельности. Пришло время возвышения творческой и научной интеллигенции - писателей, журналистов, актеров и режиссеров, историков и экономистов.

Значительное место стало отводиться переосмыслению истории нашей страны, КПСС, так называемым белым пятнам истории. Переосмысление коснулось других общественных наук: философии, политической экономии, права. Больших масштабов достигло книгоиздание. Общество переживало книжный бум. Появилось много коллективных работ из серии «Перестройка: гласность, демократия, социализм». Среди них одной из первых была книга «Иного не дано», авторы которой - известные ученые, писатели и публицисты, энтузиасты перестройки Ю. Афанасьев, Ф. Бурлацкий, Д. Гранин, С. Залыгин, Г. Попов, А. Сахаров и др. - выражали свое личное мнение о перспективах новой политики нашего государства, о том, кто и что мешает ее реализации.

Получили право на существование многие выдающиеся произведения, находившиеся долгие годы под запретом: романы Б. Пастернака, А. Платонова, стихи М. Волошина, Н. Гумилева, философские труды Н. Бердяева, А. Лосева, В. Соловьева и др. Наконец-то увидели свет запрещенные для печати в 1960-1970-е гг. «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина.

Перестройка и гласность сделали доступным советским читателям творчество «русского зарубежья» - россиян, оказавшихся в эмиграции: В. Аксенова, И. Бродского, А. Галича, В. Некрасова. Были изданы книги А. Солженицына. Наряду с романами особый резонанс получила его небольшая работа «Как нам обустроить Россию: посильные соображения». Она стала предметом широкого обсуждения и дискуссий политиков, ученых, студентов, множества поклонников творчества этого писателя. Испытывая чувство тревоги за судьбу родной страны, А. Солженицын предложил свой проект преобразований. Вскоре он вернулся в Россию.

Заметным явлением стала публикация на русском языке работ зарубежных ученых - историков и обществоведов Ж. Желева, Р. Конквеста, С. Коэна, А. Рабиновича, Р. Такера, Р. Слассера, труды которых до перестройки были объектом нападок советских идеологов, утверждавших, что авторы якобы грубо фальсифицировали нашу действительность. В мае 1987 г. было прекращено глушение передач радиостанции «Голос Америки».

В процессе «раскрепощения» прессы, радио, телевидения нередко редакторы газет, журналов, радио и телепередач, авторы публикаций и программ подвергались давлению со стороны партийных комитетов: многие партийные работники и политики считали, что гласность должна развиваться лишь «в рамках социалистического выбора», а некоторые вообще настаивали на ее свертывании. Но официального ограничения гласности не произошло.

  • См.: XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза. Стенографический отчет. В 2 т. Т. 2. С. 167-168.
  • Горбачев М.С. Годы трудных решений. Избранное. 1985-1992 гг. М., 1993. С.115.

В Российской империи

Как политический термин, слово «гласность» впервые стало использоваться в России в конце 1850-х , обозначая ослабление цензурного контроля за повременной (периодической) печатью, а позже также открытость в принятии решений и процессе работы некоторых органов власти - прежде всего судов, в рамках судебной реформы Александра II , пришедшей на смену «канцелярской тайне».

Гласность в СССР

Из «Онтологии победы» Леонида Афонского : В конце 1986 года , когда с высот самоускоряющейся рыжковщины Михаил Сергеевич , наконец, обратил свой долгожданный взор на культуру - аккурат после спасения новым Распутиным сибирских рек - Павел Гусев засуетился. Тут-то и грянула светлой памяти додолевская статья о проститутках, ставшая этапным моментом, поворотным пунктом, красным (жёлтым?) фонарём подлинной гласности в мире социализма. С неё, а вовсе не с VIII съезда Союза Писателей началось внедрение реального наполнения этого понятия в приватную жизнь тогда ещё советских людей. Кстати, вдвойне символично, что символом горбогласности - в отличие от гласности Александра II - стали не всенародные вопли о тяжком кресте крепостных, а именно эссе о доморощенных гетерах современности. Видимо, поколение так называемых «тридцатилетних» (тридцатилетних - к началу 80-х годов) чувствовало свою онтологическую валентность этому явлению. Не в том смысле, что «все мы - проститутки», а в том, что тема латентно-продажного секса понималась как тема некоей тайной свободы, как бы понарошке продающейся (и покупающейся) некоей социоастральной грубой силой, от которой никуда не уйти. В этом ракурсе среднестатистический советский либерал представлялся «тридцатилетним» в образе забитой пасторальной девушки, вынужденной идти на панель системы днём и ночью.

Впервые о гласности заговорили на XXVII Съезде КПСС в феврале 1986 года. Тогда основной её целью виделось обращение внимания людей на отдельные «недостатки, слабости и прорехи» существующей хозяйственной системы, с целью их оперативного устранения.

Однако вскоре гласность выходит за первоначально заданные рамки; теперь её сутью становится снятие существовавших многочисленных информационных табу. С 1987 года самыми обсуждаемыми в печати вопросами становятся те, которые раньше предпочитали замалчивать: эпоха правления Сталина, привилегии партноменклатуры, секс вообще и проституция в частности, бюрократизм советской государственной машины, экологические проблемы.

«К весне 1989 г. официально санкционированная гласность претворилась в практически неограниченную свободу слова», - считает Арчи Браун .

К 1990 году в обществе начинает преобладать ориентация на западные ценности, демократию, свободный рынок. В стране впервые возникает легальная оппозиция социалистическому режиму, которая постепенно приходит к власти в некоторых союзных республиках и берёт курс на их отделение от СССР. В конце 1991 года Советский Союз перестал существовать.

В период гласности были освобождены многие диссиденты , и правозащитная деятельность не сопровождалась судебными преследованиями; в частности, распространение неподцензурной информации (самиздат) не подавлялось; более того, острые вопросы обсуждались в центральной печати; появлялись критические публикации.

В культуре

В фольклоре

Известность получило четверостишие, перефразирующее стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву» :

Петька спрашивает Чапаева :
- Василий Иванович, что такое «гласность»?
- Это значит, Петька, что ты можешь говорить что угодно и про меня, и про комиссара, и ни-че-го, Петька, тебе за это не будет…
- В самом деле ничего?!
- Ничего, Петька. Ни новой шашки, ни бурки, ни сапог!

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Гласность" в других словарях:

    Предавать гласности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. гласность публичность, явность, открытость Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    - (glasnost) Возможно, этот термин вошел в обиход в результате затянувшейся на долгие годы реакции на призыв писателя Александра Солженицына, с которым тот выступил в 1969 г. Политика генерального секретаря Коммунистической партии СССР с 1985 по… … Политология. Словарь.

    Свобода оглашать свою мысль, открыто говорить. Ср. Повсюду торжествуетъ гласность: Вступила мысль въ свои права. В. Курочкинъ. Ср. Rara temporum felicitate, ubi sentire quae velis, et quae sentias dicere licet. Пер. Рѣдкое счастливое время, когда … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    ГЛАСНОСТЬ, гласности, мн. нет, жен. (юр., книжн.). Доступность общественному обсуждению, контролю; публичность. Гласность суда. Принцип гласности. Предать гласности что нибудь (сделать известным обществу, опубликовать). Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова

    Общеправовой термин, означающий максимальную открытость тех или иных общественно значимых процедур и процессов (деятельности органов представительной и исполнительной власти, судов, органов местного самоуправления, порядка избрания или… … Юридический словарь

    ГЛАСНОСТЬ, открытость, доступность информации о деятельности учреждений, организаций, должностных лиц и т.п. для общественного ознакомления, обсуждения … Современная энциклопедия

    Открытость, доступность информации для общественного ознакомления, обсуждения, для контроля деятельности учреждений, организаций и должностных лиц … Большой Энциклопедический словарь

    ГЛАСНОСТЬ, и, жен. 1. см. гласный 1. 2. Открытая и полная информация всего населения о любой общественно значимой деятельности и возможность её свободного и широкого обсуждения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Англ. publicity; нем. Transparenz. Максимальная открытость и правдивость в деятельности госуд. и обществ, организаций; действенная и активная форма участия обществ, мнения в демократическом решении важнейших проблем страны. Antinazi. Энциклопедия … Энциклопедия социологии

    Гласность - (англ. publicity) 1) демократический принцип судопроизводства, предусматривающий доступное для общественного ознакомления и обсуждения судебное разбирательство, публичное оглашение приговоров и решений. Этот принцип, известный и дореволюционному… … Энциклопедия права

    Гласность - ГЛАСНОСТЬ, открытость, доступность информации о деятельности учреждений, организаций, должностных лиц и т.п. для общественного ознакомления, обсуждения. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Гласность. Мнения, поиски, политика , Сборник содержит официальные материалы, публицистические и научные статьи, посвященные анализу опыта и концепций гласности, выработке политики гласности. В отдельном разделе помещены… Категория:

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования»

На региональный конкурс методических разработок учителей истории и обществознания «Я иду на урок!»

Методическая разработка урока истории: «Развитие гласности в СССР»

МБОУ СОШ №46 г. Липецка

Зайцева Юлия Николаевна

Методический комментарий

Класс – 11 класс

Тема: Развитие гласности в СССР

Цели урока:

    Сформировать у учеников представление о развитии гласности и демократии в СССР, как об одном из направлений перестройки.

    Выделять причинно-следственные связи

    Формировать навыки анализа исторической информации, представленной в разных источниках.

    Продолжить формировать навыки анализа и систематизации информации.

    Развивать имение использовать ИКТ на уроках.

Задачи урока:

Образовательные :

    Изучить термины: «Гласность», «Демократия», «Перестройка»

    Изучить этапы формирования гласности в советском обществе.

    Рассмотреть проявление гласности в разных сферах общественной жизни.

    Изучить итоги проявления гласности и демократии в советском обществе.

Развивающие

    Продолжить формировать навыки аналитического мышления

    Продолжить развивать навыки работы с текстом учебника, выделять главную информацию

    Формировать навыки работы с дополнительной информацией, включающие анализ информации, выделение главного и представление в виде краткого сообщения.

    Уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения

Воспитательные:

    Воспитывать чувство сопричастности к истории своей страны

    Воспитывать чувство гражданской ответственности учеников

    Продолжать воспитывать чувство к друг к другу во время самостоятельной работы, уметь выслушать точку зрения своих товарищей

Планируемые результаты:

    Усвоить термины «гласность» ее основные цели и результаты

    Получение знания о гласности, как об одном из направлений перестройки, через участие в дискуссии

    Выделение основных этапов расширения гласности

    Систематизация и отбор информации, через самостоятельную подготовку сообщений

Технологии обучения:

Проблемное обучение;

Личностно - ориентированное обучение;

ИКТ.

Необходимые технические средства: мультимедийное оборудование; персональный компьютер

Наглядность: Мультимедийная презентация, обложки книг Е. Замятина «Мы», Дж. Оруэлла «1984», плакаты периода гласности. Фрагмент передачи «Взгляд» за 1986 г., Фрагмент выступления В. Цоя с песней «Перемен!».

Используемая литература:

учебник – Н.В. Загладин 11 класс. М., 2014

Интернет-ресурсы:

Интернет-портал «РешуЕГЭ»

Видео-хостинг -

Технологическая карта урока.

Называют отсутствующих. Проверяют готовность к занятию.

Регулятивные УУД: Способность к управлению своим поведением и готовность и нацеленность на получение знаний.

2. Мотивация деятельности

5минут

Обратите свое внимание на экран, перед вам плакаты, относящиеся к 80-ым годам XX века, внимательно посмотрите на них и

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке сегодня? Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 1

Выслушивает ответы. Корректирует тему.

Итак, тема нашего урока: Развитие гласности в СССР. Слайд 2

Как вы думаете каковы цели нашего занятия?

Для получения оценки необходимо активно участвовать в работе.

Сообщение плана работы:

    Расширение гласности

    Проявление гласности в различных сферах жизни

    Переосмысление прошлого и ориентиры на будущие. Слайд 3 .

Слушают преподавателя.

Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

Дают различные ответы.

Речь пойдет о свободе слова. О свободе мысли. О возможности высказывать свое мнение. Об возможном изменении общества в СССР.

Предлагают различные формулировки.

Слайд 1.

Записывают тему Слайд 2

Формируют цели.

Целями нашего занятия является, рассмотрение факторов связанных с изменение жизни в советском обществе в период перестройки. Проследить какое значение для этого имела гласность.

Слайд 3 . Знакомятся с планом.

Личностные УУД: Формирование ответственного отношения к учению.

Метапредметные регулятивные УУД:

Способность самостоятельно формировать цели обучения и пути их достижения. Способность обобщать информацию и анализировать ее.

Метапредметные коммуникативные УУД:

Умение использовать свои речевые средства для взаимодействия с учителем и друг с другом, при определении темы и целей урока.

Умение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, делать выводы при работе с иллюстративным материалом.

    Актуализация опорных знаний и способов деятельности.

2 минуты

На предыдущем занятии мы с вами рассмотрели тему Перестройка в сфере экономики и политики . Давайте вспомним, удались ли реформы и на что они были нацелены?

Верно, ребята, однако механизмы перестройки укрепились в обществе. Одним из основных способов формирования нового сознания людей стала гласность. Прежде всего гласность была связана с отменой цензуры.

Давайте вспомним, что такое цензура? Какую роль она играла в советском обществе?

Слайд 4

Верно, во времена перестройки цензура начинает ослабевать. Появляется гласность.

М.С. Горбачев проводил реформы в сфере экономики, которые были нацелены на привнесение и экономику рыночных механизмов, а также стремился к многопартийности. Однако реформы не были до конца реализованы, что приводило к углублению кризиса.

Цензура - контроль за содержанием и распространением , печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений , и произведений, передач и . В обществе цезура распространялась с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью нежелательными.

Слайд 4.

Предметные УУД:

Уметь определять события.

Представлять мотивы и результаты осуществленных реформ. Умение определять понятия.

    Создание проблемной ситуации

2 мин.

Гласность.

Гласность?..

Гласность…

Как вы думаете, что означают знаки препинания после слова гласность?

Давайте разбираться.

Верно ребята.

Слайд 5.

Во время сообщения основных вопросов, ученики активизируют свою мыслительную деятельность с помощью вопросов на слайде. Акцентируют внимание на предстоящей работе.

Это означает, что проблемным вопросом нашего урока является усвоение знаний о том что такое «гласность», хорошо ли это или нет, и к чему это привело общество..

Слайд 5.

Личностные УУД:

Формирование ответственного отношения к учению, на основе мотивации к обучению и познанию.

    Изучение нового материала

23 мин.

Термин «гласность» как свидетельство новых подходов к впервые прозвучал в выступлении Горбачева на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.) Слайд 6.

А теперь давайте вы попробуете дать определение термина гласность.

Выслушивает ответы, корректирует определение.

«Гласность» замышлялась изначально не более чем обновление утратившей свою действенность официальной идеологии. Однако вскоре контроль над пропагандой КПСС был утрачен.

Преподаватель сообщает цели гласногсти.

А теперь определим, как проходило распространение гласности в советском обществе. Откройте учебник на С. 321-322. Выпишите как происходило расширение гласности .

Хорошо ребята, все верно. Слайд 8.

Гласность проявлялась везде в кино, музыке литературе. На дом вы получали задание составить мини-сообщения о развитии литературы, музыки, кино в годы перестройки.

Гласность в литературе выступление ученика.

Кино и реабилитация выступление ученика.

Еще одной сферой искусства которую коснулась гласность была музыка, на радио и на кассетных пленках появляются записи различных исполнителей. Особую популярность удается завоевать группе «Кино» во главе с Виктором Цоем. Легендарная Песня «Перемен!», впервые исполненная в 1986 г. стала гимном перестройки и гласности, и хотя сам Цой утверждал что не вкладывал в песню никакого политического смысла, народ воспринимал это именно так. Я предлагаю прослушать Вам композицию и ответить почему? Организуется мини-дискуссия. Слайд 16.

В чем смысл высказывания

Из выступления И. К. Полозкова. 31 января 1991 г. Слайд 15
«Если раньше монополией на гласность обладала КПСС, то теперь эта монополия у противоборствующих с ней сил».

Подумайте каковы же были итоги гласности.

Корректирует итоги гласности.

Слайд 18 .

В центре общественного внимания первых лет перестройки оказалась публицистика и телепередачи («Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо», «600 секунд») люди стремились быть в центре происходящего.

Краткая информация о Владе Листьеве. Слайд 19.

Просмотрите видеосюжет видео-передачи ставшей культовым символом Перестройки «Взгляд» за 1987 г. Слайд № 20

Вопросы: Слайд №21

Организация дискуссии по следующим вопросам:

Какая проблема поднимается в видеосюжете?

Как советские граждане относятся к очередям и проблеме дефицита?

Как вы считаете, мог бы такой видеосюжет попасть на экраны в более раннее время? Почему? Свой ответ аргументируйте.

Развитее СМИ привела к тому, что начали обсуждать актуальные проблемы. Средством выражения стал перестроечный плакат. Слайд №22.

Что изображено на плакатах? Какие проблемы?

Во времена гласности широко обсуждались механизмы будущей организации жизни общества. Единственной возможной альтернативой виделась демократическое общество.

Записывают дату. Слайд 6.

Ученики предлагают свои формулировки понятия. Гласность – одно из направлений перестройки, связанное с частичной отменой цензуры и расширением свободы слова.

Записывают термин гласность Слайд 7.

Привычка к самоцензуре, недовольство партократии – на первом этапе (1986г.);

    Поддержка сверху, смена руководства ряда центральных изданий;

    Расширение зоны и усиление остроты критики;

    Ограничение функций Главлита (1988г.);

    Рост популярности изданий, проявлявших смелость и инициативу;

    Политическая дифференциация в СМИ;

Новый взгляд на власть, историю, правозащитное движение. Слайд 8.

Ученик выступает с сообщением о литературе времен перестройке, акцентируя внимания на новые произведения, а так же на том, что стали печатать ранее запрещенные произведения. Рассматривается личность А.И. Солженицына. Слайды 9-12. Остальные слушают задают вопросы.

Ученик обращает внимание что в фильмах начинают затрагивать острые социальные проблемы, реабилитируются полит. заключенные, издаются книги памяти. Слайды 13-15.

Организуется мини-дискуссия. Фраза «хотим перемен, мы ждем перемен» на фоне экономического кризиса и социальных потрясений, воспринималась людьми как прямое руководство к действию, именно поэтому она и стала гимном перестройки, гласности, которая ставила своей целью планомерное изменение общества.

Смысл высказывания И.К. Полозкова состоит в утверждении, что гласность, начавшись как механизм воздействия коммунистов на общество, постепенно охватила проивоборствующей ей силы.

Формулируют итоги гласности.

1.Возродилась многопартийность
2. Реабилитированы жертвы сталинских репрессий
3. Активизировались различные общественные силы
4. Гласность повлекла за собой расширение демократизации страны
5. Отменена цензура
6. Рост интереса россиян к истории государства Слайд 18 .

Слушаю и анализируют услышанное.

Участие в дискуссии.

Проблема недостатка товаров легкой промышленности.

Советские граждане уже смирились с и считают, что очереди будут всегда.

Нет, так как цензура этого бы не допустила.

На перестроечных плакатах изображены острые социальные проблемы, взяточничество, использование открытости информации не для дела, недоверие к политической ситуации в стране.

Личностные УУД:

Способность к самостоятельной работе и самопознанию. Формирование доброжелательного и уважительного отношения к другому человеку, по время выступления с сообщением. Формирование грамотной речи, умение осознанно отстаивать свою точку зрения. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню современной исторической науки.

Метапредметные регулятивные УУД:

Формирование умения ставить цели и соотносить свои действия с поставленными результатами.

Формирование навыка самостоятельно оценивать правильность выбранных задач.

Метапредметные коммуникативные УУД.

Формирование навыка работать с большими объемами информации и представлять ее в виде устного сообщения. Оттачивать умение участия в дискуссии. Умение использовать монологическую речь для выражения своей точки зрения.

Метапредметные познавательные УУД.

Умение формировать понятия, обобщения, выводы, причинно-следственные связи. Строить логические рассуждения умозаключения.

Предметные УУД:

Умение определять и формулировать понятия, определять цели, этапы расширения и итоги гласности. Представлять мотивы введения гласности в общественную жизнь СССР.

Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.

Толерантно определять своё отношение к иным позициям.

    Систематизация и закрепление изученного материала. Проверка и корректировка качества освоения нового материала

10 мин.

А теперь вернемся к нашему проблемному заданию урока.

Гласность.

Гласность?..

Гласность…

Слайд 23.

Выполните тест. Прил.1.

Ученики через обсуждение приходят к тому, что дать однозначные ответы на эти вопросы нельзя, С одной стороны, во времена гласности люди получили больше свободы слова, появилась надежда на решение проблем. С другой, это привело к вседозволенности. Итоги, гласности так же имели и положительные и отрицательные стороны.

Выполняют тест.

Коммуникативные УУД: Использовать речевые средства, для успешного закрепления.

Предметные УУД:

Определять и объяснять свою оценку гласности.

Метапредметные познавательные УУД:

Умение работать с тестами.

    Подведение итогов и рефлексия занятия

3 минуты

Мы с вами рассмотрели тему – гласность в СССР. Давайте попробуем сделать вывод по уроку. Верно ребята.

теперь запишите домашнее задание – параграф 44. Составить сообщения о проявлении гласности в Липецкой области.

Аргументированное выставление оценок.

Вывод: Сегодня мы рассмотрели одно из ключевых понятий перестройки – гласность. Гласность означала отмену цензуры в обществе, переход к демократическим принципам в обществе. Записывают задание. Выставляют оценок.

Метапредметные познавательные УУД:

Умения обобщать и делать логические умозаключения.

Приложение 1.

Проверочный тест

Гласность . Тормозилась повсеместно, пока не сменилось руководство центральных СМИ. Популярными стали газеты «Московские новости», «Литературная», журнал «Огонек». Возник плюрализм мнений.

Переосмысление прошлого . Созданная в 1987 Комиссия реабилитации жертв политических репрессий во главе с Яковлевым реабилитировала большевистских вождей Каменева, Зиновьева, Бухарина и др. Публиковались секретные архивные материалы, издавались запретные произведения литературы (Гранин, Рыбаков, Дудинцев, Замятин, Платонов, Бердяев, Троцкий). Развернулись дискуссии в СМИ и особенно на ТВ. Проявилось истинное лицо Ленина как шпиона и палача.

Публикация секретного протокола о разделе сфер влияния в 1939 между СССР и Германией, по которому вошли в состав СССР страны Прибалтики и Молдавия, вызвала создание объединений граждан - Народных фронтов , выступавших за независимость.

Наступает разочарование в социализме по-советски и безверие в правильность действий КПСС, зависть к западному образу жизни.

Политический раскол советского общества . На партийной конференции в 1988 Горбачев призвал к разделению властей, уменьшению роли КПСС, что вызвало озлобление партаппаратчиков, лишившихся влияния на экономику. Начался массовый выход из КПСС.

В 1989 состоялись первые свободные выборы депутатов, на которых 30 секретарей обкомов потерпели неудачу. На 1 съезде депутатов Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР, а на 3-м съезде в 1990 – Президентом. Тогда же была отменена 6-я статья Конституции о руководящей роли КПСС в обществе, что открыло путь к многопартийности.

Партноменклатура устроила настоящую травлю Горбачева. Провокацией стала статья Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами», оправдывающая деяния Сталина. Ее одобрили консерваторы в руководстве КПСС.

Нападкам подвергался Горбачев и со стороны радикальных демократов, требовавших решительных шагов в экономике и политике. Они сделали ставку на авантюриста Ельцина , популистскими заявлениями вызвавшего симпатию у населения. Руководя Москвой, он пошел на открытый конфликт с центром, а в 1987 перешел в оппозицию, добился избрания Председателем Верховного Совета РФ, в 1990 вышел из КПСС, в 1991 избран Президентом РФ.

У Р О К № 40

НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Поиск новых решений . Новый министр ин. дел Шеварднадзе отправил в отставку большинство руководителей МИД. Груз переговоров взял на себя Горбачев. Недовольство многих вызвало присутствие на них жены Горбачева Раисы Максимовны , что было привычно для западных стран.

Суть нового политического мышления: сокращение вооружений, главенство общечеловеческих ценностей, решение глобальных проблем современности, гарантия безопасности всех стран.

Состоялись встречи с президентом США Рейганом, в итоге которых завершилась «холодная война». Ядерная война была признана катастрофой для человечества.

В 1987 были ликвидированы РСД в Европе, сокращены вооружения, в 1989 году выведены войска из Афганистана, после чего улучшились отношения с Китаем. СССР впервые поддержали США в их операции «Буря в пустыне» по усмирению напавшего на Кувейт Ирака.

Распад системы союзов под эгидой СССР . Оказавшись без опеки со стороны СССР, страны соцлагеря начали проводить самостоятельную политику. В Польше в 1989 к власти пришли лидеры «Солидарности». Оппозиция победила в Венгрии, Чехословакии, Румынии (в последней - вооруженным путем и казнью главы государства Чаушеску ). В 1990 объединена Германия, откуда были выведены наши войска. В 1991 распущены ОВД и СЭВ.

Дискуссии об итогах политики нового мышления . Улучшились отношения СССР с ранее враждебными странами, упрочилась безопасность страны, уменьшились расходы на оборону. СССР избавился от бремени помощи зависимым странам.

Критики же Горбачева обвиняют его за односторонние уступки.

У Р О К № 41

РАЗВАЛ СССР

Кризис в межнациональных отношениях . В условиях свободы и гласности внутренние конфликты выплеснулись наружу. Вспомнились сталинские депортации народов, репрессии, перекройка границ, русификация. Желание жить по-своему, со своей религией, традициями и языком вели к отдалению от центра. Рухнул союзный бюджет.

Кризис союза республик . В 1987 армянское население Нагорного Карабаха в Азербайджане потребовало присоединения к Армении. Начались погромы, появились беженцы с той и другой стороны.

В 1988 прибалты взяли курс на выход из СССР. В Узбекистане, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье тоже возникла напряженность. В Тбилиси, Баку, Вильнюсе и Риге пролилась кровь демонстрантов.

В 1990 сначала Грузия и Эстония, затем Латвия, 12 июня – РСФСР (сейчас это День независимости России), далее другие республики провозгласили суверенитет, что еще не означало выхода из СССР. Референдум 1991 показал желание народа жить в обновленном СССР.

Попытка переворота в СССР . 20 августа 1991 Горбачев планировал подписать новый союзный договор, но противники перестройки в руководстве страны 19 августа1991 в отсутствие Горбачева в Крыму подняли путч, создав новый орган власти - Государственный комитет по чрезвычайному положению – ГКЧП . Вице-президент Янаев , премьер-министр Павлов , министр внутренних дел Пуго , председатель КГБ Крючков , министр обороны Язов объявили, что Горбачев по состоянию здоровья отстраняется от власти. В Москву ввели войска. Москвичи встали на защиту Белого дома – парламента. Президент России Ельцин подписал указ о незаконности ГКЧП. На штурм здания правительства путчисты не решились пойти, и 22 августа были арестованы. Горбачев вернулся в Москву.

Развал СССР . Указ Ельцина приостановил деятельность компартии. Доверие к Центру в республиках было подорвано. Те начали провозглашать независимость. В августе Горбачев сложил с себя полномочия Генсека и распустил партию. Пытался сохранить союз уже в виде конфедерации – Союз суверенных государств (CCГ). Но Украина выступила против и вышла из состава СССР.

8 декабря 1991 руководители России Ельцин , Украины Кравчук и Белоруссии Шушкевич тайно в Беловежской пуще в охотничьем домике заявили о развале СССР и создании эфемерного Содружества Независимых Государств (СНГ ), в который вошли 11 республик. 25 декабря Горбачев подал в отставку. Верховный Совет СССР признал факт развала СССР.

У Р О К № 42

РОССИЯ ПОСЛЕ ГОРБАЧЕВА

Опыт «шоковой терапии» . Россия унаследовала от СССР 60% экономического потенциала, но и 70 млрд. долларов долгов. В 1992 глава правительства РФ Гайдар и его заместители Шохин и Чубайс начали рыночные реформы, прозванные шоковой терапией . Были отпущены цены, сняты ограничения на предпринимательство, началась приватизация госпредприятий и жилья, граждане получили приватизационные чеки - ваучеры .

В магазинах появились товары по бешеным ценам; продукты, закупленные на кредиты Международного валютного фонда (МВФ), возникли безработица и бомжи. Махровым цветом расцвела перепродажа. Рубль обесценился. Началась утечка за границу капиталов, мозгов, технологий и сырья по бросовым ценам. Крупнейшие предприятия прибегают к «крыше» бандитских группировок, растет преступность и детская беспризорность. Проституция стал легальным бизнесом. МММ и прочие дутые кампании безжалостно обирают население.

Попытки коррекции курса реформ . Недовольство реформами заставило Ельцина заменить Гайдара Черномырдиным . Безработица достигла 7 млн. человек. По коррупции Россия вышла на первое место в мире. Зарплата бюджетникам и пенсии задерживались месяцами. Почти половина населения жила в бедности. Ничтожно мало средств выделялось на образование, науку, медицину, культуру.

Политический кризис 1993 г . Оппозиция требовала импичмента (отстранения от власти) Ельцина. Верховный Совет во главе с Хасбулатовым не одобрял законы, предлагаемые Правительством, ограничил власть президента. Тогда Ельцин обратился к избирателям с вопросом, кому больше доверяют: ему или депутатам. Избиратели предпочли Ельцина, но проголосовали против досрочных выборов депутатов и президента.

Расстрел Белого дома . Итоги референдума подвигли Ельцина к решительным действиям. В проекте новой конституции расширялись полномочия президента. Это вызвало недовольство депутатов, непринятие ельцинских законов. Тогда Ельцин подписал неправомерный указ о роспуске Верховного Совета и выборах нового парламента с одновременным референдумом по новой конституции.

Депутаты расценили этот указ как гос. переворот и отправили Ельцина в отставку, возложив обязанности его на вице-президента Руцкого . Двухнедельное противостояние приняло вооруженный характер. Сторонники Руцкого захватили мэрию и пытались взять Останкинский телецентр. 4 октября 1993 по приказу Ельцина после танкового обстрела здание Белого дома было захвачено (погибли 145 человек), руководители его обороны арестованы.

После этого Ельцин распустил все Советы, передав власть главам местных администраций. Советская власть перестала существовать.

Новая Конституция . Была принята 12 декабря 1993 г. Значительно расширились полномочия президента.

Итоги выборов 1993 г . Неожиданную победу одержала ЛДПР Жириновского (25% голосов). Пропрезидентский «Выбор России» набрал 15%. Остальное – КПРФ Зюганова, «Яблоко» Явлинского, аграрии. Пестрый и разнородный состав Думы затруднил принятие законов. ДОМА: § 43