Образование единого государства в долине нила. Возникновение ранних государств в долине Нила (2-я пол. IV тыс. до н. э.) - История Древнего Востока. Техническое задание по работе с иллюстрациями

Додинастический период характеризуется появлением на будущих землях земледелия, формирование первичных рабовладельческих государств и появлением письменности. Все это происходило в промежуток от пятого до третьего тысячелетия до нашей эры, поэтому данный довольно длительный этап историки условно делят на два периода. Возникновение государства в долине единственной реки произошло после распада родоплеменных отношений и объединения всех населявших эту территорию людей в единое общество.
Египет Раннего царства включает три династических периода. Египтологи уверены, что он продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э. Архаическая эпоха сменилась Тинисским период, который в свою очередь перерос в так называемый раннединастический. Имея письменность уже первая династия вела летописи, государство занималось орошением долины реки и даже имело свое войско. Храмы того периода были простыми, а из-за отсутствия сохраненных памятников архитектуры судить об изобразительном искусстве можно только благодаря немногочисленным гробницам. Мастабы, как их именовали, имели форму усеченной, то есть будто бы частично отстроенной пирамиды, с погребальной камерой под землей, а также несколькими вспомогательными комнатами. Именно стены внутренних помещений покрывали росписями и рельефами. Учитывая, что каждая мастаба состояла из двух частей, видимой наземной и скрытой подземной, более важной для погребения считалась последняя. Мумию помещали в погребальную яму, а в верхней доле делали молельню.
Важно отметить, что египтяне еще за три тысячи лет до н.э достигли хорошего уровня знаний в астрономии и геометрии, а также развивали внешнюю морскую торговлю. Столицей первого государства стал Мемфис и правил в нем царь Менес, объединивший нижнее и верхнее царства.

Древнее царство, генетически связанное с Ранним, как второй по значимости период древнего Египта, включает правление последующих династий, с третьей по шестую. Государство стало единым, сильным, могущественным, появился экономический баланс и, что не менее важно, военно-политическое устройство. Естественно, это стало предпосылкой культурного расцвета и дало потомкам шикарное наследие. Самые существенные перемены во время перехода от одного периода к другому коснулись именно усыпальниц фараонов, поскольку в других отраслях ничего глобально не менялось, а правящие династии были родственны друг другу. Кстати, на тот момент столицей все еще являлся Мемфис. Первые египетские пирамиды, которыми теперь восхищается весь мир, мобилизовали множество крестьян и ремесленников. Разумеется, это было очень масштабное и серьезное строительство. Причины изменения формы усыпальниц и отказ от привычных масштабов досконально не известны, однако понятно, что это могло быть самодержавное решение владыки.
Социальной системе Древнего Египта позавидовали бы некоторые современные государства, поскольку она была грамотной и пирамидальной. На вершине, располагая абсолютной властью, находился фараон. Он считался воплощением бога и был собственником всего, например земель, всего, что на них растет и обитает. Законодательная, исполнительная и, конечно, судебная власти находились в руках владыки и полностью им контролировались. Далее следовали вельможи, служащие и рабочие отряды. Многочисленные сохранившиеся документы, опяснительные надписи в гробницах и бессчетное количество изображений показывают схему царского хозяйства и указывают на существование храмовых и личных, частных хозяйств.
Дельта с долиной дали возможность народу активно заниматься земледелием, поэтому государство делало большой акцент на орошении земель. До этого ирригационное землепашество тоже преобладало, поскольку сама уникальная природа даровала египтянам эту уникальную возможность, однако практически вся почва страны была наносной, поэтому население ежегодно зависело от уровня наводнений и естественного регулирования плодородности водных осадков. Птицеводство, скотоводство, рыболовство и даже садоводство кормили всю страну, а выращенное зерно, например, часто отправляли вниз по Нилу. Виноградарство и взращивание льна дали напитки и одежду, поэтому государство было самодостаточным и процветающим. Орудия из камня и меди значительно повысили уровень производительности и дали возможность развивать строительство, отсюда разрастающиеся города и поселения.
Все бы и было замечательно, но после окончания правления шестой династии мемфисский царей страна распалась на множество княжеств и поделилась на номы. Конечно, это сулило неизбежный упадок и наступление переходного периода.
В общих чертах всю эпоху Древнего царства отлично иллюстрирует один интереснейший факт, который, кстати, в мировой истории является уникальным. Фараон Пепи II, из последней правящей династии, был на троне долгих 94 года и до сих пор этот период является длиннейшим царствованием.

Образование государства в долине Нила 5 класс


1.Природа Древнего Египта

  • На северо-востоке Африки протекает с юга на север полноводная река Нил. На ее берегах располагалось древнейшее государство мира – Древний Египет.
  • Около 10 тысяч лет назад в долине и дельте Нила поселились люди.
  • Территория, на которой располагался Древний Египет, была хорошо защищена от внешних врагов. Так, на юге были горные хребты и пороги Нила.

1.Природа Древнего Египта

  • В долине Нила большое хозяйственное значение имели папирус и акация. Папирус – многолетнее водное растение, из его волокон плели веревки, циновки, корзины.
  • В Ниле процветало рыболовство, из крупных животных обитали крокодилы и бегемоты. Река была средством передвижения.
  • На границе с пустыней жили хищники: львы, гиены, гепарды. Из травоядных – буйволы. Было много ядовитых змей.
  • Древний Египет был богат строительным материалом: песчаником, розовым гранитом, известняком. Добывали здесь медь, золото.

2.Образование государства

  • Постепенно возникала общность людей, живущих на определенной территории и связанных с конкретной системой ирригации. Они имели административный центр - город, окруженный стенами. В нем размещались правитель и его приближенные, а также находился храм местного божества. Такие объединения получили в науке название «номы». К моменту образования Египетского государства таких номов насчитывалось около сорока.

  • К моменту образования Египетского государства таких номов насчитывалось около сорока.
  • Появились два государства Северный и Южный Египет. В результаты борьбы в 3000 году до н.э. царь Мина (Менес) покорил Северный Египет и объединил всю страну, построив столицу – город Мемфис.

  • Загадки истории
  • Ученые, говоря о датах в истории Древнего Востока, часто употребляют слова «приблизительно», «вероятно», «примерно». Это объясняется тем, что у каждого древнего народа было свое время, свои способы его измерения, и отсчитывалось оно от разных истоков. Так, древние египтяне отсчитывали свои даты от времени вступления на престол нового правителя. Они писали, например, что такое-то событие случилось на восьмом году правления Рамсеса II.
  • ● Главным богатством Древнего Египта были вода и плодородный ил, который давал Нил. Но только люди создавали условия, благоприятные для своего проживания в этих местах.
  • ● Примерно в 3000 году до н. э. возникло единое Египетское царство.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • ПАРАГРАФ 5
  • ВОПРОЫ СТР.

пн, 04/25/2016 - 17:52 | Микова Наталья...

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Чердынская средняя общеобразовательная школа имени А.И.Спирина»

Проект урока по теме:

«Образование государства в долине Нила»

учитель истории, 1 квалификационной категории

.Чердынь, 2016г.

Проект урока «Образование государства в долине Нила» представляет собой многовариантную разработку урока по истории Древнего мира для учащихся 5 класса соответствующую требованиям ФГОС ООО

Учебник: «История Древнего мира» (авторы: Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванина, М.: ИЦ «Вентана-Граф» 2014г.

Средства обучения: мультимедийная аппаратура, интерактивная доска, раздаточный материал, карта Древнего Египта.

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Цели урока: достижение следующих результатов:

Личностных – формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательного интереса к предмету история.

Метапредметных – владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), проявлять готовность к сотрудничеству с другими учениками, групповой и коллективной работе.

Предметных – проводить поиск необходимой информации в различных источниках (текстовых, графических, изобразительных) – на выбор; сравнивать данные разных источников, выявлять сходство и различия; рассказывать устно об исторических событиях; характеризовать природные условия и образ жизни египтян; раскрывать смысл исторических понятий.

Задачи:

1. Личностные:

- с помощью видеофрагмента и обращения к личному опыту развивать познавательные интересы школьников и мотивировать их к учебной деятельности и изучению предмета история.

2. Предметные:

Изучить и охарактеризовать на основе текста письменного источника, карты, иллюстраций природные условия Древнего Египта, образ жизни египтян;

На основе информационного поиска (в учебнике) определить значение новых понятий и названий (порог, дельта, Кемет, папирус, дамба, ирригация, номы)

Работая в группах, умение участвовать в продуктивной групповой коммуникации.

На основе полученной информации в ходе урока, уметь обобщать материал и формулировать выводы.

3.Методы обучения : проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, в группах, индивидуальная.

Ход урока

Этап урока, время

Действия учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационно-мотивационный .

(3 минуты)

Приветствие.

1 вариант. - Ребята, сейчас вы очень внимательно просмотрите небольшой видеоролик. Ваша задача понять, почему именно этот видеоматериал я вам предложила? О чем он?

Организует беседу с учащимися по вопросам, при необходимости задает уточняющие вопросы.

Готовность к уроку.

Внимательно просматривают видеоролик о современном Египте (туризме, достопримечательностях, природе).

Возможные ответы: - потому что мы будем изучать Египет;

О (современном) Египте;

Личностные УУД:

Познавательные УУД: (информационные) анализ источников информации

2 вариант.

Коммуникативные УУД: продуктивное взаимодействие в паре

Приветствие.

2 вариант. Раздает каждой паре учащихся источники информации: карту Др.Египта, исторический источник (фрагмент сочинения Деодора Сицилийского о Египте), картинки иллюстрирующие природу Др.Египта и образ жизни египтян.

Ребята, рассмотрите раздаточный материал и сделайте вывод о теме нашего урока.

Опрашивает 2-3 учащихся: просит назвать тему и объяснить выбор. Спрашивает класс о поддержке предложенных тем или не согласии.

Готовность к уроку.

Внимательно рассматривают предложенные материалы, совещаются в паре и делают вывод.

Устно формулируют ответ, объясняют выбор темы. Остальные учащиеся выражают согласие или не согласие.

  1. Актуализации знаний

(4 минуты)

Предлагает заполнить таблицу на актуализацию знаний.

Проводит опрос (2-3 учащихся) по таблице. Просит уточнить учащихся то, что они занесли в таблицу, было в Египте раньше или существует сейчас?

Предположите, природа и климат Египта, образ жизни людей в этой стране изменялся со временем или остался прежним?

Дополните свои таблицы, если это необходимо. С какой проблемой вы столкнулись

Заполняют таблицу: О Египте

Хочу узнать

Вариант 2. Отвечая на вопросы учителя, формулируют тему урока.

ПРОБЛЕМА: Достоверны ли мои знания о Египте? Какими были природа, климат, географическое положение Египта, образ жизни египтян в древности?

Личностные УУД:

Смыслообразование, формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

  1. Целеполагания и планирования

(3 минуты)

Просит учащихся определить цель урока и пути ее достижения

1 вариант. Предложите, как и при помощи чего мы можем достичь цели и решить задачу?

Определяют цель: ответить на проблемные вопросы, узнать больше о Древнем Египте.

Формулируют задачу: составить описание географического положения, природы, климата, образа жизни в Древнем Египте.

Познакомиться с источниками, - рассмотреть изображения, иллюстрации.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимися и то, что не известно.

  1. «Открытие нового знания»

Предлагает учащимся разделиться на группы и поработать с разными источниками информации (при затруднении можно провести жеребьевку – предложить вытянут вариант источника информации), напоминает правила работы в группе.

1 вариант. Группы получают соответствующий раздаточный материал, при его отсутствии пользуются учебником: карта (стр.28), письменный исторический источник (может быть дан фрагмент из хрестоматии или учебника (стр.32), иллюстрации (стр.28,29,30).

2 вариант. Просит перераспределить источники между группами (чтобы каждый учащийся имел необходимый источник внутри группы)

Дает техническое задание группам, предлагает воспользоваться соответствующими памятками на форзаце учебника (Памятка №1 – для всех учащихся по составлению устного ответа, Памятка №2 – для работы с письменными источниками, Памятка №5 – для работы с картой, Памятка №6 – для работы с иллюстрациями.

После озвучивания описаний просит учащихся сделать предварительный вывод, ответив на вопрос:

Как повлияли природные, климатические условия и географическое положение Египта на жизнь и деятельность древних египтян?

Делятся на группы (по 4 человека). Знакомятся с техническим заданием, повторяют памятки. Изучают источники, обсуждают полученную информацию в группе и выполняют задание: 1) Учащиеся (каждый) составляет в тетради: письменное описание Др.Египта (работающие по карте, иллюстрациям и источнику (из учебника), схему расположения Египта – по источнику из хрестоматии, 2) Один-два учащихся от группы устно описывают Др.Египет. Остальные дополняют.

Работа с картой (ответы детей, возможен вариант: 1-2 показывают по карте, 1-2 читают составленное описание): 1) Египет, обозначенный на карте зеленым цветом, располагался в Сев-Вост.Африке, на Синайском п-ве, восточном побережье Средиземного моря; 2) с севера омывался Средиземным морем, с востока Красным морем; 3) был разделен на Нижний, Верхний Египет и Нубию; 4) Главная река- Нил разделялась на пороги; 5) К западу от Нила находилась Ливийская пустыня, а на юге Нубийская; 6) В долине Нила и в оазисах египтяне занимались земледелием; 7) Через Египет проходили важнейшие торговые пути (из Африка в Азию, по Красному и Средиземному морям); 8) на берегу Красного моря и в Нубии находились каменоломни, золотые и медные рудники; 9) в разные периоды 2-го тысяч. до н.э. столица Египта находилась в Фивах и Мемфисе; 10) египетские фараоны, в том числе Тутмос III вели завоевательные походы (в Нубию, Синайский п-ов, Переднюю Азию).

Дети делают вывод:

Территория Египта, особенно в долине Нила была более пригодна для земледелия, благодаря илу, жаркому климату. Египтяне использовали в хозяйстве папирус и древесину акаций. Занимались рыболовством, добывали металл, горные породы (камень, гранит).

Познавательные УУД: самостоятельное выделение информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД: продуктивное взаимодействие в группе. Кооперация- согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности.

Интериоризация- речевые действия, служащие средством коммуникации (передача информации другим людям)

Познавательные УУД:

информационные – выделение новых слов и их определение.

Логические – анализ полученной информации и формулирование вывода.

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Предлагает учащимся обратиться к названию параграфа в учебнике (стр.27) (сформулированная в начале урока тема скорей всего будет отличаться от названия параграфа) и предположить, что еще им нужно узнать на уроке для достижения цели и как это сделать. Что такое государство?

Дает вопросы-ориентиры (на доске или слайде) для оформления письменного ответа:

1)Как образование государства в Др.Египте было связано с особенностями его местоположения, образа жизни и деятельности египтян?

2) Сколько номов образовалось в долине р.Нил (что такое «ном»)?

3) Какие царства возникли в Др.Египте?

4) Кто, когда и как объединил Др.Египет в одно государство? Назовите столицу.

Просит учащихся сделать самопроверку и самооценку по критериям (поставить в тетради).

Ответы детей: - как и когда образовалось государство в долине (на берегах) Нила (Древний Египет)? – почему возникло государство в долине Нила?

Найти информацию в учебнике

Государство это объединение людей на одной территории, подчиняющихся определенной власти и законам.

Индивидуально находят информацию в учебнике на стр. 30-31, выписывают главное в тетрадь.

Проводят самопроверку по эталону.

1)Жителям Др.Египта для получения хорошего урожая приходилось объединяться, чтобы осуществлять ирригацию (строить оросительные системы, осушать болота). 2) 40 номов (ном – общность людей, живущих на определенной территории с административным центром и правителем) 3) Северный (Нижний) Египет, Южный (Верхний) Египет. 4) Царь Мина (Менес) в 3100 году до н.э. (покорил Северный Египет). Мемфис.

Регулятивные УУД: сличение того чего нужно достичь с тем что достигнуто.

Познавательные УУД:

общеучебные – выбор наиболее эффективного способа решения задачи,

самостоятельное выделение информации,

установление причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД: сличение того чего нужно достичь с тем что достигнуто, оценка результатов работы.

  1. Первичное закрепление

Предлагает учащимся проверить, как они усвоили новый материал.

Организует коллективную работу со всеми учащимися. 1 прием – текст выводится на экран, учащиеся отвечают по цепочке.

2 прием – при помощи интерактивной доски заполняют пропуски. Оба приема позволяют сразу отслеживать правильность ответов и исправлять ошибки.

Вставляют недостающие слова в текст.

Древний Египет – одно из древнейших государств мира располагалось в северо-восточной _____________ на берегу реки ________. Самая широкая часть реки, где она делилась на «рукава» называлась -_______. Основным занятием древних египтян было ____________________, так же они занимались ____________,

Добывали____________, _____________, _________. Для получения хорошего урожая они укрепляли берега - строили ___________, а так же ________________ системы. Постепенно в долине ________ образовалось ____общностей людей - _______, которые в длительной борьбе объединились в _____царства__________и ___________-Египет. Царь _________Египта в _______г.до н.э. объединил всю страну. Мина основал новую столицу - __________.

Коммуникативные УУД: взаимодействие- коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации)

Познавательные УУД: установление соотношения между данными условиями (вопроса, текста) и требованиями задачи.

  1. Повторение. Рефлексия.

Предлагает учащимся сравнить полученные на уроке знания с таблицей, которую они заполняли в начале.

Что бы вы еще хотели узнать?

Что научились делать?

Как вы думаете, Древний Египет и современный отличаются? Назовите чем?

Решили ли мы поставленную проблему?

Отношение к результатом своей работы на уроке изобразите в виде смайлика (раздает шаблоны), покажите друг другу, всему классу и вложите в тетрадь.

Предлагает записать домашнее задание.

Если источник из учебника (стр.32) на уроке не использовался.

Сопоставляют то, что узнали с тем, что хотели узнать. Планируют путь восполнения и дополнения знаний.

Ответы: - работать с картой, - источником, - иллюстрациями, - учебником.

Находить информацию и использовать ее для выполнения заданий.

Строить предположения и делать выводы.

Отличаются территорией и границами государства, столицей, образом жизни и занятиями.

Рисуют смайлик, показывают в паре, всем учащимся. Благодарят друг друга за работу.

Записывают домашнее задание: параграф 5 учебника, вопросы в тексте и конце параграфа (стр.31); еще раз рассмотреть карту, иллюстрации в учебнике;

Устно поработать с источником на стр.32 используя памятку №2.

Регулятивные УУД:

Оценка учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, отображение в знаково-символической форме результата оценивания.

Приложение

Раздаточный материал:

Карта Древнего Египта (без условных обозначений), ссылка http://megabook.ru/media/Древний%20Египет%20(интерактивная%20карта)

Иллюстрации – в отдельном файле.

Техническое задание по работе с иллюстрациями в учебнике

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации (стр.28 (кроме карты), 29, 30).
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с письменным историческим источником

  1. При работе с историческим источником используйте Памятку №2, которая находится на форзаце учебника.
  2. На основе, полученной из источника информации, составьте письменно в тетради описание Египта или составьте схему расположения Древнего Египта с условными обозначениями и устно опишите ее.

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека

Диодор (жил в I. до н.э.) – греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют «Сицилийским»), в течение тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14).

30. Египет простирался в основном (с севера) на юг … С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней…Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

31. …Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристаней…

…Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой…

32. …Вступив в Египет, Нил … течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы… ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние…Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями…

36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным...Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, только он один … день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.

Вопросы к документу:

  • Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский?
  • Где находится это государство?
  • Чем защищено оно с запада?
  • Чем защищена восточная часть страны?
  • Каким морем омывается северная часть страны?
  • О какой реке идет речь в документе?
  • Где берет свое начало река?
  • Куда она впадает?
  • Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние?

Самопроверка по эталону и критерии оценки.

1)Жителям Др.Египта для получения хорошего урожая приходилось объединяться, чтобы осуществлять ирригацию (строить оросительные системы, осушать болота).

2) 40 номов (ном – общность людей, живущих на определенной территории с административным центром и правителем)

3) Северный (Нижний) Египет, Южный (Верхний) Египет.

4) Царь Мина (Менес) в 3100 году до н.э. (покорил Северный Египет). Мемфис.

Текст для первичного закрепления

Древний Египет – одно из древнейших государств мира располагалось в северо-восточной Африке на берегу реки Нил . Самая широкая часть реки, где она делилась на «рукава» называлась - дельта . Основным занятием древних египтян было земледелие , так же они занимались рыболовством , торговлей (ремеслом) , добывали золото , медь , камни (гранит) . Для получения хорошего урожая они укрепляли берега - строили дамбы , а так же оросительные системы. Постепенно в долине Нила образовалось 40 _общностей людей - номов , которые в длительной борьбе объединились в 2 царства Нижний (Северный) и Верхний (Южный) -Египет. Царь Южного Египта в 3100 г.до н.э. объединил всю страну. Мина основал новую столицу - Мемфис .

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с картой

  1. Внимательно рассмотрите карту (стр.28) и условные обозначения.
  2. При работе с картой используйте Памятку №5, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание Древнего Египта, использовав для этого максимальное число условных обозначений.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Техническое задание по работе с иллюстрациями

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрации.
  2. При работе с иллюстрациями используйте Памятку №6, которая находится на форзаце учебника.
  3. Составьте в тетради подробное описание иллюстраций, использовав для этого всю полученную информацию.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Природа Древнего Египта На северо-востоке Африки протекает с юга на север полноводная река Нил. На ее берегах располагалось древнейшее государство мира – Древний Египет. В южной части Нила, в Верхнем Египте, климат жаркий и сухой. В Нижнем Египте – дожди и влажность. Верхний и Нижний Египет тесно связаны между собой. Ежегодно с середины июля Нил разливался на четыре месяца. После схода воды образовывался мягкий пористый ил, который и был плодородной почвой. Жители Нила называли свою страну «Кемет», что означало «черноземная».

3 слайд

Описание слайда:

Природа Древнего Египта В долине Нила большое хозяйственное значение имели папирус и акация. Папирус – многолетнее водное растение, из его волокон плели веревки, циновки, корзины. Молодые побеги ели сырыми, а нижнюю часть жарили. В Ниле процветало рыболовство, из крупных животных обитали крокодилы и бегемоты. Река была средством передвижения. По ней везли грузы, отправлялись в другие местности. На границе с пустыней жили хищники: львы, гиены, гепарды. Из травоядных – буйволы. Было много ядовитых змей. Древний Египет был богат строительным материалом: песчаником, розовым гранитом, известняком. Добывали здесь медь, золото.

4 слайд

Описание слайда:

Образование государства Много сил тратили египтяне на то, чтобы прорыть водоотводные каналы, через которые уходила в Нил оставшаяся после посева вода. Так появилась ирригация – система орошения. Люди, живущие на определенной территории, назывались номами. К моменту образования Египетского государства таких номов насчитывалось около сорока. Появились два государства Северный и Южный Египет. В результаты борьбы в 3000 году до н.э. царь Мина (Менес) покорил Северный Египет и объединил всю страну, построив столицу – город Мемфис.

5 слайд

Описание слайда:

Религиозные верования в Древнем Египте Ученые насчитывают около 2 000 богов, в которых верили древние египтяне. В каждом городе был свой божественный покровитель. Следует выделить бога Ра – сына Солнца. Египтяне считали, что от Ра зависит восход солнца. Для Ра возводилось множество храмов. В числе почитаемых богов был Осирис, сын богини неба Нут и бога земли Геба. У Осириса был брат Сет и жена Исида. Сет завидовал брату и убил его, Исида узнала о смерти мужа, но не могла его воскресить, пока не произошло отомщение Сету. Сын Осириса Гор сражается с Сетом и убивает его. Осирис воскресает, передает трон сыну, а сам уходит в подземное царство вечности.

6 слайд

Описание слайда:

Почитание животных В Древнем Египте было распространено поклонение животным. В каждой местности священное животное было свое. Если человек по незнанию убивал такое животное – платил штраф. Если умышленно – подлежал казни. Когда животное умирало, его торжественно хоронили. Археологи нашли множество таких захоронений. Повсеместно был распространен культ почитания кошки. Кошка истребляла грызунов, спала урожай. Делались статуэтки и фигурки в виде кошки. Смерть кошки считалась огромным горем. Среди диких животных поклонялись крокодилу. Ему приписывали способность повелевать разливами Нила.

7 слайд

Описание слайда:

Правитель Древнего Египта Древнего царя Египта называли фараоном. Внешне фараон отличался от остальных людей. Основной его одеждой была набедренная повязка, но на голове двойная корона, которая показывала, что фараон – правитель Верхнего и Нижнего Египта. Фараона считали божеством, прислуживал ему культ жрецов. Они совершали на заре ритуал одевания фараона, считая, что первые лучи солнца дают фараону силу. После утренних дел фараон производил жертвоприношения, читал послания, писал на них ответы. Фараону подчинялись все жители, его считали верховным божеством и покровителем всего живого. Важной обязанностью фараона было почитание богов обрядами.

8 слайд

Описание слайда:

Пирамиды Древнего Египта Древние египтяне стремились сохранить память об усопших царях, считая, что фараон после смерти продолжает защищать свое царство. Поэтому последнее пристанище фараона должно было быть прочным и памятным. Во времена Древнего царства стали возводить усыпальницы – пирамиды. Первым, кто построил для себя ступенчатую пирамиду, был фараон Джосер.

9 слайд

Описание слайда:

Пирамиды Древнего Египта На территории современного Каира, на границе Ливийской пустыни на протяжении 70 км разбросаны более 80 пирамид. Из них наиболее известны три: пирамида Микерина, пирамида Хефрена и пирамида Хеопса, которая считается одним из 7 чудес света. До сих пор ученые пытаются понять, каким образом египтянам удавалось поднимать такие тяжелые глыбы камней и укладывать их в стык без зазора.

10 слайд

Описание слайда:

Повседневная жизнь Древнего Егпита Дома в Древнем Египте защищали от солнца и холода. Строились такие дома из непрочного материала. Внешне египетские дома были непривлекательны, имели маленькие окошки, а те стороны дома, что были обращены внутрь, окон не имели. Простые египтяне жили в глинобитных хижинах из папируса. Мебели в домах было немного. Обязательным был столик для туалетных принадлежностей женщины. В общей комнате находились стулья, табуретки, столов было немного. Но это все было у богатых жителей. Бедные египтяне ели сидя на циновках, спали на матрасах. Наличие глиняной посуды свидетельствовало о достатке семьи.

Неизвестно, Шумер или Египет был колыбелью древнейшей цивилизации мира. Возможно, что цивилизация, возникшая на северо-востоке Африки, на берегах великого Нила, была более древней. Во всяком случае, несомненно, что централизованное государство возникло здесь впервые в мировой истории.

Границы собственно древнего Египта резко очерчены самой природой; южным его пределом были труднопроходимые первые нильские пороги, находившиеся близ современного Асуана, в 1300 км от Средиземноморского побережья; с запада к реке теснились песчаные уступы Ливийского плоскогорья, с востока подступали безжизненные каменистые горные отроги. Ниже первых порогов Нил нес свои воды строго на север по узкой длинной долине (Верхний Египет), ширина которой колебалась от 1 до 20 км; лишь в двухстах километрах от устья, там, где река в древности разветвлялась на несколько рукавов, долина расширялась, образуя знаменитую нильскую Дельту (Нижний Египет).

В двух тысячах километров к югу от первых нильских порогов, у нынешней столицы Судана, Хартума, соединяются две реки - Белый и Голубой Нил. Стремительный Голубой берет свое начало из высокогорного эфиопского озера Тана, навстречу через цепь великих озер и заболоченные равнины Центральной Африки, течет спокойный полноводный Белый Нил. Весной, когда в горах Эфиопии интенсивно тает снег, а в Тропической Африке в разгаре дождливый сезон, реки, питающие Нил, одновременно вбирают в себя громадное количество избыточной воды, несущей мельчайшие частицы размытых горных пород и органические остатки буйной тропической растительности. В середине июля паводок достигает южных границ Египта. Поток воды, в десять раз превосходящий обычную норму, пробившись через горловину первых нильских порогов, постепенно затопляет весь Египет. Наводнение достигает своей высшей точки в августе-сентябре, когда уровень воды на юге страны повышается на 14 м, а на севере - на 8-10 м выше ординара. В середине ноября начинается быстрый спад воды, а река снова входит в свои берега. За эти четыре месяца принесенные Нилом органические и минеральные частицы тонким слоем оседают на залитое в период паводка пространство.

Этот осадок постепенно и создавал египетскую почву. Вся почва страны - наносного происхождения, результат многотысячелетней деятельности реки в период ее ежегодных наводнений. И узкое каменное ложе верхнеегипетской долины, и бывший когда-то морским заливом Нижний Египет сплошь покрыты глубоким слоем речных отложений - мягким пористым нильским илом. Именно эта очень плодородная, легкая для обработки почва и есть основное богатство страны, источник ее стабильных высоких урожаев.

Увлажненная, готовая к посеву земля Нильской долины имеет чёрный цвет. Кемет, что значит Черная, называли свою страну ее древние жители.

«Египетская почва - черная, рыхлая, именно потому, что она состоит из ила, перенесенного Нилом из Эфиопии» (Геродот «Музы», Книга вторая «Евтерпа», 12).

В течение тысячелетий Нил создал своими наносами более высокие по сравнению с уровнем самой долины берега, поэтому существовал естественный уклон от берега к краям долины, и вода после паводка не спадала сразу и распространялась по ней самотеком. Чтобы обуздать реку, сделать поток воды в период наводнения управляемым, люди укрепляли берега, возводили береговые дамбы, насыпали поперечные плотины от берегов реки до предгорий, чтобы задержать воду на полях до тех пор, пока достаточно не насытится влагой почва, а находящийся в воде во взвешенном состоянии ил не осядет на поля. Много сил потребовало и прорытие водоотводных каналов, через которые сбрасывалась в Нил перед посевом оставшаяся на полях вода.

Так в первой половине IV тысячелетия до х.э. в древнем Египте создается бассейновая система орошения, ставшая основой ирригационного хозяйства страны на многие тысячелетия, вплоть до первой половины нашего века. Древняя система орошения была тесно связана с водным режимом Нила и обеспечивала выращивание одного урожая в год, который в этих условиях созревал зимой (посев начинался только в ноябре, после паводка) и собирался ранней весной.

Так в условиях создания ирригационных систем возникает своеобразная общность людей в рамках локального ирригационного хозяйства, которой присущи как черты соседской земельной общины, так и черты первичного государственного образования. По традиции мы называем такие общественные организации греческим термином ном.

Каждый самостоятельный ном располагал территорией, которая была ограничена местной ирригационной системой, и представлял собой единое хозяйственное целое, имея свой административный центр - окруженный стенами город, место пребывания правителя нома и его приближенных; там же находился и храм местного божества.

К моменту образования единого египетского государства таких номов было около сорока. В условиях узкой верхнеегипетской долины каждый ном, находившийся на левом или правом берегу Нила, соприкасался со своими южными и северными соседями; номы же Нижнего Египта часто были еще изолированы друг от друга болотами.

Дошедшие до нас источники не дают возможности в достаточной степени проследить историю номов до возникновения объединенного Египта, в состав которого они вошли в качестве местных административно-хозяйственных единиц (сохранив при этом свою самобытность и склонность к обособлению на протяжении веков).

От тех отдаленных времен сохранились плоские сланцевые таблички, покрытые символическими рельефными изображениями междоусобных войн. Мы видим кровавые битвы на суше и реке, процессии связанных веревками пленных, угон многочисленных стад крупного рогатого скота, овец, коз. В этой длительной упорной борьбе сильные номы покоряли своих более слабых соседей. В результате этой борьбы и в Верхнем, и в Нижнем Египте появляются крупные объединения номов, возглавляемые правителем сильнейшего нома-победителя. Конечно, не исключено и мирное присоединение отдельных номов к своим более сильным соседям.

В конце концов где-то во второй половине IV тысячелетия до х.э. номы Юга и Севера страны объединились в Верхнеегипетское и Нижнеегипетское царства. Один из самых южных номов Верхнего (Южного) Египта с центром в г. Иераконполь объединил верхнеегипетские номы. Объединителем Севера становится один из номов запада Дельты с центром в г. Буто. Цари Верхнеегипетского царства носили на голове убор белого цвета, цари Нижнеегипетского царства - корону красного цвета. С созданием единого Египта двойная красно-белая корона этих царств стала символом царской власти до конца древнеегипетской истории.

История этих царств практически неизвестна, до нас дошло лишь несколько десятков имен, в основном верхнеегипетских. Мало мы знаем и о многовековой ожесточенной борьбе этих царств за гегемонию в Египте, победу в которой одержал сплоченный и экономически сильный Верхний Египет. Считается, что это произошло в конце IV тысячелетия до х.э., но древнейшая египетская хронология все еще очень ненадежна.

Силами отдельных номов, да и более крупных объединений было чрезвычайно трудно поддерживать на должном уровне все ирригационное хозяйство страны, состоявшее из небольших, не связанных или слабо связанных друг с другом оросительных систем. Слияние нескольких номов, а затем и всего Египта в единое целое (достигнутое в результате длительных, кровопролитных войн) позволяло совершенствовать оросительные системы, постоянно и организованно их ремонтировать, расширять каналы и укреплять дамбы, совместно бороться за освоение заболоченной Дельты и в целом рационально использовать воды Нила. Совершенно необходимые для дальнейшего развития Египта, эти мероприятия было возможно осуществить только общими усилиями всей страны после создания единого централизованного административного управления.

К концу IV тысячелетия до х.э. завершился продолжительный додинастический период египетской истории, длившийся от времени появления первых земледельческих культур близ Нильской долины вплоть до достижения страной государственного единства. Именно в додинастический период был заложен фундамент государства, экономической основой которого стала ирригационная система земледелия в масштабах всей долины. К концу додинастического периода относится и возникновение египетской письменности. С этого времени начинается история династического Египта.

Манефон считает объединителем Египта (около 3000 г. до н. э.) царя по имени Менес (Мина), основателя I династии. Его, вероятно, можно отождествить с царем, носящим в древнейшей египетской летописи тронное имя Хор-Аха ("Хор Боец"). Однако он не был первым верхнеегипетским правителем, претендовавшим на власть во всем Египте. Так называемая палетка Нармера, одного из додинастических правителей Верхнего Египта, найденная при раскопках Иераконполя, повествует в символической форме о победе этого царя над жителями Нижнего Египта. Нармер, представлен на этой рельефной табличке во время своего триумфа увенчанным объединенной короной Верхнего и Нижнего Египта. По-видимому, некоторые предшественники Нармера также претендовали на господство над всем Египтом, Менее же возглавил список египетских царей, дошедший до нас благодаря сочинению Манефона, вероятно, потому, что именно с него началась в Египте прочная летописная традиция. Но и при Менесе, так же как и при его предшественниках, да и последователях, достигнутое единство страны не было еще окончательным. Покоренный Нижний Египет долго еще не желал призвать свое поражение, и там в течение почти всего Раннего царства происходили кровавые военные столкновения.

Однако Мнение о создании единого централизованного государства в Египте при фараоне Менесе подвергалось критике в современной научной литературе. Объединение государства нельзя считать однократным актом этого фараона. Оно явилось результатом действий ряда властителей на протяжении многих лет, как говорилось выше, это был процесс мучительный, кровавый, насильственный.

Аналогичные процессы происходили в древнейшем Двуречье и других государствах Древнего Востока, а также в Древней Греции и в Риме.

Периодизация истории династического Египта от полулегендарного царя Менеса до Александра Македонского, примерно с XXX в. до х.э. вплоть до конца IV в. до х.э., тесно связана с манефоновской традицией. Манефон, жрец, живший в Египте вскоре после походов Александра Македонского, написал на греческом языке двухтомную "Историю Египта". К сожалению, сохранились только выдержки из его сочинения, самые ранние из которых встречаются в трудах историков I в. х.э. Но и то, что дошло до нас, часто в искаженном виде, чрезвычайно важно, так как это отрывки из книги человека, описавшего великую историю своей страны, основываясь на хорошо доступных ему и уже безвозвратно утраченных подлинных египетских документах.

Манефон делит всю историю династического Египта на три больших периода - Древнее, Среднее и Новое царства; каждое из названных царств делится на династии, по десять на каждое царство, - всего тридцать династий. И если манефоновское деление египетской истории на три больших периода на самом деле отражает определенные качественные этапы в развитии страны, то такая равномерная раскладка династий по царствам представляется условной, да и сами эти династии, как можно убедиться, - образования весьма условные. В основном манефоновская династия охватывает представителей одного царствующего дома, но нередко, по-видимому, может вмещать в себя несколько неродственных правящих домов, а однажды два царственных брата отнесены к двум разным династиям. Несмотря на это, наука до сих пор для удобства придерживается манефоновской династийной традиции. Внесены коррективы в этапную периодизацию истории древнего Египта; первые две манефоновские династии выделены в Раннее царство, а последние, начиная с XXI династии, - в Позднее царство.