Духовные ценности современной цивилизации. Церковь, традиционные ценности и общество

В жизнедеятельности человека не может быть ни одного обстоятельства, ни одного показателя, который не сказывался бы на той или иной стороне здоровья. Вот почему сам перечень таких аспектов жизнедеятельности может быть практически бесконечным. Помимо общепризнанных физического, психического, социального компонентов следует учитывать сексуальный, эмоциональный, биоэнергетический, информационный и многие другие субстраты. При этом в оценке здоровья исключительно важное значение имеют морально волевые и ценностно-мотивационные характеристики. Нельзя недооценивать и личностно-психологический, свойственный лишь человеку компонент (в виде внушения и самовнушения).

Участие религиозных организаций в общественной жизни имеет давние исторические традиции. Духовная и материальная помощь нуждающимся - органическая часть религиозно-нравственной культуры всех существовавших цивилизаций, важная часть идеологии и практики различных конфессий.

Социальные функции религии (религиозных организаций):

  • · морально-психологическая поддержка страждущих,
  • · успокоение отчаявшихся,
  • · смягчение социальной напряженности,
  • · улаживание этнических и национальных конфликтов,
  • · нейтрализация общественных язв и неурядиц,
  • · миротворческая,
  • · воспитание морально-нравственных качеств в обществе,
  • · материальная поддержка (милосердие, благотворительность и т.д.)

Религия - система нравственных предпочтений, норм и заповедей, тесно связана с вероучением, догматикой и опирающаяся на идею Бога. По своему содержанию всякая религиозная мораль - выражение интересов общества, ее действительной основой являются социально-исторические условия. Религия возникла с момента объединения людей в племена, общности, когда стояла необходимость объединения с целью борьбы с бедствиями, врагами. Объединяющая роль религии, основанная на вере в Бога, управляет судьбами людей и требует исполнения заповедей. В средние века роль церкви усиливается, тем самым она берет на себя попечительство и поддержку страждущих.

Наряду с культурой, наукой, образованием, религиозные моральные ценности являются необходимым компонентом, фактором духовного обогащения, развития человека, развития его морально-нравственных качеств, а также основанием оказания помощи. Роль религии в обществе - невидимое воспитание в каждом человеке морально-этических норм, правил поведения в повседневности, сочувствия, великодушия, сострадания, человеколюбия.

Издавна церковь создавала приходские попечительства - форма организации благотворительной деятельности в России, соединяющая конфессиональные и светские начала. Устраивались богадельни, «убогие дома», «скудельницы», ремесленные школы, больницы, школы. Из церковной казны выделялись деньги на нужды обездоленных, устраивались приюты. В последнее время российские конфессиональные организации активизировали свою социальную активность. Для координации деятельность Православной церкви при Московском патриархе создан специальный отдел по церковной благотворительности и соц. служению. В 1997г. был принят ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Основная проблема на сегодня - налаживание сотрудничества светских и религиозных организаций, координация их деятельности, совершенствование правовой базы.

Включение церкви в социальную систему осуществляется в основном через политико-идеологическую сферу, где складывается особый тип взаимоотношения церкви и государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для внедрения религиозной идеологии в массы и тем самым способствует упрочению ее положения в обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народным массам определенные стандарты поведения и мышления, стремится затормозить процесс становления классового сознания трудящихся, приглушить их недовольство против угнетателей.

Здоровый индивидуум и здоровое общество - это синонимы. Поэтому важно с детства привить человеку привычку к здоровому образу жизни, который напрямую связан с его здоровьем, в том числе и здоровьем нравственным. Так что же такое "здоровый образ жизни"? На наш взгляд, здоровый образ жизни - это индивидуальная система разумного поведения человека на фундаменте культурно-исторических, нравственно-религиозных и национальных традиций, присущих нашей православной цивилизации: оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание, рациональный режим жизни, отсутствие болезней и вредных привычек, что обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие (здоровье) в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие. При переходе людей к здоровому образу жизни происходит следующее:

  • · изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, исчезает экзистенциальный вакуум, обретается смысл жизни;
  • · исчезает физиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков;
  • · хорошее настроение формируется «гормонами радости» - эндорфинами, которые образуются в организме человека;
  • · увеличивается жизненная емкость легких, сердце работает более экономно, поэтому оно более долговечно;
  • · половая зрелость подростков наступает позже, что способствует сближению по времени половой и социальной зрелости.

Для перехода к здоровому образу жизни полезно переориентирование сознания и психики человека с болезни на здоровье, ибо болезнь это итог не столько физической, сколько духовной несостоятельности человека.

С точки зрения современной науки существуют несколько основных условий правильного, здорового образа жизни (ЗОЖ) и это, прежде всего социальная зрелость личности (духовность) - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности, базирующиеся на христианской этике и мировосприятии. Имеется в виду человеческая жизнь на путях добра и справедливости в непрестанном противодействии Злу, в том числе и внутри душевно-духовного мира самого человека, где, по мнению Ильина И.А., истинное местонахождение Добра и Зла.

Индифферентное или скептическое отношение современного общества секулярного гуманизма и массовой культуры к традиционным духовно-нравственным, культурно-историческим, религиозным ценностям и социальным нормам привело к тому, что современные люди - атеисты, имеющие свободу Выбора, не соединенную с социальной ответственностью, системой нравственных координат, утратили живое чувство Добра и Зла.

Взаимодействие традиционных религий и медицины в формировании здорового образа жизни необходимо обеспечивать с учетом следующих принципиальных положений:

  • 1. Одной из причин глубокого кризиса современного состояния человека, отягощенного грузом разнообразных болезненных состояний: сердечно-сосудистых, психических, наркотических, алкогольных и других является духовная опустошенность, потеря смысла жизни и размытость нравственных ориентиров.
  • 2. Здоровье человека, его телесно-духовная ценность является тем краеугольным камнем, на котором строятся совместные усилия медицинских, образовательных, спортивных учреждений и религиозных объединений по формированию ценностного отношения к здоровью.
  • 3. Насущными задачами в деле налаживания сотрудничества государственных структур и религиозных объединений являются:
    • - создание по необходимости в медицинских учреждениях условий для проведения религиозных обрядов;
    • - расширение благотворительной помощи со стороны религиозных объединений;
    • - ознакомление медицинских специалистов с религиозными основами биоэтики;
    • - координация действий верующих медиков по обмену опытом в оздоровительной и лечебной деятельности.
  • 4. Особая необходимость диалога между медициной и религией вызвана биоэтическими проблемами: контрацепции, трансплантации органов, генной инженерии, клонирования, эвтаназии и других. Решение их должно осуществляться на основе свободы выбора личностью тех методов воздействия на организм, которые не противоречат её религиозности.
  • 5. Для поддержания здоровья личности и народа в профилактических мероприятиях насущной задачей является создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом, исключающем допинговую соревновательность.
  • 6. Сохраняют актуальность и вопросы гарантирования безопасности от использования оккультных, зависимых состояний, недопущения использования лечебных практик без соответствующего медицинского сопровождения,
  • 7. При оказании религиозно-ориентированной помощи больным и в профилактической работе важно обеспечить межконфессиональное согласие, не превратить это благое дело в источник распрей и вражды. И главным рецептом от этой болезни нетерпимости является учет интересов всех сторон.
  • 3. СВОБОДА СОВЕСТИ

В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, закладываются основы демократических общественных отношений. В связи с этим большое значение для будущего России приобретает характер складывающимися взаимоотношений между людьми, придерживающихся различных мировоззренческих ориентации, в том числе между верующими и неверующими, между различными религиозными вероисповеданиями и их отношения с государством в лице законодательной и исполнительной власти, между государством и неверующими. Нельзя сказать, что в наше время эти проблемы обострены до предела. Однако в общественной жизни страны в постсоветский период отчетливо проявляются тенденции к конфронтации, претензии одних на исключительное положение в государстве на правах «религии большинства», «господствующей в данном регионе религии», попытка создания политических объединений по вероисповедальному признаку для отстаивания интересов тех или иных религиозных организаций. Имеет место также стремление использовать властные структуры государства для борьбы с ведущими активную миссионерскую деятельность нетрадиционными для России религиозными организациями: католицизмом, кришнаизмом, мунизмом и т. д.

Определенные проблемы возникают между религиозными организациями и неверующими. Можно даже сказать, что на место «воинствующего атеизма» приходят элементы «воинствующего клерикализма», которые проявляются в стремлении некоторых кругов религиозных организаций насильственно навязать неверующим религиозные взгляды и нормы поведения. Подобные рецидивы встречаются в деятельности Русской православной церкви, но особенно широкое распространение получили в регионах традиционного распространения ислама, ламаизма. Так, в частности, предпринимаются попытки поставить под вопрос светский характер школьного образования через введение цикла учебных дисциплин, таких как «Закон Божий», «Основы религии», изучение которых предполагает функции катехизации, то есть привлечение к религии на основе разъяснения основ вероучения. При этом игнорируется тот факт, что в данной школе, в данном классе обучаются дети, родители которых придерживаются различных мировоззренческих ориентации: неверующие, представители различных вероисповеданий -- ислама, иудаизма, православия и т. д.

Правовой основой разрешения всех этих проблем в современном Российском обществе может служить соблюдение принципа свободы совести. Совесть -- это категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. В самом общем виде принцип свободы совести означает признание права человека на самостоятельный выбор своих убеждений и возможность их проявления в действиях и поступках не в ущерб другим людям и обществу в целом. Таким образом, постановка вопроса о свободе совести означает постановку вопроса о духовной свободе человека, о возможности существования для индивида такой области духовной жизни, куда не в праве вторгаться никакая власть, никакие общественные или иные организации. Реализация принципа свободы совести означает признание необходимости установления в социальном взаимодействии в межличностных взаимоотношениях и в отношениях с властью принципа толерантности (терпимости).

В условиях сакрализованных обществ духовная жизнь человека целиком формировалась на основе той или иной религии. И проблема совести была исключительно религиозной проблемой. Поэтому исторически вопрос о свободе совести сформировался как вопрос о праве человека на выбор того или иного вероисповедания, на основе которого он мог формировать свои нравственные принципы. Таким образом, первоначально свобода совести означала свободу вероисповедания. Борьбу за эту свободу в течение длительного времени вынуждены были вести люди, оказавшиеся по тем или иным причинам под властью людей, государственных структур, навязывающих им иное, чуждое им вероисповедание. Такую борьбу, например, вели евреи, когда их территория была покорена римлянами. Христианство в Римской империи на первых порах было запрещено. И христиане, если они he отрекались от своей веры, подвергались гонениям. Раннехристианские мыслители -- апологеты, отстаивали право для своих сторонников исповедовать христианство наравне с другими религиями.

Ситуация изменилась после того, как христианство стало господствующей религией Римской империи, а, затем, и других государств Европы. В средневековой Европе католическая церковь была нетерпима ко всякому иноверию и жестоко преследовала его, не останавливаясь перед физическим уничтожением так называемых «еретиков». В России в течение длительного времени существовала аналогичная ситуация. В «Уложении» от 29 января 1646 года царя Алексея Михайловича в главе 1 о богохульниках и церковных мятежниках говорится: «Будет кто иноверцем, какие ни буди веры или и русский человек, возложит хулу на Господа Бога и спася нашего Иисуса Христа или на рожденную его пречистую Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию, или на святых Его угодников: и про то сыскивати всякими накрепко. Да будет сыщется на то допрямо, и того богохульника, обличив, казнити, сжечь». И мы знаем, что это «Уложение» и другие законодательные акты в полной мере применялись в отношении старообрядцев, отказавшихся принять нововведения Русской православной церкви. Таким образом в Средневековой Европе отклонение от господствующей веры рассматривалось как опасное государственное преступление.

Идеология Эпохи Возрождения в качестве одного из своих важных принципов содержала принцип веротерпимости. Практическое же воплощение этих принципов началось в эпоху Реформации. В знаменитых 95 тезисах М. Лютера уже содержится по существу принцип свободы совести как свободы выбора вероисповедания, беспрепятственного распространения Священного писания, вольной проповеди, свободы религиозных союзов. Принцип свободы совести получил свое теоретическое обоснование и развитие в работах философов Нового времени. Английский философ Джон Локк в своих письмах о веротерпимости выдвинул требование отделения церкви от государства. По его мнению, государство должно предоставить людям право религиозного самоопределения, оно не должно лишать своих подданных гражданских и политических прав в зависимости от определенной принадлежности к религии. Французский мыслитель Ф. Вольтер в 1763 году провозгласил, что свобода совести есть право, которое человек получил от природы и никто не может принуждать его в вопросах веры. Каждому нужно разрешить молиться на свой лад, каждый вправе исповедовать ту или иную веру в согласии лишь со своей совестью. Эти идеи получили законодательное закрепление во французской «Декларации прав человека и гражданина» (1789), положенной в основу законодательства французского государства эпохи буржуазных революций, а также в Конституции США (1787) и американском Билле о правах (1794).

Россия позже других стран Европы пошла на признание принципа свободы вероисповедания. В «Своде законов Российской империи» изданных в 1875 году, все религии на территории страны делились на три группы государственная (православное исповедание), терпимые (католическая, протестантская, армяно-григорианская церкви, ислам, буддизм, иудаизм, язычество) и нетерпимые («секты» -- духоборы, молокане, иудействующие, скопцы, иконоборцы). В «Уложении о наказаниях» особым видом государственного преступления объявлялось отвлечение и совращение из православия в другую веру, воспрепятствование воспитанию детей в православной или христианской вере, распространение ересей и расколов. К виновным в этих преступлениях применялась целая система карательных мер, вплоть до каторги и ссылки в Сибирь.

Внеисповедное состояние государством вообще не признавалось. В 1894 году к числу запрещенных религий причислены и так называемые «штундисты» -- русское наименование баптистов и евангельских христиан. Их вероисповедание было объявлено вредным, а их молитвенные собрания запрещены. После Февральской революции постановление от 20 марта 1917 года «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» и постановление от 17 июля 1917 года «О свободе совести» были отменены все ограничения, связанные с вероисповеданием: на жительство, передвижение, приобретение права собственности, занятия ремеслами, торговлей, промышленностью, поступлением на государственную службу, на учебу, участие в выборах и т. д.

Под свободой совести по-прежнему понимались свобода выбора вероисповеданий. При этом, постановления Временного правительства оставляли неизменным господствующее положение Русской православной церкви по отношению к другим религиозным организациям на том основании, что православие является религией большинства населения России. Внеисповедное состояние по-прежнему не признавалось.После Октябрьского переворота и установления Советской власти был принят Декрет от 23 января 1918 года 06 отделении церкви от государства и школы от церкви») В этом Декрете впервые провозглашалось, что все религии должны быть в равном положении и что каждый гражданин имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Таким образом, в этом документе впервые принцип свободы совести получил современную форму -- он означал не только свободу выбора вероисповедания, но и свободу не исповедовать никакой религии.

Из изучения истории, да и из самой жизни, мы знаем, что декларация о свободе совести в СССР в значительной мере оставалась декларацией. Ее провозглашали все конституции Советского государства, а принимавшиеся в дополнении к конституциям правовые акты в значительной мере ограничивали реальные возможности религиозных организаций, содержали многочисленные запреты. Вопреки конституционным гарантиям, государство вмешивалось во внутренние дела религиозных организаций, стремилось оттеснить верующих граждан на периферию общественной жизни. В реальной практике существовали большие ограничения на различные формы деятельности для верующих людей, религиозных активистов. Для них практически была закрыта возможность карьеры в организациях управления, в армии, в системе образования, здравоохранения и т. д. Как отмечают историки-исследователи советского периода Российского общества, в идеологии и практике Советского государства был реализован так называемый «государственный атеизм». Однако, давая отрицательную оценку практике реализации свободы совести в СССР, следует признать положительное значение той новой трактовке принципа свободы совести, которая декларировалась в официальных документах. Эта трактовка в последующем получила свое закрепление в ряде международных документов и стала основой для признания принципа свободы совести в таком виде всем мировым сообществом.

свобода вероисповедание философский картина

Комбинированный урок : «Хранители предания в религиях мира».

Решаемая проблема : Кто такие хранители предания и что они хранят?

Цели :

Сформировать представление о хранителях религиозных мировых культур, их роли в сохранении религиозных традиций; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религией, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; учить детей выявлять проблемы и формулировать главную мысль текста; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Развивать умение работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения;

Осознание ценности нравственности, духовности в человеческой жизни;

Воспитывать терпимость и уважение к людям, отличным от нас, привить интерес к мировой истории; воспитание гражданственности, уважения к предмету.

Планируемый результат :

Предметные: создать условия для знакомства учащихся с хранителями предания в религиях мира, с иерархией служителей культа; создать условия для формирования понятий: жрец, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, имам, хафиз, сангха, лама.

Личностные: организовать деятельность, направленную на формирование толерантного, уважительного отношения к мировым религиям.

Метапредметные: организовать совместную поисковую деятельность, направленную на развитие навыков сравнения религиозных событий и явлений, извлекать необходимые данные из текста.

Межпредметные связи Литературное чтение, русский язык

Ресурсы : Компьютер, проектор, интерактивный комплекс, презентация, карточки с заданиями, статьи о хранителях преданий в мировых религиях

Организация пространства: Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, групповая работа, работа в парах.

1. Блок мотивации . Выставка книг у доски (Коран, Библия, Евангелия).

Кто дома рассказал родственникам о священных книгах религий мира?

Что особенно заинтересовало родных в твоем рассказе?

Какая священная книга вас самих заинтересовала больше всего?

Есть ли священные книги у вас дома? Какие?

Где вы могли видеть священные книги?

Почему священные книги сохранились до наших дней, несмотря на то, что им уже тысячи лет?

У вас в руках карточки, на которых записаны основатели религий или названия священных книг. На доске - таблички с надписями «Христианство», «Ислам», «Иудаизм», «Буддизм».

Подумайте и выберите, к какой религии относятся слова, записанные на ваших карточках.

(Карточки со словами: Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Трипитака, Иисус Христос, Мухаммад, Скрижали, Апокалипсис, Будда «Три корзины», Аллах, Сотворение мира мудрости, Гаутама, Ангел, «Пятикнижие Моисея», Джабраил.)

2. Блок основного содержания .

Работа с понятиями: «хранитель», «жрец», «служитель», «духовенство ».

Чтение текста в учебнике на стр.22

Как только возникли религии, появились люди, которые хранили священные знания, религиозные традиции. Древние ритуалы, передавали их своим потомкам, учили их священным правилам (заповедям), согласно которым следуют жить. Эти люди и были хранителями традиций. В древности их называли жрецами, служителями. Так они были мудрецами, обладали огромными знаниями, умели растолковать священные писания, то играли очень важную роль в управлении племенем, общиной или государством. Жрецы были советниками, учеными, знахарями, прорицателями. С течением времени преемником жрецов стало духовенство.

Духовенство - профессиональные священнослужители той или иной религии. Священнослужители являются толкователями божьих законов, возносят молитвы за людей перед богом, регулируют отношения между людьми, учат людей жить по заповедям. Они являются посредниками между высшими силами и человеком.

3. Блок исследования.

Работа в группах.

Сейчас мы будем выполнять поисковую работу. Каждой группе достанется небольшая статья о хранителях предания в религиях. Прочитайте её и выполните задания.

Задание для 1 группы. (учебник стр. 22)

  1. Прочитайте статью о хранителях иудейских традиций.
  2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале.
  3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы:

*Как верующие евреи называли хранителей предания?

* Чем занимались хранители иудейской религиозной традиции?

Задание для второй группы. (учебник стр.22)

1. Прочитайте статью «Христианские священнослужители».

*Кто является хранителем предания в христианском учении?

Какие ступени иерархии проходят служители церкви в христианстве?

Задание для 3 группы. (учебник стр.23)

1.Прочитайте статью «Мусульманская община».

2. Отметьте. Что вас особенно заинтересовало в новом материале.

3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы:

* Как в исламе называется церковная организация?

* Кого мусульмане называете «имамом», а кого «хафизмом»?

Задание для 4 группы. (учебник стр.23)

1.Прочитайте статью «Буддийская община».

2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале.

3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы:

* Что в буддизме называется «сангхой»?

* Кто хранит религиозные традиции буддистов?

3. Проверка-выступления детей

4. Блок психологической разгрузки.

Тренинг «Импульс»

Встаньте, пожалуйста. Давайте настроимся на совместную работу. Для этого попрошу я вас дружно взяться за руки. Передайте друг другу положительный импульс.

5. Блок творческого разогрева.

1. Задание: просмотр и комментирование иллюстраций в учебнике. Стр.22-23.

2. Задание: заполните таблицу. Хранители предания в религиях мира.

Таблица 1

Проверка самостоятельной работы

Задание: составьте четыре предложения по данным иллюстрациям, используя слова, с которыми вы познакомились на том и предыдущем уроках. Запишите предложения в тетрадь

6.Блок резюме.

Продолжите предложения:

* Сегодня я познакомился (узнал)….

* Самым интересным для меня …

* Мне непонятно…

* Я ещё хотел бы узнать…

Можно составить синквейм

«Хранители предания»

Таблица 2

Организационная структура урока

Этапы

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

I . Организационный

Настроить учеников на учебную деятельность

Тренинг «Импульс»

Добрый день, рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста. Давайте настроимся на совместную работу. Для этого попрошу я вас дружно взяться за руки. Передайте друг другу положительный импульс. Надеюсь, весь урок вы будете так же внимательны друг к другу.

Встают, берутся за руки по парте с соседом, передают импульс.

(В классе создан благоприятный психологический настрой).

Личностные :

уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи.

II . Проверка

домашнего задания

Проверка усвоения материала;

развитие умения формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение.

1.Интерактивная игра «Тест ногами» (работа в парах).

2 .Проверка соответствие между названиями священных книг и словами, данными ниже (слайд 3).

Учащиеся раскладывают карточки по столбикам.

Учащиеся проверяют свои работы.

Личностные:

понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, выступают в диалог, обмениваются мнениями.

lll . Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации

Есть такое слово «хранитель ». Давайте разберем его, а для этого вспомним, от какого слово она произошло.

От какого слово оно образовано?

Что оно обозначает?

Как вы думаете, кто такой хранитель предания? Что может хранить этот человек?

Ребята перечисляют родственные слова (хранить, хранение, охрана и т.д.).

От слова «хранить»

Хранитель - это человек, который что-то бережет, хранит.

Это люди, которые хранили священные знания, религиозные традиции, ритуалы, предания, передавали их своим потомкам, учили их священным правилам, согласно которому следует жить

Познавательные:

Осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания.

Регулятивные:

ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

lV . Формулирование темы и цели урока

Развитие умения анализировать делать вывод;

развитие мышления и грамотной речи учащихся;

воспитание уважения к профессиональным священнослужителям (духовенству).

2. - Посмотрим на фотографии

(слайд 4).

- Ктоизображенна них?

Ребята, это хранители преданий в религиях мира. Сегодня мы познакомимся с их ролью в религии и узнаем такие понятия, как жрец, раввин, епископ, священник, диакон, имам, хафиз, сангха, лама.

В церкви, по телевизору…

Кто-то о них заботился и передавал из поколения в поколение.

Мудрецы, монахи…

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации.

Личностные:

проявляют уважительное отношение к истории и культуре других народов.

IV . Изучение нового материала

Познакомить с понятиями:

жрец, духовенство, раввин, умма, епископ, имам, мулла, хафиз,

сангха, лама;

развитие умения анализировать, делать вывод;

развитие мышления и грамотной речи уч-ся;

воспитание уважения к профессиональным священнослужителям

1.

Учащийся разбиваются на группы и читают заданный раздел учебника.

Учащиеся отвечают на вопросы. Записывают в Словарь терминов новые слова: жрец, раввин, епископ, диакон, иерархия, умма, имам, сангха, лама.

Иудейская культура.

Раввин (учитель) - в иудаизме ученое звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы. Присваивается после получения еврейского религиозного образования. Это звание дает право возглавлять общину и быть членом религиозного суда.

В христианстве духовенство составляют три ступени священства, которые образуют иерархию.

Епископ ( архиерей)- высший чин в церкви. Он получает высшую степень благодати. Они могут совершать все таинства и все церковные службы. Они могут не только совершать обычное богослужение, но и посвящать в священнослужители.

Священник (иерей, пресвитер)- второй священный чин после епископа. Священники могут совершать, с благословения епископа, все таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу.

Диакон - лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Диаконы служат епископу или священнику при богослужении и совершении таинств, но совершать их не могут.

Подниматься по ступеням иерархии можно только последовательно, начиная с самой низшей: диакон, священник, епископ.

Все мусульмане - это большая единая община (умма ). Возглавляет ее имам.

Имам - (предводитель)- в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы

(определенные службы, ритуалы). Во время общей обязательной молитвы выбирается имам, который руководит ею. Имамом в молитве может стать любой мусульманин, достигший 8 лет. Отличия в одежде имама - белый тюрбан и белые рукава.

Мула - арабское мусульманское духовное звание, аналогичное званию имама; настоятель мечети.

Хафиз - человек, знающий Коран наизусть.

Буддийская община называется сингха (собрание). Так называют всех верующих буддистов, а также буддийских монахов. Это люди отказались от всех жизненных благ, живут только на пожертвования других людей и носят специальные оранжевые одежды.

Лама - это учитель, который ведет верующих по пути, указанной Буддой.

Выступление одного из ученика из каждой группы, сопровождаемое презентацией

Коммуникативные: учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Личностные:

осознают ответственность за общее дело; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир его органичном единстве.

Познавательные:

поиск и выделения необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные:

ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

V . Физкультминутка

Включаем физкультминутку.

Ученики выполняют физкультминутку вместе с учителем.

VI .

Первичное закрепление (3мин.)

Закрепить знания по теме, умение грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.

Беседа (слайд 10).

Как вы думайте, почему во всех религиях мира существуют хранители предания?

Как называли служителей в древних религиях?

Кого и почему называют мудрецами в иудаизме?

Что в переводе с греческого обозначает слово «надсматривающий»?

Каких людей и почему особо почитают мусульмане?

Кого можно назвать хранителем религии в буддизме? и т.д.

Чтобы не потерялись никакие традиции.

Жрецами.

Раввинов.

Епископ.

Мулла, хафиз, имам.

Познавательные:

осуществляют логические действия.

Регулятивные:

осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

VII . Самостоятельная работа

Способствовать развитию внимания, логического мышления и грамотной речи учащихся; развивать навыки самостоятельной работы с учебником.

И белые рукава.

Имам ведет в молитве прихожан. Каир , Египет ,1865 год .

Хали́ф (араб. خليفة‎‎, наместник, заместитель) - название самого высокого титула у мусульман . В разные времена взгляды на его содержание были разными. Слово халифат (араб. خليفة‎‎ - Khalīfah - «наследник», «представитель») - означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное после Мухаммада арабами-завоевателями под предводительством его «халифов» (наместников). Эпоха существования Арабского халифата (630-1258 годы), вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской науки и культуры, именуются в западной историографии Золотым веком ислама . Для Омейядов и Аббасидов халиф - это наследственный титул правителя, соединяющего в себе неограниченную высшую духовную и светскую власть. В Мамлюкском султанате халифы являлись исключительно духовными лидерами, оставляя светское правление султанам .

Мулла́ (араб. المُلَّا‎‎ /аль-мулла/ от араб. مَوْلَى‎‎ «наместник; хранитель; хозяин»; перс. ملّا‎, тур. Molla, чеч. Молла, узб. Mulla, индон. Mullah) - арабское мусульманское духовное звание богослова (улемы ), учёного мужа и правоведа, обычно хорошо знающего Коран (иногда даже наизусть, то есть хафиза ), хадисы и нормы шариата . У суннитов часто употребляется как синоним звания имама , избираемого главы общины верующих. У шиитов звание муллы ниже звания имама (см. двенадцать имамов ). Такой мулла не участвует в светском управлении; его компетенция - лишь толкование Корана и вопросов веры. На Кавказе муллой также называют муэдзинов , «будничных» имамов и другое низшее духовенство, тогда как «пятничный» имам, кади и шейх-уль-ислам именуются Муллой-ахундом (у шиитов ) или Муллой-эффенди(у суннитов).

Му ллы на приёме у шаха Сафави

Система раввинских должностей образует иерархию, высшая ступень - ашкеназский и сефардский верховные раввины; за ними следуют судьи (даяним ) Высшего апелляционного суда, затем - даяним региональныхбатей-дин , многочисленные раввины (наблюдающие за кашрутом , за миквами и т. п.), региональные раввины, назначаемые местными религиозными советами, и, наконец, раввины синагог.

Раввин , иллюстрация Татьяны Дорониной.

  • § 5. Понятие классической философии. Разум и просвещение
  • § 6. Особенности развития русской философии
  • Глава 2. Основные направления современной философии § 1. Кризис "классической философии" и современная философия
  • § 2. Сциентистские направления в современной философии
  • § 3. Антисциентистские интерпретации сущности философии
  • § 4. Между объективизмом и субъективизмом: герменевтические направления современной философии
  • § 5. Проблема текста: постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм
  • § 6. Дискуссии о рациональности: нерациональность рациональности и рациональность нерациональности
  • Глава 3. Смысл и предназначение философии §1. Философия как стремление к мудрости. Проблемное поле философии
  • § 2. Предметные уровни, дисциплины и метод философии
  • § 3. Философия как герменевтическая деятельность
  • Раздел 2. Сущность и основные формы бытия Глава 1. Философские размышления над предельными основаниями бытия § 1. Метафизика и онтология. Место онтологии в структуре философского знания
  • § 2. Исторические судьбы философской онтологии
  • 2.1. Субстанциальный материализм
  • 2.2. Субстанциальный идеализм
  • 2.3. Между материализмом и идеализмом: онтология Аристотеля
  • 2.4. Онтология метафизического материализма и диалектический материализм
  • § 3. Модели мира
  • § 4. Кризис онтологии и ее современные интерпретации
  • Глава 2. Основные формы существования и диалектика бытия
  • § 1. Движение и развитие
  • 1.1. Проблема движения.
  • 1.2. Модели развития и законы диалектики Рассмотрим основные модели развития.
  • 1.3. Детерминизм и развитие
  • § 2. Пространство и время. Пространственно-временные уровни бытия
  • § 3. Системность бытия
  • Раздел 3. Познавательное отношение человека к миру Глава 1. Сознание § 1. Основные свойства сознания
  • § 2. Сознание, логика и действительность
  • § 3. Сознание и бессознательное в мыслительной деятельности
  • Глава 2. Что познает человек?
  • § 1. Эмпирическая модель теории познания
  • § 2. Рационалистическая концепция теории познания
  • § 3. Эмпиризм или рационализм?
  • § 4. Теория познания иммануила канта
  • § 5. Синтетическая модель теории познания
  • Глава 3. Учение об истине
  • § 1. Классическая концепция истины
  • § 2. Понятие объективной, абсолютной и относительной истины
  • Раздел 4. Философия общества Глава 1. Социум, или "социальность вообще" § 1. Понятие социального
  • § 2. Антропоморфизм и его альтернатива
  • § 3. Субстанция социального
  • § 4. Деятельность как целесообразный адаптивный процесс
  • § 5. Информационная специфика социального действия
  • § 6. Орудийная специфика деятельности
  • Глава 2. Как и почему действуют люди? § 1. Субъект и объект деятельности
  • § 2. Сознание как фактор социального поведения
  • § 3. "Идеализм" и "материализм" в трактовке деятельности
  • § 4. Потребности и интересы социального субъекта
  • Глава 3. Что такое общество? § 1. Коллективность как условие общественной жизни
  • § 2. Номинализм и реализм в трактовке общества
  • § 3. Является ли общество интегративным субъектом?
  • § 4. Общество как реальная группа людей
  • § 5. Общество как самодостаточная социальная группа
  • Глава 4. "анатомия" общества § 1. Принципы "социальной статики"
  • § 2. Деятельностный подход к "социальной анатомии"
  • § 3. Элементы общественной жизни
  • § 4. Типы совместной деятельности людей
  • § 5. Компоненты общественной жизни
  • Глава 5. Функционирование общества § 1. Философские принципы "социальной физиологии"
  • § 2. Еще раз о полемике материализма и идеализма
  • § 3. Иерархия потребностей -альтернативные подходы
  • § 4. Субординация общественных отношений
  • Раздел 5. Ценности человеческого существования
  • Глава 1. Человек как философская проблема
  • Глава 2. Эстетические ценности § 1. Эволюция эстетических идей
  • § 2. Эстетические категории
  • § 3. Эстетическая деятельность. Творчество
  • § 4. Разнообразие форм художественного творчества
  • Глава 3. Нравственные ценности § 1. Развитие этических представлений
  • § 2. Современные этические концепции
  • 2.1. Этика ненасилия
  • 2.2. Этика благоговения перед жизнью
  • Глава 4. Религия и разнообразие религиозных ценностей
  • § 1. Предпосылки возникновения религии в человеческой культуре
  • § 2. Национально-государственные религии
  • § 3. Мировые религии
  • Глава 5. Философия и учение о праве
  • § 1. Происхождение права
  • § 2. Философские концепции права
  • § 3. Природа права
  • Глава 4. Религия и разнообразие религиозных ценностей

    Обращаясь к рассмотрению религии, необходимо осознавать специфику ее философского анализа, отличающегося от подходов конкретных религиоведческих дисциплин. Религия интересует философию как одна из форм ценностного отношения к миру, которое имеет глубокие корни в родовой природе человека и удовлетворяет его экзистенциальным потребностям. Значение религии для человечества было и остается огромным, и ни один философ не вправе обойти ее своим вниманием.

    § 1. Предпосылки возникновения религии в человеческой культуре

    Одна из сложнейших проблем философии религии - определение сути феномена религии и места религиозного сознания среди прочих форм духовной ориентации человека в мире. Начнем рассмотрение этой проблемы с анализа сходств и различий между религией и наукой, религией и искусством, религией и моралью.

    Многие из специалистов убеждены в невозможности такого универсального определения религии, которое охватило бы собой все многообразие конкретных форм и видов религиозных верований. К примеру, "гносеологический" подход к религии, считающий ее основным признаком веру, не подлежащую рациональному анализу и проверке на истинность, сталкивается с немалыми сложностями при попытке отличить собственно религиозные верования от схожих идеологических феноменов (типа некритической веры в коммунизм, в национальное превосходство и пр.). Аналогичные трудности вызывает и распространенное представление о религии как о системе миропонимания (и связанного с ним институционального поведения), основанного на вере в существование Бога (или богов) - высшей потусторонней сверхъестественной силы, сотворившей мир и человека в нем. Многие ученые считают, что при таком подходе не учитывается опыт религиозных направлений (к примеру, конфуцианства или буддизма), которые вполне "обходятся" без бога в христианском или мусульманском его понимании .

    Большинство специалистов связывает феномен религии с особой формой человеческого опыта, одинакового для всех разновидностей религии, - верой в священное, сакральное. Представления о священ-

    ном разнятся у разных народов. На ранних этапах развития религии они совпадают с представлением о необычном, не укладывающемся в нормальный ход вещей и лишь позднее обретают этические характеристики и становятся представлениями об абсолютном благе, истине, красоте.

    Каковы бы ни были разногласия в определении понятия религии, все исследователи согласны с тем, что она выполняет важнейшие функции в общественной жизни. Для отдельно взятых человеческих индивидов, как полагает М. Йингер, религия становится средством решения "последних, конечных" проблем жизни, выступает как "отказ капитулировать перед смертью". "Религиозное существование включает веру человека в то, что зло, боль, разрушение и гибель, несправедливость и бесправие относятся не к случайным, но к фундаментальным условиям жизни и что все же есть силы и действия (священное), благодаря которым человек способен преодолеть зло во всех его обличиях" .

    Для общества, взятого в целом, религия выступает как мощное средство социальной интеграции, сплочения людей, поскольку общие верования придают высший смысл их деятельности. В социальном плане религия реализуется как особый общественный институт - церковь; на первых этапах - просто как объединение верующих, позднее (почти во всех религиях) - как клерикальная структура, объединяющая лиц, особо посвященных в сакральные тайны и выступающих в роли своеобразных "посредников" между объектом веры и людьми.

    Конечно, не все философы и социологи положительно оценивали роль религии в человеческой культуре. Известно отношение К. Маркса к религии как к искаженной форме сознания, которая способствует эксплуатации народных масс. Он характеризовал ее как "опиум для народа" и "вздох угнетенной твари". Отрицательно относился к религии также и 3. Фрейд, рассматривая ее как своеобразную болезнь общества, как форму наркотического опьянения. Многие мыслители, руководствовавшиеся прежде всего идеалами Просвещения, были убеждены во временном характере религиозных верований, полагая, что религия непременно падет под ударами развивающейся науки. Упадок религии в XIX-XX вв. казался многим симптомом ее надвигающейся гибели. XX в., однако, вновь подтвердил устойчивость религиозной системы ценностей. Было осознано главное - религию нельзя рассматривать как альтернативу науке и "пережиток" общественного сознания.

    Рассмотрим причины возникновения религии и специфику ее ранних форм.

    Анимизм - это система взглядов, основанная на персонификации природных явлений и наделении их свойствами и способностями человека. "Рассматривая характер и сущность великих политеистических богов, которым приписывается наиболее обширная дея-

    тельность во Вселенной, мы увидим, что эти могучие существа сформированы по образцу человеческой души. Мы увидим, что их чувства и симпатии, их характер и привычки, их воля и действия, даже самый образ и материальная структура их, несмотря на все преувеличения и приспособления, содержат черты, в значительной степени заимствованные у человеческой души" . Вера в самостоятельную жизнь освободившейся от телесной оболочки души порождает и веру в возможность контакта с умершими душами. В основе этого лежит особенность первобытного мышления, связанная с неразличимостью объективного, того, что находится вне человека, и субъективного, того, что является продуктом его разума. Так, например, образы, видимые человеком во сне, воспринимались столь же реально, как и окружающий его мир, и те и другие были одинаково значимы. Поэтому общение во сне с умершими или отсутствующими людьми воспринималось так же, как встреча с живыми. В то же время боязнь призраков, т.е. бесплотных теней душ умерших людей, порождает целую систему предохранительных обрядов (при обряде похорон - особый порядок выноса тела из дома, положение тела при захоронении, сам факт обязательного захоронения, поминальные обряды и т.д.). Считалось, что особенно часто и непрошенно являются призраки тех душ, тела которых не были погребены согласно обычаю, а также души самоубийц или насильно убитых. Анимистические представления в той или иной форме присутствуют во всех религиях.

    Тотемизм - система первобытных представлений, основанная на вере в сверхъестественное родство между группой людей (родом) и тотемами, которыми могут выступать какие-либо животные или растения, реже - явления природы и неодушевленные предметы. Кроме общих тотемов для всего рода у первобытных людей были тотемы индивидуальные. Тотемистические представления лежат в основе всех мифов и волшебных сказок, а тотемы в качестве особых ритуальных предметов присутствуют в развитых религиях.

    Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов (фетишей), в качестве которых могло выступать что угодно - от камня необычной формы, куска дерева или части животного, до изображения в виде статуэтки (идол). С.А. Токарев отмечает, что фетишизм, по-видимому, возникает как форма "индивидуализации религии" и связан с распадом старых родовых связей. "Отдельная личность, чувствуя себя недостаточно защищенной родовым коллективом и его покровителями, ищет для себя опоры в мире таинственных сил" . Не случайно среди фетишей появляются талисманы и амулеты - предметы для ношения на теле. Они должны были выполнять защитные функции. Пользование этими предметами часто сопровождалось различными заклинаниями. Постепенно изначальное значение талисмана забывается и он превращается в предмет украшения .

    Магия - первобытные представления о возможности сверхъестественного воздействия злых или добрых сил на других людей, домашний скот, жилище и т.д. В основе веры в магические силы и средства лежит способность человеческого сознания к ассоциациям, которая позволяет соединять в мышлении вещи, несоединимые в реальности. В результате создается система вымышленных связей и закономерностей, с помощью которых человек пытается построить свои отношения с миром духов аналогично тому, как он строит свои взаимоотношения с реальным миром.

    Магическое знание носит тайный характер. Магическое действо всегда выполнялось лишь специально посвященными людьми. Поэтому эффективность магических действий и заклинаний определялась лишь по результату, т.е. задним числом, и в случае негативного результата всегда можно было сослаться на сильное противодействие духов.

    Магия как средство практического воздействия на мир связана с конкретными формами жизнедеятельности людей. Обычно магию делят на хозяйственную, лечебную (белая) и вредоносную (черная). По Дж. Фрезеру, магия может быть подражательной. В этом случае воздействие на реальный объект осуществляется манипулированием над его образом. Заразительная магия осуществляется по сопричастности, и магическое манипулирование при этом ведется над частями одежды или тела человека.

    В своей рафинированной, наукообразной форме магия представляет собой особый раздел оккультизма, выступая как средство связывания мира духовного и реального через обращение к астральным силам. Несмотря на то что целый ряд религий не одобряют магии и колдовства, в снятом виде элементы магических действий и обрядов присутствуют во всех религиях.

    Поставленный на папство в результате этот переворота иезуит Франциск не просто не поддерживает христианскую нравственность; он стал одним из самых влиятельных в мире борцов против нее.

    В обтекаемых, но недвусмысленных выражениях папа Римский ведет активнейшую пропаганду смешения всех рас в один «Вавилон» и заселения Евросоюза азиатами и африканцами, он активно борется за снижение рождаемости в среде белых народов, оскорбляя многодетные европейские семьи; он уже даже осторожно пропагандирует гомосексуализм и наркотики, либерализирует отношение католиков к эвтаназии.

    В общем, Франциск отстаивает те же печально известные «пунктики», что и Фонд Сороса (финансового офицера Ротшильдов), только, разумеется, делает это более взвешенно и осторожно, с поправкой на свою паству, где есть еще в наличии и сравнительно консервативный контингент.

    «Славные» деяния папы-иезуита ныне вызывают отвращение даже у немалых масс украинских униатов, где к «понтификам» обычно относились чуть ли не как к живым святым. Все больше униатов теперь начинает публично критиковать «непогрешимого» иезуита Франциска за его безнравственный глобалистский курс. Да, они, конечно, и еретики, и ярые русофобы, однако они всегда держались за семейные ценности, которые ныне эффективно и скрупулезно искореняет папа Римский по всему миру, в том числе - на Украине, где он для этого активно использует «Украинский Католический Университет».

    На украинском портале «Католический обозреватель» в эти дни вышла статья, которая стала еще одним примером нарастания неприятия униатами антихристианских слов и дел самого либерального папы в истории католицизма.

    Приведем этот переведенный с украинского языка материал с некоторыми комментариями:

    УДУШЬЕ УКРАИНСКОГО УЛЬТРАМОНТАНСТВА

    На запад от Украины — от Польши до США — большинство серьезных промигрантских действий и заявлений Франциска получают критику со стороны самих же католиков. Так же, как и большинство его решений и идей, которые кажутся противоречивыми в сугубо религиозной плоскости. Критика приобретает различные формы: от осторожного сомнения в правильности позиции Франциска, до даже озвучки резких, эмоциональных тезисов. Она звучит на разном уровне: от авторов независимых католических СМИ до высоких иерархов церкви.

    Католический дискурс о миграции — это не только заявления Папы Франциска и тех, кто разделяет его взгляды. Не только неубедительное прикрытие Евангелием политических стратегий, которые воплощаются в жизнь антихристианскими политическими силами. Не только шокирующие призывы ставить интересы мигрантов выше национальных интересов — призывы, в которых нивелируются традиционные для католического мышления категории общего блага и иерархии любви.

    Это еще и диаметрально противоположные соображения. Это попытка осмыслить проблему сквозь призму упомянутых категорий и за трезвую оценку катастрофических антропологических последствий мультикультуралистской социальной инженерии. Католический дискурс о миграции — это не только Франциск.

    Это еще, например, кардинал Роберт Сара, который в октябре 2017 года, во время визита в Польшу, не побоялся возразить позиции "некоторых людей, которые пользуются Словом Божьим, чтобы оправдать пропаганду мультикультурализма”. (Автор данной статьи пытается «обелить» католическую «церковь», доказывая, что в ней есть и нравственно здоровые силы. Никто, конечно, не сомневается, что такие силы в католицизме есть. Но разве можно сравнивать влияние «непогрешимого» папы-изуита, этого абсолютного монарха государства Ватикан, этого финансового и медийного магната с влиянием кардинала Сары?

    Данный кардинал и на своем посту держится-то с трудом, он постоянно находится под огнем критики. Нет, католическая «церковь» полностью захвачена антихристианскими глобалистами, а наличие в ней отдельных очагов сопротивления мало что значит, к сожалению - прим. И. Д.)

    На фоне того, что на Западе понтификат Франциска сопровождается значительным полемической напряжением, неприятно поражает молчание украинских католиков. Читая украинские католические издания, трудно найти хоть какую-то критику сомнительных поступков Папы или просто позиций, которые он отстаивает.

    У нас чувствуется какая-то мировоззренческая удушье (И здесь, конечно, трудно согласится в автором. Само появление его статьи на официальном католическом ресурсе опровергает его заявление о том, что на Украине никто не критикует папу-иезуита. Более того, на Украине в связи с антихристианской политикой Ватикана, начавшейся еще задолго до Франциска, давно возник униатский раскол в виде «Византийского патриархата».

    У него немало сторонников в Галиции, да и в других регионах Украины. «Византийский патриархат» не только критиковал этого ультралиберального папу, но даже предал его анафеме. При этом, естественно, большинство украинских униатов повинуется и будет повиноваться папе Римскому, потому, что у него есть много рычагов воздействия на ситуацию. Но и большинство католиков и униатов по всему миру покорились либеральному курсу Ватикана, ибо люди вообще склонны к греху и конформизму, ищут выгоды - прим. И. Д.)

    При ординарных условиях такое единодушие было бы не просто оправданным, но и полезным. Но в критические моменты папский авторитет не должен превращать христианское сообщество в бездумное стадо. Люди Средневековья знали, что такое авторитет, в разы лучше нас. Тем не менее, средневековые Папы получали критику. Зато в современной Украине наблюдается странное ультрамонтанство.

    В этом отсутствии хотя бы элементарной оппозиции к действиям Франциска прослеживается интеллектуальная незрелость украинского католичества, отсутствие почвы, опершись на который можно было бы поднять "истины”, что утверждаются одной только силой официальности. В наши времена такая незрелость является слишком большой роскошью, ведь "знаки времена” требуют надлежащего инструментария для их распознавания.

    За последние годы можно было часто услышать скандирование "Украина — это Европа”. Однако понятие Европы или наделялось ложными смыслами, или звучало бессмысленно. Украина остается чем-то периферийным.

    Украинское католичество, к сожалению, не составляет исключения и остается равнодушным к проблемам Европы и еще более фундаментальных проблем Церкви (и тут автор неправ. Наоборот, в среде украинских католиков и униатов, которые находились под гнетом либерального фашизма меньшее время, чем европейцы, существует бОльшее неприятие либерального курса Ватикана.

    Наверняка и на Украине, и на Западе еще возникнут новые расколы в католицизме, вызванные антихристианской политикой пап. Однако, безусловно, нет никаких шансов на то, что проводимая иезуитом Франциском антихристианская перестройка католической ереси в глобалистскую антихристианскую религию получит действительно серьезный отпор в среде его паствы, хоть в Европе, хоть на Украине. - прим. И. Д.).

    Конечно, данная статья И. Загребельного с критикой в адрес «непогрешимого» папы-иезуита написана в довольно мягких выражениях. Но по католическим меркам она очень резкая, тем более, что она размещена на официальном ресурсе «УГКЦ». Очевидно, что даже многие украинские униаты поняли пагубность деяний папы Римского.

    А в Москве все не прекращается пропаганда союза с ним «ради всего хорошего», и «против всего плохого».

    Хотя уже даже и всем мало-мальски нравственным еретикам совершенно очевидно, что Франциск - враг Христа, враг института семьи, активный борец за уничтожение европеоидных народов в потоке инокультурных мигрантов.