Строение вещества. Презентация на тему "строение вещества" Сплошные тела или состоят из отдельных частиц

1001 идея интересного занятия с детьми


УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ «СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА»

Епифанова Татьяна Григорьевна, МБОУ лицей № 90, учитель физики, Г.Краснодар.
Предмет (направленность): физика.

Возраст детей: учащиеся 7-9 классы.

Место проведения: класс.

Цель урока : сформировать умения применять молекулярно- кинетическую теорию для объяснения существования агрегатных состояний вещества

Тип урока : ролевая игра, закрепление изученного материала.

Оборудование : ПК, проектор, экран, Обучающие программы:(«Открытая физика», «Физика в картинках», «Лекции по физике (Teach Pro)»), ресурсы Интернета: методические (журнал «Физика в школе», газета «Первое сентября»).

Историческая справка

Тит Лукреций Кар, в книге «О природе вещей» говорит, «что существуют тела, которых мы видеть не можем». Он упоминает невидимые ветры , которые валят мощные деревья; запахи , которые проникают в ноздри, оставаясь невидимыми; и влагу , которая покидает сохнущую на солнце одежду и опять проникает в нее на берегу моря. Даже такие, казалось бы, цельные тела, как железный плуг или камни на мостовой, стираются, хотя исчезновение каждой частицы этих тел незаметно для глаза. Лукреций замечает, что даже такие мягкие тела, как губы прихожан, целующих бронзовую статую возле городских ворот, стирают правую руку статуи, и она становится тоньше левой.

Учитель: Каким бывает вещество в природе?

Вещество в природе может находится в:


  1. Жидком состоянии

  2. Газообразном состоянии

  3. Твердом состоянии
Примеры, подтверждающие сложное строение вещества

Д
анная таблица обобщает наблюдаемые отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов. Описанные признаки справедливы не только для воды. В твердом, жидком и газообразном (парообразном) могут быть и металлы.

Учитель: Давайте посмотрим, насколько вам знакомы слова «атом» и «молекула», и подумаем вместе, что дает основание утверждать, что они действительно существуют. Ведь мы их не видим.

Сегодня в глубь вещества можно заглянуть с помощью сложных приборов. Таким является электронный микроскоп. Он позволяет увеличить исследуемые частицы в 70 000 раз.

Молекула - наименьшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства. Молекула воды, состоящая из двух атомов водорода и одного атома кислорода, имеет размер около 0,3 нм.

Атом - наименьшая частица химического элемента.

Если кубик из алюминия со стороной 1 см разрезать на 1 000 000 кубиков, то получится кубик со стороной 0,1 мм, если его разрезать еще на 1 000 000 кубиков, то получится кубик со стороной 1 микрон = 1 мкм = 10*-6 м, что много меньше толщины человеческого волоса. Но даже в этом маленьком кубике еще содержится 60 млрд. атомов алюминия. Размер атома алюминия составляет 0,25 нм. Еще мельче атомы водорода и кислорода, так что молекула воды, состоящая из двух атомов водорода и одного атома кислорода, имеет размер около 0,3 нм.

Нам необходимо привести такие примеры, которые позволили, не проникая в глубь вещества, доказать три основных положения молекулярно – кинетической теории.


  1. Все тела состоят из частиц: молекул, атомов, ионов.

  2. Все частицы находятся в непрерывном, хаотическом движении.

  3. Все частицы между собой взаимодействуют.
Опыт. Откройте флакон с духами, отойдите в противоположную часть комнаты, подождите пока вы почувствуете запах духов.


  • Как быстро мы ощущаем запах вещества?

  • Почему не сразу мы его ощущаем?

  • Какие положения теории подтверждает этот опыт?
Опыт . Бросьте в стакан с водой несколько кристаллов марганца. Наблюдайте за степенью и скоростью окрашивания воды.


  • Что такое диффузия?

  • Почему частицы одного вещества проникают между частицами другого?

  • Какое положение теории подтверждает явление диффузии?

  • Почему сахар быстрее растворяется в горячей воде, чем в холодной?
Опыт. Возьмите длинный ластик. Попытайтесь его согнуть, растянуть, сжать, скрутить.

  • Что такое деформация?

  • Почему ластик принимает исходную форму?

  • Какие два вида взаимодействия вы знаете?

  • Приведите примеры, на примере жидкости, которые доказывают, что частицы вещества отталкиваются.

Учитель:

Повторяем



Домашнее задание:


  • Привести по 3 примера из наблюдений природы, подтверждающие молекулярно-кинетическую теорию строения вещества.

  • Составить таблицу характерных свойств твёрдого, жидкого, газообразного состояния.

  • Ответить на вопрос: может ли водород находиться в твёрдом, жидком и газообразном состояниях.
Закончи предложения:

  1. Сегодня я узнал(а)…….

  2. Было интересно……..

  3. Я понял(а), что……

  4. Я приобрел……

  5. Теперь я могу…….

  6. Я научился объяснять…….

  7. Меня удивило……

  8. Я выполняла экспериментальное задание……..

  9. Я мечтаю…….

  10. На этом уроке мне понравилось……

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ


  1. Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. М.; «Дрофа». 2008г.

  2. Учебник: А.В.Перышкин. Физика. 7 класс. М.; «Просвещение». 2010г.

  3. А.В. Перышкин. Сборник задач по физике. М.; «Экзамен», 2009.

  4. С.Е.Полянский. Поурочные разработки по физике. 7 класс. М.; «ВАКО», 2008г.

  5. А.Е.Марон, Е.А. Марон, Физика 7 класс. Дидактические материалы. М.; Дрофа, 2008г.

  6. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. М.; «Просвещение». 2009г.

Презентация на тему "Строение вещества" по физике в формате powerpoint. Цель данной презентации для школьников 7 класса - познакомить учащихся, из чего состоят вещества и каковы размеры частиц вещества. Автор презентации: Климова Лариса Викторовна, учитель физики.

Фрагменты из презентации

  • Можно ли яблоко делить до бесконечности
  • Почему испаряется вода
  • Почему при длительной работе стачиваются лезвия ножа или плуга
  • Почему краска растворяется в воде

Сплошные тела или состоят из отдельных частиц???

Демокрит: Все тела состоят из бесчисленного количества сверхмалых, невидимых глазу, неделимых частиц

  • Молекула - мельчайшая частица вещества
  • Атом - составная часть молекулы

Опытные обоснования молекулярного строения вещества

  • Растворение краски в воде
  • Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении

Опыты показывают что:

  • Молекулы разделены промежутками
  • Размеры молекул очень малы

Проверь себя!

  1. Из чего состоят все вещества?
  2. Какие факты подтверждают молекулярное строение вещества?
  3. Из чего состоят молекулы?
  4. Каковы размеры атомов и молекул? Можно ли их увидеть в обычный микроскоп?
  5. Из каких атомов состоит молекула воды?
  6. Одинаковы ли молекулы льда, воды и её пара? Почему? А молекулы воды и спирта?
  7. Как, зная молекулярное строение вещества, можно объяснить изменение размеров тел при нагревании и охлаждении?

Cлайд 1

Cлайд 2

АТОМЫ И ЭЛЕМЕНТЫ Окружающий нас мир состоит из веществ, а вещества образованы мельчайшими частицами: кристаллами, молекулами и атомами. При этом наименьшими структурными частицами веществ являются молекулы (у молекулярных веществ) или кристаллы (атомные либо ионные). Из атомов же состоят лишь благородные газы: He, Ne, Ar, Kr, Xe, Rn. Определённый вид атомов с одинаковым зарядом ядра называют химическим элементом.

Cлайд 3

ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В настоящее время известно более 114 химических элементов, но устойчивыми являются только 83 элемента, остальные либо не существуют в природе (поэтому их получают путём радиоактивного синтеза), либо естественно радиоактивны, то есть самопроизвольно превращаются в другие химические элементы с излучением энергии и элементарных частиц. Данные о химических элементах собраны в Периодической системе Д.И.Менделеева (1869 год).

Cлайд 4

СИМВОЛЫ (ЗНАКИ) ЭЛЕМЕНТОВ Химические знаки современного вида были предложены шведским химиком Й. Я.Берцелиусом в 1813 году

Cлайд 5

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В настоящее время общепринятой является короткопериодная форма Периодической системы. Все элементы расположены в порядке возрастания атомной массы. Горизонтальные строки, в которых у атомов происходит образование устойчивого внешнего электронного слоя, называются периодами. Периодов всего семь: 3 периода - малые и 4 - большие, причём последний ещё не завершён. В периодах слева направо закономерно уменьшается радиус атома, ослабевают металлические и усиливаются неметаллические свойства элемента, возрастает его электроотрицательность (χ)

Cлайд 6

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Вертикальные столбцы называют группами. Их восемь. Группы содержат элементы с одинаковой высшей степенью окисления. Группы подразделены на подгруппы. Если в подгруппе есть элементы малых и больших периодов, то эта подгруппа главная – подгруппа «А». Если в подгруппе находятся элементы только больших периодов, тогда эта подгруппа называется побочной или подгруппой «Б». В группе сверху вниз закономерно увеличивается радиус атомов и усиливаются металлические свойства элементов.

Cлайд 7

Cлайд 8

Если от элемента бора (В) провести условную линию к элементу астату (At), то в главных подгруппах окажутся: правее и выше линии «B – At» – неметаллы; левее и ниже – металлы. Элементы, оказавшиеся вблизи этой линии проявляют переходные свойства. Неметаллов, включая благородные газы, насчитывается 22, все остальные элементы, в том числе и вновь синтезируемые, относятся к металлам. В побочных подгруппах находятся только металлы. Для металлов характерно небольшое число электронов на внешнем энергетическом уровне (1-3) и электроотрицательность ниже 2. Неметаллам присуща высокая электроотрицательность, 4 и более электронов на внешнем уровне. При образовании химических связей атомы металлов отдают внешние электроны, а атомы неметаллов их захватывают.

Cлайд 9

СТРОЕНИЕ АТОМА Атомы имеют сложное строение: вокруг положительно заряженного массивного ядра движутся по определённым орбитам с огромной скоростью практически невесомые отрицательно заряженные электроны. Ядро состоит из нуклонов – протонов(+) и нейтронов(0). По форме орбиты электроны бывают 4 типов: s, p, d и f и образуют электронные облака (орбитали) 4 видов. Общее число электронов в атоме равно числу протонов в ядре, а число электронов на внешнем уровне (у элементов главных подгрупп) равно номеру группы. Число энергетических уровней (электронных слоёв) в атоме равно номеру периода.

Cлайд 10

Cлайд 11

ФОРМУЛЫ АТОМОВ В современной химии строение атомов принято изображать при помощи электронно-графических формул. На этой схеме показано строение 2-го и 3-го электронных уровней атома Na и превращение его в ион Na+:

Cлайд 12

ФОРМУЛЫ АТОМОВ На таких формулах квадратом обозначается электронная орбиталь, стрелки внутри квадрата символизируют электроны, этажное расположение обозначает уровни и подуровни электронов. Графическая часть формулы подтверждается буквенно-цифровым обозначением. Отсюда их название: электронно-графические формулы.

Cлайд 13

ПОЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ По положению в Системе можно определить: Заряд ядра, число протонов в ядре и общее число электронов = порядковый номер элемента; Число энергетических уровней (электронных оболочек) = номер периода; Число электронов на внешнем уровне у элементов главных подгрупп = номер группы; Металл или неметалл – по расположению относительно линии «B-At».

Cлайд 14

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕМЕНТА Химический элемент можно характеризовать по следующим пунктам: Положение в Периодической системе; Металл или неметалл; Электроотрицательность, то есть сила притяжения электронов к ядру; Степень окисления, то есть число отданных или захваченных в процессе образования данного вещества, электронов (применяется к любым химическим элементам); Валентность, то есть число образованных в данном веществе общих пар электронов (корректнее применять эту характеристику только к неметаллам).

Cлайд 15

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АТОМОВ Для атомов присуще стремление приобрести более устойчивую и энергетически выгодную электронную конфигурацию, характерную для благородных газов (завершённый внешний энергетический уровень – «электронный октет»). В результате взаимодействия между собой, атомы более электроотрицательных элементов захватывают электроны на внешний уровень, а атомы менее электроотрицательных элементов – отдают свои внешние электроны.

Cлайд 16

ХИМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ Возможны 4 случая взаимодействия атомов: Металл А – металл А, оба слабо удерживают внешние электроны, - образуется металлическая связь; Металл А (отдаёт электроны) – неметалл В (захватывает электроны), образуются положительные и отрицательные ионы, а между ними ионная связь; Неметалл В – неметалл С (электронные пары подтягивает к себе более электроотрицательный неметалл, образуется полярная ковалентная связь); Неметалл В – неметалл В (электронные пары расположены строго посередине, так как электроотрицательность обоих атомов одинакова, образуется неполярная ковалентная связь).

Cлайд 17

ИОННАЯ И МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ СВЯЗИ Атомы металлов очень слабо удерживают свои внешние электроны и в кристалле металла наряду с нейтральными атомами всегда присутствуют положительные ионы и свободно движущиеся электроны – «электронный газ». С этим связаны все типичные свойства простых веществ металлов: электропроводность, высокая теплопроводность, металлический блеск и ковкость. Таким образом, металлическая связь похожа на ионную, а свойства металлов - на свойства ионных веществ.

Cлайд 18

Cлайд 19

ОБРАЗОВАНИЕ КОВАЛЕНТНОЙ СВЯЗИ Ковалентная связь формируется между атомами неметаллов в результате перекрывания электронных облаков (другими словами, в результате образования общих пар электронов).

Cлайд 20

ВИДЫ КОВАЛЕНТНЫХ СВЯЗЕЙ Они могут быть неполярными, полярными, одинарными, двойными и тройными. Двойные и тройные называются кратными

1 слайд

Презентация учителя физики МОУ СОШ № 288 г. Заозерска Мурманской области Бельтюковой Светланы Викторовны

2 слайд

Цель познания законов природы – возможность использования их на практике в интересах человека. Методы научного познания: наблюдения, размышления, опыт, вывод.

3 слайд

От Древней Греции до наших дней Фалес Милетский – всё состоит из воды Анаксимен - всё состоит из воздуха Гераклит - мир состоит из огня Демокрит - мир состоит из атомов Эмпедокл увеличил количество первоэлементов до четырёх - воды, огня, земли и воздуха М.В.Ломоносов – предложил молекулярно-кинетическую теорию Фалес Демокрит

4 слайд

Пора нам выяснить, что истинно, что ложно, Коль убежденьем вас не сдвинуть не на пядь, Вам всё воочию придётся показать. Ж-Б. Мольер

5 слайд

Выводы из опытов: 1.Все вещества состоят из мельчайших частиц (молекул). 2. Молекулы разделены промежутками 3. Молекулы взаимодействуют друг с другом (притягиваются и отталкиваются) 4.Молекулы находятся в постоянном движении. Основные положения МКТ

6 слайд

Доказательства молекулярного строения вещества 1. Все вещества состоят из мельчайших частиц (молекул). - дробление вещества - растворение вещества - испарение вещества - наблюдения в электронный микроскоп 2. Молекулы разделены промежутками. - при смешивании различных жидкостей суммарный объём не равен сумме объёмов исходных жидкостей - деформация - диффузия

7 слайд

Доказательства молекулярного строения вещества 3. Молекулы находятся в постоянном движении. - газ занимает весь предоставленный ему объём - диффузия - броуновское движение 4. Частицы взаимодействуют друг с другом. - сохранение формы и объёма твёрдых тел - деформация

8 слайд

Определения Молекула – это мельчайшая частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами (вкус, растворимость, способность вступать в различные соединения и т.д.) Атом – это мельчайшая частица вещества, обладающая всеми его физическими свойствами (цвет, прочность, твёрдость, теплопроводность и т.д.)

  • составитель: учитель физики
  • Ефимова Л. Н
Окружающие нас тела называются физическими телами Всё то, из чего состоят физические тела, называют веществом
  • Всё то, из чего состоят физические тела, называют веществом
Из чего состоят вещества? Тема урока:
  • Строение вещества. Молекула.
  • Цель урока: Ввести в мир строения вещества. Познакомить учащихся со строением вещества. Дать представления о размерах молекул.
За долго до нашей эры древнегреческие учёные поставили вопрос: Из чего состоят окружающие нас тела?
  • Гераклит говорил – огонь - первичная форма вещества.
Фалес утверждал – первоначалом всех вещей на земле является вода, из неё образуются все вещи.
  • Фалес утверждал – первоначалом всех вещей на земле является вода, из неё образуются все вещи.
  • 1. В сосуде с водой растворили маленькую крупинку синей гуаши. Вода окрасилась синим цветом. 2. Отольём немного окрашенной воды во второй сосуд и дольём в него чистой воды. Раствор в нём будет окрашен, но слабее.
  • 3. Из второго сосуда отольём раствор в третий сосуд и вновь дольём чистой воды. Раствор в третьем сосуде будет окрашен, но слабее, чем во втором.
  • В воде мы растворили очень маленькую крупинку гуаши и только часть её попала в третий сосуд. Значит сама крупинка состояла из большого числа мельчайших частичек Этот опыт подтверждает гипотезу о том, что вещество состоит из очень маленьких частиц.
Физические тела
  • Физические тела
  • Частицы
  • Молекулы
Молекула вещества – это мельчайшая частица данного вещества.
  • Молекула вещества – это мельчайшая частица данного вещества.
  • Молекула в переводе с латинского означает «маленькая масса».
  • Подсчитано, что в объёме 1 см3 воздуха находится около 27 1018 молекул.
. молекула
  • Электронный
  • микроскоп
Молекула
  • Молекула
  • Атом в переводе с древнегреческого означает «неделимый».
Атомы принято означать символами.
  • «О» - атом кислорода.
  • «Н» атом водорода.
Молекула воды –Н2О
  • 2 атома водорода
  • 1 атом кислорода
Михаил Васильевич Ломоносов.
  • В 18 веке большой вклад в развитие учения о строении вещества внёс русский учёный М.В.Ломоносов.
  • «Физические тела разделяются на мельчайшие части».
Возникновение представлений о строении вещества позволило не только объяснить многие явления, происходящие вокруг нас, но и предсказать, как они будут протекать в тех или иных условиях.
  • Возникновение представлений о строении вещества позволило не только объяснить многие явления, происходящие вокруг нас, но и предсказать, как они будут протекать в тех или иных условиях.
  • Появилась возможность влиять на происхождение явлений, т.е. помогают управлять этими явлениями.
Реши задачу:
  • Объясните на основе гипотезы Демокрита о существовании мельчайших частиц.
  • Почему стальной шарик свободно проходящий через кольцо, после нагревания застревает в кольце?
Реши задачу:
    • Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священики в панике: кто то украл золото? Или это чудо, знамение? Что произошло?
Объясни задачу:
  • Почему обувь изнашивается?
  • Почему брюки протираются?
Рефлексия:
  • 1. Что вы нового знали на уроке?
  • 2. Вам это в жизни пригодиться?
  • 3. На уроке было интересно?
Домашнее задание: § 7-8 (выучить основные понятия)