Вводное занятие по обучению грамоте "знакомство с буквами и звуками". Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Слово на ладошке Обучение детей грамоте в старшей группе занятия

Тема : Гласный звук «У» . Буква У.

Цели : способствовать развитию звуко - буквенного анализа, фонематического слуха;

познакомить детей с гласным звуком «У» и его условным обозначением - квадрат красного цвета;

развивать логическое мышление;

познакомить с буквой У как письменным обозначением звука «У» ,

воспитывать интерес к звуковой стороне речи.

Оборудование : предметные картинки (арбуз, автобус, аист, облако, осы, ослик, красные квадратики, карточка с буквой У, счетные палочки, коробка, игрушки (утка, удочка, улитка, утюг) .

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Перед началом занятия кладу на стулья предметные картинки.

Ребята, рассмотрите картинки. Сначала сядут те дети, у которых названия картинок начинаются со звука «А» , потом - те, у кого названия начинаются со звука «О» и т.д.

(Дети называют картинки - буквы и садятся).

  1. Актуализация знаний.

Как называются звуки, которые можно пропеть, прокричать? (гласные звуки) .

Гласные звуки умеют

Громко кричать и стонать,

Петь, завывать и баюкать,

Но не шипеть и журчать.

Каким цветом обозначаются гласные звуки на схеме? (красным) .

Игра " Назови слово". В окружающей обстановке дети находят предметы, в названиях которых звучит У. (Например : стул, Кукла и т. д)

III. Изучение нового материала.

Ребята, сегодня утром я сходила на почту и получила посылку для вас (Показываю коробку) . Чтобы узнать, что в ней, отгадайте загадки.

По полотняной стране,

По реке Простыне,

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь -

Ни морщинки не видать.

Утюг

Две антенны на макушке

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

Улитка.

Весь день на воде,

А водой не насытится.

Утка.

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач;

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч.

Арбуз.

Когда все предметы вынуты из коробки, я говорю детям :

У - у - утюг, у - у- улитка, у - у - утка, у - у - удочка - назовите первый звук в этих словах (звук «У» ).

Давайте вместе произнесем этот звук. Как вы считаете, какой он - гласный или согласный? Почему вы так думаете? (звук «У» гласный, он произносится плавно, протяжно. Воздух, выходящий изо рта, не встречает преград).

Каким цветом мы будем обозначать звук «У» на схеме? (красным)

Давайте вспомним, звуки мы что делаем? (слышим и произносим)

У каждого звука есть свой письменный знак - буква. Букву мы что делаем? (видим и пишем) .

Звук «У» обозначается буквой У (показываю) .

Посмотрите на букву У. Из скольких палочек она состоит? (из двух) .

Обратите внимание, что одна палочка - длинная, а другая - короткая.

С какой стороны прикреплена маленькая палочка к большой (с левой стороны) .

Давайте пропишем букву У в «воздухе» .

А теперь достаньте из контейнера по две палочке и сложите букву У у себя на столе (дети выполняют задание) .

Проведите указательным пальчиком по этой букве.

Какую букву вы сложили?

А сейчас немного отдохнем.

  1. Физкультминутка: "Мы охотники". проводит Глеб
  1. Закрепление материала.

Чтение слогов А-У; У-А по разрезной азбуке большого формата, индивидуальным разрезным азбукам. Составление схем слов Ар-буз.

Методика составления слова Ау.

Дети, давайте поиграем. Представьте себе, что мы вошли в лес. Одни дети зашли за деревья и не видят, где другие. Это будут девочки. Вот они посоветовались между собой и решили позвать мальчиков. Крикнем хором : АУ. Еще раз! Молодцы! Мальчики услышали девочек и отвечают им : Аууу.

Слово ау очень короткое, но очень нужное : многих людей из беды выручило.

Воспитатель произносит слово, интонационно подчеркивая каждый звук, выставляя буквы на полотно азбуки.

Проведём звуковой анализ слова: "Труба"

Какой первый звук? Глеб напиши этот звук в первый домик- клеточку.

Затем воспитатель произносит слово с интонационным выделением второго звука. Дети повторяют.

Лера напиши рядом с первым звуком во втором квадратике второй звук "Р".

Какой звук живет в первой клеточке? Во второй? Следующий звук...

Если я произнесу звуки друг за другом, плавно, то прочитаю слово.

Дидактическая игра " Телеграф". Воспитатель произносит одно-, двухсложные слова, например : дом, сад, лед, мама, рама, и т.д., а вызванный ребенок отхлопывает в ладоши количество слогов в слове- передает дальше слово по телеграфу". (по цепочке) .

Послушайте и назовите первый звук в словах:

Уши, улитка, утюг, утка, улица.

Какой звук вы слышите в начале каждого слова?

Правильно, слышится звук «У». Это звук гласный, он поется и мы, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: едет поезд и дает гудок «УУУУ ».

  1. Артикуляция звука.

Давайте вместе произнесем звук «У» , нужно губы вытянуть трубочкой.

Губы трубочкой потянем

И нисколько не устанем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса - тише, громче.)

- Повторите за мной стихотворение:

Утки плавают в пруду,

Ищут там себе еду.

Какой звук слышите в стихотворение чаще других?

Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».

Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».

  1. - Задание выполнили. Вспомните, каким цветом обозначаем гласные звуки и буквы. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок - это символ звука «У».
  2. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»:

а, у, о, а, у, и, а,у, у, а.

  1. Игра «Один-много».

Я буду называть предмет, а вы много. (Например: стол-столы).

Улитка, утюг, ухо, уж, ус, улица, улыбка.

  1. Знакомство с буквой «У» .

Послушайте стихотворение:

«У» - сучок.

В любом лесу

Ты увидишь букву «У».

Посмотрите, вот буква «У». (Выставляется карточка с изображением буквы «У»).

Почему мы обозначаем её красным цветом, кто мне скажет?

Потому что звук «У» гласный и мы обозначаем его красным цветом.

Выкладывание буквы «У» из палочек.

Сколько вам понадобилось палочек?

Итог занятия, оценка детей.

Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

С какой буквой?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Занятие подготовила и провела педагог Пензина А.Г.

Конспект занятия по обучению детей грамоте в старшей группе

Программное содержание:

1. Образовательные задачи:

Упражнять в подборе слов с заданным звуком;

Закреплять умение находить место звука в слове;

Закреплять знание графического изображения букв в игре «Откроем замок»;

Продолжать учить анализировать звук;

Закреплять умение проводить звуковой анализ слова;

Познакомить детей с графическим изображением буквы «к»;

Продолжать учить находить место буквы в слове в игре «Живое слово»;

Упражнять в придумывании предложений по заданной схеме;

Упражнять в чтении слогов, составлении слов из слогов.

2. Развивающие задачи:

Развивать слуховое внимание;

Развивать мелкую моторику с использованием приемов раскатывания пластилина, присоединения частей друг к другу при лепке буквы;

Развивать внимание, воображение;

Развивать мышление при отгадывании загадок.

3. Воспитательные задачи:

Воспитывать любознательность, самостоятельность, взаимопомощь.

Материал:

Мяч, коробка, письмо, замок с буквами, предметы, в названии которых есть звук [к], зеркальца по количеству детей, модели слова, фишки, кассы букв, картинка с изображением каши в тарелке, картинка с изображением клоуна, схема предложения, слоговая таблица, карандаши, рисунок со скрытым изображением кота.

Ход занятия:

Звенит колокольчик.

- «Громко прозвенел звонок,

Встали дружно все в кружок.

Потянулись, улыбнулись,

Написали букву «а»

И начнем играть в слова»

Чтобы поиграть в слова, надо хорошо знать буквы. С какой буквой мы познакомились? («р») Какие звуки она обозначает? ([р], [р’]) Давайте поиграем. Кто поймает мяч, тот назовет слово со звуком [р] или [р’].

Игра «Назови слово с заданным звуком».

(Дети садятся на свои места)

Ребята, к нам в группу пришла посылка. В ней красивая коробка и письмо. Давайте прочитаем письмо: «Здравствуйте, ребята. Я слышал, что вы любите грамоту, знаете много букв. Посылаю вам коробку с загадками. Там вы найдете новые звуки и букву, и, если выполните все мои задания правильно, узнаете, кто я».

Какое загадочное письмо. Хотите узнать, кто его прислал? Тогда попробуем открыть коробку. Никак не открывается! Закрыто на замок. Замок не простой, с шифром. Попробуем разгадать шифр. (В окошечках замка видны половинки букв. Если дети называют буквы правильно, замок открывается. Воспитатель открывает коробку, находит первое задание. Читает стихотворение, утрированно произнося звук [к] в словах).

- «У леса на опушке,

Высоко на суку

С утра поет кукушка:

«Ку-ку, ку-ку, ку-ку».

Какой звук в этом стихотворении слышим чаще всего? ([к]) Возьмите зеркало и произнесите этот звук. Как вы думаете, это гласный или согласный звук? Почему? (преграда для воздуха) Что создает преграду? (язык) Значит, [к] – согласный звук. Назовите «младшего брата» звука [к]. ([к’])

(воспитатель заглядывает в коробку)

Ребята, в коробке много разных предметов, в названии которых есть звук [к]. Поиграем в игру «Найди свое место» (дети по очереди выходят к столу, находят в коробке предмет и кладут его рядом со схемой места звука в слове).

Молодцы, и с этим заданием вы справились!

(воспитатель находит в коробке загадку)

- «Из крупы ее сварили,

Посолили, подсластили.

Эй, ну где же ложка наша?

Так вкусна на завтрак …» (каша)

Наш герой очень любит кашу. А вы любите? Почему? Чем полезна каша? (ответы детей)

(воспитатель вывешивает картинку с изображением каши в тарелке)

Интересно, из каких звуков состоит слово «каша»? (звуковой анализ: один ребенок у доски, остальные на местах) Сколько звуков в слове? Сколько согласных? Назовите их. Сколько гласных? Назовите. Сколько слогов? Прохлопайте слово «каша». Произнесите слово с кулачком, поставьте ударение. Обозначим звуки буквами: второй звук в слове, третий, четвертый. Какой звук мы не обозначили буквой? Сегодня мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [к] и [к’]. (показывает букву)

- «На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит,

Буквой «к» на нас глядит»

На что похожа буква «к»? (ответы детей)

(вывешивается картинка с изображением клоуна)

- «Я клоун веселый,

Я клоун – загляденье.

Спешите увидеть

Мое представление»

(физкультминутка «Вышел клоун …»)

Напишите букву «к» пальчиком в воздухе. А теперь слепим букву из пластилина в подарок нашему герою. Какого цвета пластилин вы возьмете? Почему? (дети лепят букву)

Найдите букву «к» в кассе букв. Обозначим звук [к] в слове «каша» буквой. Прочитаем, что у нас получилось. (дети читают)

(проводится игра «Живое слово»)

(воспитатель вывешивает схему предложения)

Придумайте предложение со словом «каша». Сколько слов в предложении? (дети придумывают предложение)

(чтение слогов по слоговой таблице)

Прочитаем все вместе шепотом, а теперь прочитаем вслух по одному. Поиграем в игру «Кто в домике живет». (составление слов из слоговой таблицы)

(воспитатель записывает слова, придуманные детьми)

Прочитаем, какие слова у нас получились.

У нас осталось последнее задание. Закрасьте на рисунке все части с буквой «к» и мы узнаем, кто же наш герой.

(входит кот)

Кот: Здравствуйте, дети. Я вижу, вы выполнили все мои задания, даже слепили из пластилина мою любимую букву. Как она называется? Какие звуки обозначает? Назовите старшего брата. А младшего? А теперь попробуйте угадать, как меня зовут, если моя кличка начинается со звука [к]. (Кузя)

Кот: Молодцы, все сегодня постарались! Я вам приготовил сюрприз. Отгадайте, что у меня в мешочке?

«Сахаристая вкусняшка,

Сверху – яркая рубашка.

Сладкоежки любят это.

Что за лакомство?» (конфета)

(кот угощает детей конфетами)

Оксана Быкова
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со страной звуков»

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

по подготовке к обучению грамоте

в старшей группе

Тема: «Знакомство со Страной Звуков»

Программное содержание:

познакомить детей с понятием «звук», с помощью чего произносятся звуки;

дать понятие «длинных» и «коротких» слов, учить различать «длинные» и «короткие» слова;

развивать речь, фантазию, память, умение доказывать свою точку зрения;

воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в группе, слушать товарищей.

Методические приёмы: наблюдение, сюрпризный момент, показ, объяснение, вопросы, дидактическая игра, игровое упражнение.

Материал: картинки персонажей Лисёнок, Ёжик, Мудрая Сова, тетради «По дороге к Азбуке», «Наши прописи», картинки – линейка длинная зелёная, короткая красная, зубы, язык, рот, щёки, аудиозапись – тиканье часов, пение птиц, машина, предметы - ремень, шарф, указка, матрешка, клей, спичка, ветка.

1. Эмоциональный настрой

Дети стоят на ковре в кругу.

Я в друзьях души не чаю,

Я друзей своих встречаю.

Каждый руку мне пожмёт,

Каждый мне привет пошлёт.

2. Сюрпризный момент, создание проблемной ситуации

Ребята, к нам пришли гости – это Ёжик, Лисёнок и Мудрая Сова. И они предлагают нам отправиться в большое путешествие в страну Азбуку, в которой живут буквы. Но путь в страну Азбуку лежит через страну звуков. Эта страна невидимая, но она окружает нас повсюду, потому что звуки есть везде, их нельзя увидеть. Их можно только услышать или произнести.

Закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы услышали? (аудиозапись звук машины, пение птиц, тиканье часов)

Всё что вы сейчас услышали – это и есть звуки.

Итак, отправляемся в страну Азбуку через страну Звуков.

Угадайте на чём мы поедем?

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга зацепились

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок. (Поезд)

Что это? (Это поезд.)

Пора занимать свои места в вагончиках. Ёжик, Лисёнок и Мудрая Сова уже уселись.

Подудите, как паровозик. (Ту-ту)

Как стучат вагончики? (Чух-чух-чух)

3. Станция «Звуки»

Мы прибыли на станцию «Звуки». Пройдите к своим тетрадям. Откройте тетрадь на первой странице и скажите, кого увидели Ёжик и Лисёнок?

Лисёнок решил проверить, действительно ли они оказались в стране Звуков. По совету Мудрой Совы он закрыл глаза и прислушался. Какие звуки он услышал? (Он услышал кар, ме, гав, кукареку, му, игого)

Можно ли всё, что вы произнесли назвать звуками? (Можно)

Это значит, что мы уже попали в страну Звуков.

Речевая игра

Ребята, Ёжик хочет с вами поиграть и предлагает вместе сочинить стихотворение.

Воспитатель: Подпевает козлик мне:

Дети: Бе-бе!

Воспитатель: Лает пёсик, хвост задрав:

Дети: Гав-гав!

Воспитатель: А петух мне на бегу

Прокричал….

Дети: Кукареку!

Воспитатель: А котёнок пискнул:

Дети: Мяу!

Какие звуки вы произнесли?

Эти звуки издают животные. А люди издают звуки речи. Из них получаются слова. Мудрая Сова хочет вам что-то сказать. Оказывается, звуки речи возникают во рту.

Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык)

А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щёки)

Попробуйте закрыть рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.

Получилось? Можно ли разговаривать без помощи губ, языка, щёк и зубов?

Игра «Отгадай загадку»

Когда мы едим - они работают,

Когда не едим – они отдыхают.

Не будем их чистить –

Они заболят. (Зубы)

Посильней ты их раздуй,

На горячее подуй. (Щёки)

Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает,

Когда мы спим. (Язык)

Длинные и короткие предметы

Мудрая Сова вручила Ёжику и Лисёнку две линейки. Это одинаковые линейки? (Зелёная – длинная, красная – короткая)

Ёжику и Лисёнку надо разложить предметы на длинные и короткие. Поможем? (ремень, шарф, указка, матрешка, клей, спичка, ветка)

Молодцы, вы помогли Ёжику и Лисёнку справиться с испытанием.

Длинные и короткие слова

Ребята, Мудрая Сова хочет открыть вам секрет. Оказывается, слова, как и предметы, бывают длинные и короткие. В длинных словах много звуков, поэтому они произносятся долго. Например: те-ле-ви-зор. А в коротких словах мало звуков. Эти слова произносятся коротко. Например: дом.

Бывает так, что длинные предметы называются длинным словом. Э-лек-трич-ка. Бывает и наоборот: длинный предмет – коротким словом, а короткий – длинным.

Давайте и мы поиграем в слова. (С мячом)

Я буду называть слова. А вы скажите, длинные они или короткие:

Круг, вос-пи-та-тель-ни-ца, дым, вен-ти-ля-тор, сад, те-ле-фон, соль.

Какие вы молодцы, Ёжик и Лисёнок говорят вам спасибо.

4. Рефлексия

Но наше путешествие закончилось. Давайте скажем «До свидания» Ёжику, Лисёнку и Мудрой Сове. Садимся на поезд и возвращаемся в группу.

С кем мы сегодня познакомились?

В какой стране мы сегодня очутились?

Вам понравилось на занятии?

Что вам понравилось?

Спасибо за участие.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

День открытых дверей. Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок» Цель: обобщить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте в старшей группе. Задачи: образовательная.

Итоговое НОД по подготовке детей обучению грамоте в подготовительной группе «Грамотеи» Администрация Новоузенского муниципального района Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Дружба» г. Новоузенска.

Конспект НОД по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [к] - [г]» Программные задачи: 1) Коррекционно-образовательные: Закреплять.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Дифференциация звуков [Г], [К]» Цель: формировать умение различать близкие по акустико-артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки [Г-К] в слогах, словах.

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе «Приключение в лесной школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» - детский сад № 51 «Родничок» первой категории, с. Кагальник,.

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Яйский детский сад «Кораблик»

РФ, 652100, Кемеровская область Яйский район, п.г.т. Яя, ул. Ленинградская,4

Контрольно-проверочная НОД по обучению грамоте в старшей группе «Радуга»

Подготовила: Табунова О. В.

П.г.т. Яя

2015-2016гг.

«Задания от гнома Грамотея»

Цель: Закрепить умения детей называть слова с заданным звуком, делить на слоги двусложные и трехсложные слова, интонационно выделять звук в слове, составлять предложения из двух слов, называть первое и второе слово в предложении, проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.

Ход занятия:

Организационный момент: Стоя в кругу, назвать соседа ласково, протянуть руки вперед и, как «солнечные лучики» соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком.

Воспитатель: Ребята! Скажите, пожалуйста, что мы сейчас слышим? (шум за окном, тиканье часов и т.п.). А как это все можно назвать одним словом? (звуки). Правильно - звуки.

(раздается раскат грома).

Воспитатель: Ой, дети, а это что за звуки такие? (дети предполагают, что это может быть).

Воспитатель обращает внимание детей на появившегося гостя – гнома Грамотея и волшебный сундучок.

Гном: «Дорогие дети старшей группы!

Я – гном Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я пришел к вам в гости с волшебным сундучком, в котором лежит для вас подарок. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

(Ответы детей)

Воспитатель: Но прежде чем начать выполнять задания гнома Грамотея, давайте разомнем язычок, чтобы говорить четко, правильно и красиво.

  1. Артикуляционная гимнастика.

«В дудку дуем ду-ду-ду,

Язычок согнем в дугу,

Язычок залез за щечки

И вернулся к прежней точке.

Покусаем язычок,

Тут же сделаем щелчок.

Наш веселый язычок

Сделал все движения

И теперь готовы мы

Двинуться в сражение».

А вот и загадки, которые приготовил нам гном Грамотей. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и тетрадью.

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорил гном Грамотей! Справимся с этим заданием - один замок откроем!

Задание №1.

Воспитатель: Помощники гнома Грамотея принесли для вас загадку

«Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идет на поле. На реку

И по снежку, и по цветку».

Дети: Весна

После того как дети отгадали загадку, воспитатель выставляет перед ними демонстрационную картину «Весна». Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним из чего состоят предложения? (Ответы детей). Правильно, предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? (Ответы детей). Правильно, слова состоят из звуков. А какие звуки мы знаем? (гласные и согласные). А на какие 2 группы делятся согласные звуки? (На твердые и мягкие). Каким цветом мы обозначаем твердые и мягкие звуки? (синим и зеленым). Молодцы ребята, теперь можно приступать к выполнению задания.

Какое время года изображено на картине?

Составьте по картине короткие предложения

(На примере одного из предложений посчитать, сколько слов в предложении и записать схему на доске). А весной люди получают сок из берез – березовый.

Разобрать по составу слово «сок».

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

Воспитатель: Вот ещё одна загадка от гнома Грамотея:

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

(Аквариум)

(Дети достают ключ, он находится возле аквариума)

Задание №2.

Воспитатель: Вот и второе задание с ключом: «Утка с курицей пришли для того, чтобы мы разрешили их спор – чье название длиннее. Ребята. Как определить, какое слово длиннее: утка или курица? (Посчитать слоги).

Дети по слогам произносят слова: «ут-ка», «ку-ри-ца», считают слоги, сравнивают и делают вывод.

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Физминутка:

Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,

Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся. Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание./

Задание №3.

Воспитатель: А задание такое: надо найти место, где находится звук. А где может находиться звук в слове?

Дети: (В начале, середине и конце слова)

Воспитатель показывает картинки, а дети на местах определяют позицию звука в слове.

(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

Воспитатель : Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Задание №4.

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Надо закончить предложение словом, которое начинается на звук «з».

1. В зоопарке покрасили (забор).

2. По полю бегал трусливый (заяц).

3. На ворота повесили (замок).

4. У Зины белоснежные (зубы).

5. Зоя раскрыла красивый (зонт).

6. Мама повесила на окна новые (занавески).

(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

Задание №5.

Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

Дидактическая игра «Скажи с числами 1,2,5» (используются карточки с изображением предметов).

Например: одна ворона, две вороны, пять ворон.

(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).

Воспитатель: Вот и шестой ключ нам нужно найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Задание №6.

Воспитатель: Слушайте, шестое задание!

К нам в группу прилетели птицы, а какие отгадайте:

Маленький певец лесной, лучше всех поет весной (соловей)

Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда (кукушка)

Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем (скворцы)

Под крышей я леплю гнездо из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно пуховую перину (ласточка)

Кто по тропочкам идет быстрыми шажками, длинным хвостиком трясет, догадайтесь сами (трясогузка)

Черный, проворный, кричит: «Крак!» Червякам-враг! (грач)

У соловья звонкий голос – он звонкоголосый, у грача черные крылья – он чернокрылый, у ласточки белая грудка – она белогрудая, у трясогузки тонкий хвост – она тонкохвостая, у скворца желтый клюв – он желтоклювый, у кукушки громкий голос – она громкоголосая.

После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок.

Воспитатель: Ребята, а седьмой ключ находится вот где.

Там творим мы и рисуем,

Лепим клеим и малюем!

Дети: Это изостудия!

Воспитатель: Правильно детки!

Давайте пройдем в изостудию и узнаем следующее задание.

(дети с воспитателем проходят в изостудию и выполняют задание).

Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания гнома Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! И, как говорится в народе: «Сова – умная голова». Вот таких сов гном Грамотей хочет подарить вам на память, так как вы действительно достойны такой награды! (Дети награждаются шапочками магистров).


Змановская Роза Джумаевна ,

учитель-логопед

МКДОУ "Детский сад к/в

"Золотой ключик"

Пуровский район, г.Тарко-Сале

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Дать понятие о механизме образования звука И;

Познакомить ребят с многозначными словами.

Коррекционно-развивающие:

Учить детей образовывать слова с уменьшительно-

ласкательными и увеличительными суффиксами;

Развитие фонематического слуха, слухового

внимания и памяти;

Развитие умения составлять из частей целостное

изображение предмета;

Учить детей выделять ударный гласный в начальной позиции;

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Оборудование:

предметные картинки, картина, на которой изображена весёлая девочка, свеча, фланелеграф, игра «Сложи картинку», «портреты» братьев Ик, Ищ, буква [И], раздаточный материал (буквы И из бархатной бумаги), атрибуты к игре «Скачка», музыкальный диск (танцевальная мелодия).

Словарная работа:

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Логопед: Ребята! Доброе утро!

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.

А чтобы настроение было хорошим и весёлым, как у этой девочки (показ картины), давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.

Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.

А сейчас откройте глаза.

(Берёт зажжённую свечу).

Посмотрите, искорка превратилась в огонёк, от которого нам тепло и хорошо.

Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.

Дети: Доброе утро!

Логопед:

Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.

2. Чтение стихотворения.

Выделение начального звука в слове «иголка».

«Есть иголки у ежа.

Есть иголки для шитья.

И у ёлки есть иголки »

Логопед:

Какое слово прозвучало несколько раз?

Дети:

Вы повторяли несколько раз слово «иголки».

Логопед:

Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф.

Ребёнок:

Иголки разные.

Логопед:

Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.

Давайте запомним это слово.

Игровой приём: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».

Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».

- И- и- и- иголка.

Дети:

Логопед:

Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].

3. Артикуляция звука и его характеристика.

Логопед:

Давайте все вместе произнесём звук [и].

Дети:

Логопед:

Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.

Как вы думаете, этот звук длинный или короткий?

Давайте проверим.

Дети произносят звук.

Вопросы:

Когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык?

Дети:

При произнесении звука [И] нам не мешали губы, язык.

Логопед:

Этот звук поётся?

Дети:

Этот звук можно петь.

Логопед:

Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.

Звук [И] – гласный звук.

Пусть каждый из вас посмотрит в зеркало и увидит, какое положение занимают губы, язычок при произнесении звука [И].

Вывод: Губы улыбаются, язычок внизу, воздух выходит широкой струйкой. Звук [И] – гласный звук и обозначается красной фишкой.

4. Упражнение с чётками.

Логопед:

Ребята! Подойдите ко мне и возьмите чётки.

Установка: на каждую строчку отодвигаем одну бусину.

«И у дедушки есть.

И у бабушки есть.

И у мамы есть.

И у папы есть.

И у нас есть.

Чтоб его узнать,

Надо вслух назвать»

Дети:

(Если задание вызвало затруднение, задать наводящий вопрос).

Логопед:

Я называла имена детей.

Есть имена и у пальчиков.

Гимнастика для пальчиков и глаз.

Идут четыре братца навстречу старшему.

Здравствуй, большак! - говорят.

Здорово, Васька-указка,

(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).

Мишка-серёдка,

Гриша сиротка

Да крошка Тимошка!

(Дети подходят к столам и садятся на стульчики).

5. Игровое упражнение «Не ошибись!»

Установка:

Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек. Если вы услышите в имени звук [и], то возьмите часть картинки и положите на стол перед собой.

Оля, Семён, Игорь , Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Павел, Настя, Ира , Вася, Коля, Инна, Анна, Клава, Ирма.

Логопед:

Кто из вас назовёт имена со звуком [и] в начале слова?

(Вызывает одного из ребят).

Молодец! Ты внимательно слушал меня.

Теперь я попрошу вас соединить части картинки.

Кого вы видите перед собой?

Дети:

Да это же лошадки!

Логопед:

Дети: И-и-го-го!

Логопед:

Какой звук вы услышали в этой песенке?

Дети:

Логопед:

А как зовут детёныша лошади?

- Жеребёнок.

Логопед:

Жеребёнок вырастет и превратится в коня-скакуна. А теперь мы поиграем, сильный, ловкий кто, узнаем.

6. Киргизская народная игра «Скачка»

Звучит музыка. Дети, выполняя поскоки, передвигаются по кругу.

В центре круга стоит водящий и машет платочком. Если музыка смолкнет, водящий бросит платок вверх. Место водящего займёт тот, кто поймает платочек.

7. Сказка о братьях Ик, Ищ.

Сядьте, пожалуйста, на коврик. Я хочу рассказать вам сказку.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.

Ик был маленький, а Ищ – огромный (показ «портретов»)

У Ика был домик, а у Ища – домище.

А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.

(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).

У Ика не рот, а …

У Ика не нос, а …

У Ика не глаз, а … и т.д.

А что же Ищ?

Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.

У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …

У Ища не глаз, а …

Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.

В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.

Дети:

-Это звук [ и ] .

Логопед:

Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?

Ребёнок:

Звуки мы не видим.

Логопед:

Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).

Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы).

Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом).

Игровое упражнение «Нарисуем букву носиком»

8. Итог занятия.

Логопед:

С каким звуком вы сегодня познакомились?

Можно ли этот звук петь?

Как называются звуки, которые поются?

Какой буквой обозначается звук [И]?

Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.

Литература

1.А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя»

Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.

2. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»

Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2010г.

3. Г.А.Османова «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»

Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2008г.

4. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»

Санкт-Петербург, 2003г.

5. З.А. Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии»

Екатеринбург, издательство «Литур», 1999г.

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000971 дата отправки 26 марта 2013 г., № квитанции 62502659111170

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?