Названия предпрофильных элективных курсов по биологии. Элективные курсы по биологии и экологии. Негосударственное общеобразовательное учреждение

Среди школ в последние годы одним из самых популярных является естественнонаучный профиль обучения. Экзамен выбирают выпускники девятых (предпрофильных) классов, чтобы продолжить обучение в профильных биолого-химических, агротехнологических, естественнонаучных классах. Также данный предмет активно выбирают и абитуриенты, поступающие на естественнонаучные, биологические, медицинские, фармацевтические, экологические, сельскохозяйственные, инженерные факультеты университетов и в педагогические ВУЗы. В связи с этим, очевидно, что данная категория выпускников должна владеть знаниями и умениями, проверяемыми заданиями КИМов ЕГЭ, свободно оперировать биологическими понятиями, отвечать на развернутые вопросы четко в соответствии с выдвигаемыми критериями проверки, а также представлять себе изменения, произошедшие в экзаменационных материалах текущего года, если таковые имеются.

Как свидетельствуют данные о результатах ЕГЭ по биологии 2014 года, % выполнения задания КИМ в части 1 (А), в котором проверяется уровень освоения основных генетических понятий, рассматриваемых в курсе общей биологии, находится ниже «коридора» ожидаемой решаемости. Задания части 3 (С) требуют развернутого ответа. Выпускники должны показать сформированность основ биологической грамотности и компетентности:

Умения самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ;

Умения применять знания в новой ситуации, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, систематизировать и интегрировать знания, обобщать и формулировать выводы;

Умения решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Генетика и основы селекции» по биологии

для 10 класса среднего общего образования

(учебный курс для профильного обучения 10-х классов, 34 часа)

Год разработки программы 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Генетика и основы селекции» по биологии в 10 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования.

Программа данного элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10 класса средней общеобразовательной школы. Курс направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников, способствует их разностороннему личностному развитию, ориентирован на изучения закономерностей наследственной изменчивости и материальны основы наследственности. Программа включает изучении решений разных генетических задач, которые иногда ученикам кажутся сложными. В программу включены изучение основ селекции растений и животных.

В программе курса приведены разнообразные задания, тесты и схемы скрещивания, выполнение которых будет способствовать более полному усвоению материала и поможет при самоконтроле полученных знаний.

Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, которые позволяют проявить не только важные практические умения, но и развить самостоятельность учащихся, их познавательную деятельность.

Элективный курс включает вопросы свойства организмов - наследственность и изменчивость, методы генетики, методы изучения наследственности человека, генетические терминологии и символики, закономерности наследования, установленные Г. Менделем; их цитологические основы, закономерности сцепленного наследования, определение пола, виды мутации и их причины. Большое место выделено изучению мерам профилактики наследственных заболеваний человека, особенностям селекции растений, животных, микроорганизмов.

Цели курса:

Углубить базовые знания учащихся по биологии, повысить творческую активность и расширить кругозор учащихся;

Обеспечить закрепление основных биологических понятий, продолжить формирование специальных биологических умений и навыков;

Усвоение учащимся законов, теорий, научных идей, фактов;

Развивающие развитие у учащихся аналитического и синтезирующего мышления; навыков учебного труда и самостоятельной работы; формирование умений выделять главное в изучаемом материале, воспитание культуры.

Задачи курса:

Научить основным понятиям в области генетики и селекции растений, животных и микроорганизмов;

Практический закрепить полученные теоретические знания в ходе практических занятий;

Научить составлять схемы скрещивания, решение генетических задач на моно- и дигибридной скрещивании, на сцепленное наследование, на взаимодействие генов, построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Учащиеся должны знать:

* роль биологии в жизни человека, ее связь с другими науками, значение в жизни современного общества;

Учащиеся должны уметь:

* составлять схемы скрещивания;

Ожидаемые результаты:

- данный курс "Генетика и основы селекции" способен существенно повысить качество образования и обеспечить формирование и развитие умений и навыков;

Особо важными приоритетами курса "Генетика и основы селекции" является умение работать самостоятельно с биологическими таблицами и литературой, решении генетических задач, составления схем скрещивания.

При проведении занятий планируется использовать лекции с демонстрацией опытов, наглядных пособий, схемы и таблицы; беседы с учащимися, включающие лабораторные опыты, семинарские занятия, заслушивание докладов учащихся, защита рефератов.

Введение (1 час)

Тема №1. Введение. История развития генетики.

Задачи генетики (10 часов)

Тема №2. Задачи генетики.

Тема №3 . Гибридологический метод Менделя.

Тема №4 . Доминантные и рецессивные признаки.

Тема №5 . Аллельные гены.

Тема №6 . Фенотип и генотип.

Тема №7 . Гомозигота и гетерозигота.

Тема №8 . Наследование при неполном доминировании.

Тема №9 . Дигибридное скрещивание. Статический характер расщепления.

Тема №10 . Цитологические основы расщепления.

Тема №11 . Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом.

Генетика пола (3 часа)

Тема №12.

Тема №13. Хромосомная теория наследственности.

Тема №14. Наследование пола у человека.

Генетика и теория эволюции (7 часов)

Тема №15.

Тема №16.

Тема №17. Мутации, их причины.

Тема №18. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова.

Тема №19. Генетика и теория эволюции.

Тема №20. Генетика популяции.

Тема №21. Формы естественного отбора: движущий и стабилизирубщий.

Генетические основы селекций растений и животных, микроорганизмов

(13 часов)

Тема №22. Селекция - наука о создании новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.

Тема №23. Задачи селекции.

Тема №24. Н.И.Вавилов о происхождении культурных растений.

Тема №25. Центры древнего земледелия.

Тема №26 . Селекция растений.

Тема №27. Основные методы селекции.

Тема №28.

Тема №29. Гетерозис.

Тема №30.

Тема №31. Селекция животных.

Тема №32.

Тема №33.

Тема №34. Основные направления биотехнологии.

п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Введение (1 час)

1(1)

История развития генетики.

5.09

Задачи генетики (10 часов)

1(2)

Задачи генетики.

12.09

2(3)

Гибридологический метод

19.09

3(4)

Доминантные и рецессивные признаки.

26.09

4(5)

Аллельные гены

3.10

5(6)

Фенотип и генотип. План решения задачи по генетики

10.10

6(7)

Гомозигота и гетерозигота. Моногибридное скрещивание.

17.10

7(8)

Наследование при неполном доминировании.

24.10

8 (9)

Дигибридное скрещивание. Статический характер расщепления.

31.10

9 (10)

Цитоплазматическая основы расщепления

14.11

10 (11)

Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом.

21.11

Генетика пола (3 часа)

1 (12)

Генотип как исторически сложившаяся система.

28.11

2 (13)

Хромосомная теория наследственности

5.12

3 (14)

Наследование пола у человека. Царская болезнь.

12.12

Генетика и теория эволюции

(7 часов)

1 (15)

Модификационная изменчивость.

19.12

2 (16)

Норма реакции. Статические закономерности модификационной изменчивости.

26.12

3 (17)

Мутации, их причины.

16.01

4 (18)

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова

23.01

5 (19)

Генетика и теория эволюции.

30.01

6 (20)

Генетика популяции.Закон Харди -Вайнберга

6.02

7 (21)

Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий.

13.02

Генетические основы селекций растений и животных, микроорганизмов (13 часов)

1 (22)

Селекция – наука о создании новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.

20.02

2 (23)

Задачи селекции.

27.02

3 (24)

Н.И.Вавилов о происхождении культурных растений

6.03

4 (25)

Центры древнего земледелия.

13.03

5 (26)

Селекция растений.

20.03

6 (27)

Основные методы селекции.

3.04

7 (28)

Самоопыление перекрестноопыляемых растений.

10.04

8 (29)

Гетерозис.

17.04

9 (30)

Полиплоидия и отдаленная гибридизация.

24.04

10 (31)

Селекция животных.

8.05

11 (32)

Типы скрещивания и методы разведения.

15.05

12 (33)

Селекция бактерий, грибов, ее значение для микробиологической промышленности.

22.05

13 (34)

Основные направления биотехнологии.(Защита рефератов)

29.05

Литература для учителя

  1. "Биология в таблицах и схемах" Санкт-Петербург, ООО» Виктория плюс» 2008 .
  2. Каменский. А. А. , Соколова Н.А., Валовая М.А. "Основа биологии". Издательство "Экзамен" Москва 2007.
  3. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11классы, Москва «Дрофа»,2008.
  4. . Тесты. Биология, Москва, Федеральный центр тестирования, 2005.

Литература для учащихся

  1. Беляев. Е. Д.К, Рувинский А.О. "Гомуми биология" "Казан" М гариф",1997.

3А.А.Кириленко, Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ, учебно-методическое пособие, Ростов,Легион,2009.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Рабочая программа элективного курса

«Многообразие органического мира» по биологии

для 11 класса среднего общего образования

(учебный курс для профильного обучения 11-х классов, 34 часа)

Год разработки программы 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся.

Экзамен по биологии - одна из форм итогового контроля знаний. Выпускные экзамены проводятся за основную, полную среднюю школу, а также вступительные экзамены в ВУЗ.

Ботаника традиционно считается одним из самых простых разделов, но опыт показывает, что именно ботанику абитуриенты знают хуже всего. Причина этого,- упрощенное изложение этой науки в школьных учебниках (рассчитанных на 6-7 класс), неспособность учащихся самостоятельно выбирать сведения по ботанике из прочих разделов школьного курса, большое количество сложных и непривычных терминов.

То же самое относится и к зоологии.

На вступительных экзаменах по биологии зоологической тематике обычно отводится 25-30% от всех вопросов.

К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к. требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы, исключения из правил.

Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эффективно подготовиться к ЕГЭ.

Программа элективного курса «Многообразие органического мира» по биологии в 11 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования.

Программа данного элективного курса рассчитана на 34 часов и предназначена для учащихся 11 класса средней общеобразовательной школы. Курс направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников, способствует их разностороннему личностному развитию, ориентирован на научное обоснование сохранения среды обитания и здоровья человека, как самых важных категорий в системе ценностей общества. Элективный курс так же направлен на обобщение и углубление знаний, и на подготовку учащийся для успешной сдачи Единого государственного экзамена.

В программе курса приведены разнообразные задания, тесты и вопросы, выполнение которых будет способствовать более полному усвоению материала и поможет при самоконтроле полученных знаний.

Большое внимание уделяется лабораторным работам, которые позволяют проявить не только важные практические умения, но и развить самостоятельность учащихся, их познавательную деятельность.

Цели курса:

Научить основным понятиям курса ботаники и зоологии;

Закрепить полученные теоретические знания в ходе практических занятий;

Научить анализировать и использовать биологическую информацию, пользоваться биологической терминологией и символикой.

Задачи курса:

Образовательные: обеспечив закрепление основных биологических понятий, продолжить формирование специальных биологических умений и навыков наблюдать, ставить опыты и общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарём); усвоение учащимся законов, теорий, научных идей, фактов;

Развивающие: развитие у учащихся аналитического и синтезирующего мышления; навыков учебного труда и самостоятельной работы; интереса к предмету; формировать умения выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, анализировать результаты опытов, рецензировать ответы товарищей,воспитание культуры труда;

Воспитательные: убежденности о возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдение выработки навыков экологической культуры.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

* особенности строения и образа жизни животных;

* распознавание растений разных отделов, распространение растений своей местности;

* важнейшие биологические понятия данного курса;

* сущность биологических процессов и явлений;

* современную биологическую терминологию и символику.

Учащиеся должны уметь:

* объяснять взаимосвязи организмов и окружающей средой;

* решать задачи разной сложности по биологии;

* осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и применять ее в собственных исследованиях;

* грамотного оформления результатов биологических исследований.

Ожидаемые результаты:

- данный курс "Многообразие органического мира" способен существенно повысить качество образования и обеспечить формирование и развитие умений и навыков;

Особо важными приоритетами курса "Многообразие органического мира" является умение работать самостоятельно с биологическими таблицами и литературой, тестами;

Курс помогает закрепить полученные знания по биологии в 6-8 классах.

При проведении занятий планируется использовать лекции с демонстрацией опытов, наглядных пособий,схемы и таблицы, беседы с учащимися, включающие лабораторные опыты, семинарские занятия, заслушивание докладов учащихся, защита рефератов.

Тема №1. Введение. Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.

Прокариоты (2 часа)

Тема №2.

Тема №3 . Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

Ядерные организмы (15 часов)

Царство грибов (2 часа)

Тема №4 . Общая характеристика грибов. Строение, питание, размножение.

Систематика низших и высших растений (13 часов)

Тема №6 . Общая характеристика водорослей. Значение водорослей в природе.

Тема №7 . Лишайники.Строение и размножение кукушкина льна. Сфагнум. Образование торфа.

Тема №8 . Папоротника образные: папоротники, хвощи и плауны. Строение и размножение.

Тема №10 . Цикл развития сосны.

Тема №11 . Покрытосеменные растения. Растение целостный организм.

Тема №12. Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и классификация.

Тема №13. Значение международных названий растений.

Тема №14. Основные семейства класса. Двудольные.

Тема №15. Отнодольные растения.

Тема №16.

Тема №17.

Тема №18. Растение и окружающая среда.

Царство животные (15 часов)

Тема №19. Одноклеточные. Общая характеристика.

Тема №20. Многоклеточные тип кишечнополостные.

Тема №21. Тип. Плоские черви.

Тема №22.

Тема №23.

Тема №24. Ланцетник - низшие хордовое животное.

Тема №25. Надкласс. Рыбы.

Тема №26 . Класс животных. Лягушка.

Тема №27. Класс пресмыкающиеся. Регенерация.

Тема №28. Птицы. Поведение, размножение и развитие.

Тема №29. Класс млекопитающее.

Тема №30.

Тема №31. Опорно-двигательная система и мышцы человека.

Тема №32. Внутренняя среда. Кровь.

Тема №33. Дыхание, обмен веществ. Выделение, нервная система.

Заключительное занятие (1 час)

Тема №34

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Неклеточная форма жизни (1 час)

1(1)

Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.

4.09

Прокариоты (2 часа)

1(2)

Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерии. Распространение и разновидности их.

11.09

2(3)

Болезнетворные бактерии и борьба с ним

18.09

Ядерные организмы

Царство грибов (2 час)

1 (4)

Общая характеристика грибов.

Строение. Питание. Размножение.

25.09

2(5)

Съедобные, ядовитые грибы.

2.10

Систематика низших и высших растений (13 ч)

1 (6)

Общая характеристика водорослей. Значение водорослей в природе.

9.10

2 (7)

Лишайники. Строение и размножение кукушкина льна. Сфагнум. Образование торфа.

16.10

3 (8)

Папоротникообразные: папоротники, хвощи и плауны. Строение и размножение.

23.10

4 (9)

30.10

5(10)

Цикл развития сосны

13.11

6(11)

Покрытосеменные растения. Растение целостный организм.

20.11

7(12)

Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений и их классификация

27.11

8(13)

Значение международных названий растений

4.12

9 (14)

Основные семейства класса. Двудольные

11.12

10(15)

Однодольные растения.

18.12

11(16)

Основные жизненные функции растительного организма.

25.12

12(17)

Взаимосвязь растений со средой обитания.

15.01

13(18)

Растение и окружающая среда.

22.01

Царство животные (15час)

1(19)

Одноклеточные. общая характеристика.

29.01

2(20)

Многоклеточные, тип кишечнополостные.

5.02

3(21)

Тип. Плоские черви.

12.02

4(22)

Тип. Круглые и кольчатые черви.

19.02

5(23)

Тип. Моллюски и членистоногие.

26.02

6(24)

Ланцетник –низшее хордовое животное

5.03

7(25)

Надкласс. Рыбы.

12.03

8(26)

Класс земноводные. Лягушка

19.03

9(27)

Класс Пресмыкающиеся. Регенерация

2.04

10(28)

Птицы. Поведение. Размножение и развитие.

9.04

11(29)

Класс млекопитающие

16.04

12(30)

Общий обзор организма человека. Органы и системы.

23.04

13(31)

Опорно – двигательная система и мышцы человека.

30.04

14(32)

Внутренняя среда. Кровь.

7.05

15(33)

Дыхание, обмен веществ, выделение, нервная система.

14.05

16(34)

Выполнение заданий встречающихся в ЕГЭ.

21.05

Литература для учителя

  1. Анастасова Л.П. «Самостоятельные работы учащихся по общей биологии» Москва «Просвещение», 1999.
  2. Биология в таблицах и схемах. Санкт-Петербург, ООО «Виктория плюс» 2008.
  3. Каменский А.К, Соколова Н.А., Валовая М.А. "Основы биологии". Издательство "Экзамен", 2007
  4. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11классы» Москва «Дрофа»,2008.
  5. Тесты. Биология, Москва, Федеральный центр тестирования, 2005.
  6. Чайка Т.И. «Биология 10 класс. Поурочные планы по учебнику Захарова В.Б» Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
  7. Шалапенок Е., Камлюк Л., Лисов Н. «Репетитор. Тесты по биологии» Москва, «Айриспрес», 2006.

8. Цифровой компакт-диск "Репетитор по биологии 10-11 класс" ООО "Акелла" www akella com.

Литература для учащихся

  1. Беляев. Д.К. Дымшиц Г.М. "Гомуми биология" Казан Магариф, 2004.
  2. Беляев. Е. Д.К, Рувинский А.О. "Гомуми биология" "Казан" Ма гариф",1997.
  3. «Биология шаг за шагом» Москва «Открытый мир», 1995.
  4. Мишина Н.В. «Задания для самостоятельной работы по общей биологии 10 класс» Москва «Просвещение», 1988.

Программа элективного курса

«Трудные вопросы в биологии»

Количество часов: 17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс по выбору предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 17 часов. Этот курс позволит учащимся 9 класса иметь целостное представление о биологической науке и решить вопрос выбора предмета при профилизации обучения. Курс отражает сложность и многогранность биологии, как науки о живом: он основывается как на классических, так и на современных достижениях биологической науки. Анализ хода подготовки выпускников общеобразовательных школ к итоговой аттестации по биологии показывает, что, как правило, затруднения у них вызывают вопросы по темам, которые изучаются на ступени основного общего образования и не имеющих продолжения на старшей ступени. В частности это вопросы морфологии и систематики растений.

Цель курса заключается в том, чтобы учащиеся основательно усвоили учебный материал

Задачи: - углубить и расширить знания учащихся по разделам «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье», «Генетика». - способствовать вовлечению учащихся в глубокую познавательную деятельность по биологии; - развивать познавательную активность и самостоятельность в изучении биологии. - реализация образовательных потребностей.

Проведения занятий предусматривает только теоретический курс, практические работы не запланированы.

Принцип отбора материала. Отобранный материал является основой для изучения курса «Общая биология». В основе построения курса лежит повторение, закрепление и углубление полученных ранее знаний по биологии.

Предполагаемые результаты:

Данный курс может обеспечить подготовку учащихся 9 класса к итоговой аттестации за курс основной школы.

Учащиеся должны знать:

Строение и функции клетки; Понятие «ткань», основные виды тканей растений и их функции. Органы растений.

Сведения о таксономических единицах;

Способы размножения растений;

Основные этапы развития растительного мира;

Распознавать и описывать строение простейших. губкок, кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков, иглокожих, объяснять усложнение тела изучаемых животных по сравнению с ранее изученными. Знать особенности строения членистоногих, выделять особенности строения изучаемых животных в разных средах обитания, распознавать и описывать животных типа Хордовые. Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса.

знать значение опорно-двигательной системы, разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательной системы; характеризовать типы соединений костей,

находить на рисунках, таблицах, муляжах и показывать основные типы соединений костей знать о правилах первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Уметь называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца, раскрывать сущность понятий круги кровообращения, пульс, кровяное давление, знать основные типы кровотечений и правила первой помощи при них, уметь подсчитывать пульс. Знать сущность процесса дыхания, строение дыхательной системы, Распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека; характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения, : знать функции и строение кожи, особенности строения выделительной системы,строение и функции нейрона, рефлекторной дуги, спинного и головного мозга, органы чувств человека, находить на рисунках, таблицах, объяснять значение анализаторов. знать понятия; гуморальная регуляция; железы эндокринной системы.

Учащиеся должны знать основные термины цитологии, генетики, устанавливать взаимосвязи пластического и энергетического обмена; световых и темновых фаз фотосинтеза, уметь применять знания о наследственности и изменчивости.

Учащимся пригодятся умения применять знания на практике в будущей трудовой деятельности.

Программа ориентирована на подготовленных учащихся. Программа рассчитана на одно полугодье (17 часов)

Тематический план

Название темы

Количество часов

Дата проведения

Теория

планируемая

фактическая

Раздел1. I. Ботаника.

Тема: Ткани растений. Органы растений.

Тема: Основные отделы растений

Тема: Признаки двудольных и однодольных растений. Систематика покрытосеменных растений

Тема: Способы размножения растений. размножение высших и низших растений.

Раздел 2. Зоология.

Тема: Простейшие

Тема: Беспозвоночные

Тема: Хордовые

Тема: Эволюция строения и функций органов и их систем.

Раздел 3.Анатомия.

Тема: Строение организма. Опорно-двигательная система. Покровные органы.

Тема: Кровеносная и лимфатическая системы организма. Эндокринная система.

Тема: Дыхательная система. Пищеварительная система. Выделительная система

Тема: Нервная система человека. Анализаторы

Раздел 4. Общая биология.

Тема: Клеточный уровень.

Тема: Организменный уровень.

Тема: Обмен веществ в клетке – метаболизм

Тема: Основные понятия генетики.

Решение задач.

Итого: 17ч.

I. РАСТЕНИЯ (5 ч.).

Тема 1: Ткани растений. Органы растений.

Понятие «ткань», основные виды тканей растений и их функции. Органы растений. Корень. Особенности анатомического строения, связанные с функцией. Строение корня и его роль в поглощении воды и минеральных веществ. Строение корневых систем. Видоизменение корней, их биологическое и хозяйственное значение. Побег. Боговые конусы нарастания – листья, почки. Особенности строения листа, связанные с осуществлением процесса фотосинтеза. Различные виды стеблей. Устьица, чечевички, их роль в газообмене. Репродуктивные органы растения. Цветок, его строение и значение в образовании семян и плодов. Способы опыления. Классификация соцветий. Типы плодов и различные способы распространения

Демонстрация: таблицы, гербарий. Побег и почки, различные способы распространения плодов и семян. Живые цветки комнатных растений: модель цветка вишни, капусты: таблицы «Строения цветка», «Простые и сложные соцветия»,

Тема 2: Основные отделы растений.

Водоросли – низшие растения. Морфологические особенности плаунов хвощей папоротников и голосеменных растений. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения. Усложнение вегетативных органов высших споровых. Сравнительная характеристика с семенными растениями. Демонстрация: таблицы «Одноклеточные и многоклеточные водоросли». гербарные экземпляры, Морфологические особенности плаунов хвощей папоротников и голосеменных растений

Тема 3: Признаки двудольных и однодольных растений. Систематика покрытосеменных растений

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Классификация цветковых растений. Класс двудольные растения морфологическая характеристика. Класс однодольные растения морфологическая характеристика. Демонстрация живых и гербарных растений.

Тема 4: Способы размножения растений. Размножение высших и низших растений.

Бесполое размножение растений разных жизненных форм. Значение размножения. Размножение спорами. Половое размножение. Вегетативное размножение растений, его значение. Способы вегетативного размножения растений в природе. Демонстрация: живые и гербарные экземпляры растений, размножающихся вегетативным способом; таблицы «Вегетативное размножение».

Раздел 2. Зоология. (4 ч)

Тема 1: Простейшие

Простейшие как организм. Внешний вид, внутреннее строение. Жизнедеятельность простейших, движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование. Демонстрация: таблиц, рисунков об одноклеточных.

Тема 2: Беспозвоночные.

Двуслойные, многоклеточные животные – кишечнополостные.

Тема 3: Хордовые.

Тип хордовых: хрящевые, костные рыбы. Внешнее и внутреннее строение рыб. Земноводные. Внешнее и внутреннее строение земноводных. Пресмыкающиеся- внешнее и внутреннее строение. Птицы. Биологические особенности. Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Строение, питание, дыхание, кровообращение, выделение, размножение.

Демонстрация: таблиц и рисунков о строении развитии рыб, влажного препарата – «Лягушка». Внешнее и внутреннее строение» Таблиц и рисунков с изображением амфибий, таблицы с изображением рептилий, таблицы с изображением птиц. Демонстрация: таблиц и рисунков с изображением млекопитающих.

Тема 4: Эволюция строения и функций органов и их систем.

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. Демонстрация: таблиц и рисунков по теме.

Раздел 3. Анатомия. (4 ч)

Тема 1: Строение организма. Опорно-двигательная система. Покровные органы.

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Скелет и мышцы, их функции. Типы соединений костей: неподвиж­ные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции.

Тема 2: Кровеносная и лимфатическая системы организма. Эндокринная система.

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организ­ме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровооб­ращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. эндокринной системы. Гормоны гипофи­за и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен ве­ществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной же­лезы. Причины Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Про­межуточный мозг и органы сахарного диабета. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов.

Тема 3: Дыхательная система. Пищеварительная система. Выделительная система.

Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене ве­ществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеваритель­ной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуля­ция деятельности пищеварительной системы. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутрен­ней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их стро­ение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и ко­нечная моча

Тема 4: Нервная система человека. Анализаторы.

Нейрон – структурная и функциональная единица нервной системы. Рефлекс – основа нервной регуляции. Условные и безусловные рефлексы.Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спин­ного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежу­точного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Анализаторы и органы чувств. Зритель­ный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через проз­рачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анали­затор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализа­тора. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоня­ния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Раздел 4. Общая биология. (4 ч)

Тема 1: Клеточный уровень.

Клетка. Строение клетки. Функции органоидов. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Деление клетки - основа размножения.

Тема 2: ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ.

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации

Тема 3: Обмен веществ в клетке – метаболизм.

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. Автотрофное питание. Фотосинтез. Синтез белков в клетке.

Тема 4: Основные понятия генетики.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Занятие 12.

Тема: Нервная система человека. Анализаторы .

Цель: вспомнить о строении и значении нервной системы и органов чувств.

1.Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нервные узлы - периферическая. Строение и функции спин­ного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежу­точного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпати­ческий и парасимпатический подотделы автономной нервной систе­мы. Их взаимодействие.

2. Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зритель­ный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через проз­рачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение близорукости и дальнозоркости.

Слуховой анали­затор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализа­тора. Гигиена органов слуха.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоня­ния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

    Практическая часть: выявление объема памяти

Занятие 16

Тема: Основы генетики . Решение задач на моногибридное скрещивание Цель : повторениеи обобщение знание по теме генетика. Повторить определение основных термин, вспомнить законы генетики повторениеи обобщение знание по теме моногибридное скрещивание.Ход занятий

    Основные термины и понятия в генетике (работа с комментированными ответами):

Законы Менделя. Генетика - наука, изучающая закономерности наслед­ ственности и изменчивости живых организмов, а также механизмы управления этими процессами. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ГЕНЕТИКИ

Определение

Наследственность

Способность организмов передавать свои при­знаки и особенности развития потомству

Изменчивость

Свойство организма приобретать новые призна­ки в процессе индивидуального развития

Участок молекулы ДНК, содержащий информа­цию о структуре одного белка. Гены находятся в хромосомах, где они расположены, образуя «группы сцепления»

Аллельные гены

Парные гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответствен­ные за проявление одного и того же признака (например, цвета волос, глаз, формы уха)

Альтернативные признаки

Противоположные качества одного и того же признака

Доминантный при­знак

Господствующий, преобладающий -обознача­ется заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С и т. д.

Рецессивный при­знак

Подавляемый признак, обозначается соответст­вующей строчной буквой латинского алфавита: а, Ь. с и т. д.

Гомозигота

Клетка (особь), имеющая одинаковые аллели одного гена в гомологичных хромосомах (АА или аа)

Гетерозиготна

Клетка (особь), имеющая разные аллели одного гена в гомологичных хромосомах (Аа}, то есть несущая альтернативные признаки

Совокупность всех наследственных признаков (генов) организма, полученных от родителей

Совокупность внутренних и внешних призна­ков, которые проявляются у организма при взаимодействии со средой в процессе индиви­дуального развития

Чистая линия

Генотипически однородное потомство, полу­ченное исходно от одной самоопыляющейся или самооплодотворяющейся особи с помощью отбора и дальнейшего самоопыления (самооп­лодотворения)

Общепринятые в генетике обозначения:

Закономерности наследования впервые были установле­ны Г. Менделем в результате многолетних (1856-1863 гг.) опы­тов с различными сортами гороха с помощью гибридологиче­ского метода.

Гибридологический метод - это скрещивание различных по своим признакам организмов с целью изучения характера наследования этих признаков у потомства.

Скрещивание особей, различающихся по одной паре призна­ков, называется моногибридным скрещиванием. Для скрещива­ния выбираются две гомозиготные особи с альтернативными признаками. 2.Первый Закон Менделя- закон единообразия первого поколения гибридов. 3. Второй закон Менделя закон расщепления 4.Практическая часть: Решение задач

В последние годы мы стали свидетелями качественных изменений, которые происходят в сфере отечественного образования. При реализации документов государственного значения, включая комплексный Проект стандарта общего образования второго поколения и Документ о приоритетной инициативе Президента «Наша новая школа» наблюдается интенсивное обновление общеобразовательного процесса. Оно связывается с достижением новых образовательных результатов на основе выделения фундаментального ядра различных предметов, усиления их культурологической направленности, реализации принципов вариативности и адаптивности по отношению к интересам, потребностям и способностям школьников, что выходит за рамки обязательных программ.

В современных условиях ускоренного развития техники и технологий, а, в связи с этим, возникшей потребностью в получении подрастающим поколением соответствующих профессий, заметно возрастает роль предметов естественнонаучного цикла, среди которых особое место занимает биология. Именно она является своего рода средством, обеспечивающим формирование полноценных представлений о многообразии живых систем, их структуре и функционировании, роли в природе и значении для человека.

Один из путей расширения возможности ученика выстраивать индивидуальную образовательную траекторию - создание сети элективных курсов. Обучение в рамках элективных курсов направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса, при котором должны максимально учитываться интересы, склонности и способности обучающихся. Разнообразие элективных курсов по биологии открывает широкие возможности для творчества учителя и выбора учащихся.

При разработке элективного курса по биологии, нужно соотнести уровень базового и профильного предмета, выделив основные знания и умения, обратив внимание на недостаточно раскрытые темы.

Можно условно выделить следующие типы элективных курсов по биологии:

Элективные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по биологии, входящих в базисный учебный план школы.

Элективные курсы повышенного уровня сложности, направленные на углубленное изучение биологии. Выбор такого элективного курса позволит изучить предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса биологии углубляются более или менее равномерно.

Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу.

Прикладные элективные курсы по биологии, цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике.

Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы и общества.

Элективные курсы, посвященные истории предмета.

Элективные курсы, не входящие в базисный учебный план, различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.

Исходя из традиций нашего образовательного учреждения, эколого-валеологическое направление воспитательной и образовательной подготовки обучающихся является одним из основных, в связи с этим в школе накоплен значительный опыт по реализации программ, направленных на эколого-валеологическое воспитание обучающихся. Кадровый состав учителей-предметников соответствует необходимым квалификационным требованиям, а также имеется соответствующая материально-техническая база для проведения элективных курсов по углублённому изучению биологии и экологии.

Введение элективных курсов по биологии и экологии в образовательную программу школы также обусловлено потребностью обучающихся, определяющих круг интересующих предметов по выбору. Ежегодно обучающиеся 9-11 классов выбирают биологию в качестве предмета для углублённого изучения, что связано с выбором профиля обучения в будущем. Курсы по выбору могут выполнять следующие функции:

Поддержание изучения основных профильных предметов на заданном уровне. Это можно достигнуть через насыщение профильного курса, изучаемого на данной ступени школьного биологического образования, дополнительными курсами, расширяющими и углубляющими содержание профильного (например, курсы «Решение задач по биологии», «Основы наследственности»).

Обеспечение внутрипрофильной специализации за счёт ведения курсов разной направленности и содержания, которые могут помочь школьникам в выборе более конкретной области познавательной деятельности в рамках той или иной научной дисциплины (например, курсы «Экология растений», Экология животных», «Экология человека»).

Построение индивидуальной образовательной траектории, развитие интересов и профориентационных устремлений школьников. Это должно помочь осознать им свои возможности, интересы, предпочтения и оценить правильность своего будущего профессионального выбора. Эту функцию выполняют курсы «Основы экологии», «Твоё здоровье», «Этология», «Основы цитологии».

Обеспечение возможности использования дополнительного времени на изучение биологии в связи с сокращением часов на изучение профильного предмета (1 час в неделю на изучение ботаники в 6 классе, 1 час в неделю на изучение общей биологии в 10 и 11 классах).

При формировании элективных курсов учитываются следующие принципы:

Соответствие методологическим принципам современного биологического образования, на основе которых у школьников должны сформироваться системное мышление и целостная научная картина мира.

Научность изложения материала.

Расширение рамок и углубление действующих образовательных курсов.

Практическая направленность.

Интегративный характер (освобождение от дублирования в изучении тем в смежных школьных дисциплинах).

Адресный характер (личностная эффективность).

Развивающий характер (способствуют развитию познавательной самостоятельности, творчества, исследовательских умений и навыков).

Учёт возрастных особенностей (совмещение логики развития личности и логики развёртывания учебного материала, приоритет в логике развития личности).

Учёт региональных особенностей (заинтересованность в знаниях).

Профессиональная направленность (облегчение процесса выбора будущей профессии).

Элективные курсы должны вводиться постепенно с чередованием, что обеспечит обдуманное изучение и возможность осознания обучающимися необходимости или ненадобности данных курсов. Ребёнок должен избегать «навязывания» школьного профиля обучения и отдельных элективных курсов. Обучающиеся должны иметь право выбора и постоянного поиска своего пути. Причём нужно это делать раньше, чем начинается предпрофильная подготовка.

В высыпающемся меню Вы найдете интересные программы элективных курсов по биологии.

Рассмотрено

методическим объединением

учителей естественно-

математического цикла

Протокол №____

От «____» ____________2013г.

Руководитель МО

____________/ Гречихина Т.М./

Согласовано:

Заместитель директора

по учебно- воспитательной работе

___________/Мазурова С.В./

педагогическим советом

МКОУ «Погребская средняя

общеобразовательная школа»

Протокол №__

от «__»__________2013г.

Председатель педагогического совета

___________/ Мазурова С.В./




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса по биологии

«Человек и его здоровье»

10 класс

Утверждено:

Приказ №___

от «____»___________2013 г.

Директор школы______________/Кузьмин В.В.

Учитель: Кузьмина З.Д.

с. Погребки

Аннотация


Элективный курс составлен в соответствии с концепцией профильного обучения и направлен на углубленное изучение предметов (биологии, химии этики и психологии семейной жизни). Он знакомит обучающихся и расширяет кругозор в области здоровья человека, особенностей наследственных заболеваний, готовит обучающихся к вступлению во взрослую жизнь, проводя границу между детством и юношеством, обеспечивает детальное, постепенное становление человека как личности, помогает в простых, жизненных ситуациях.


Цель курса состоит в создании условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области анатомии и общей биологии.

Цель курса задач: 1. Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике человека, в общей биологии, анатомии человека научиться грамотно их применять.2. Показать приоритет экологических ценностей (сохранение многообразия органического мира, состояние своего здоровья, семьи) над материальными.

Пояснительная записка Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для обучающихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного обучения. Материал курса 11 класса продолжает аналогичный курс 10 класса. На изучение материала в 11 классе отведено 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.
Элективный курс составлен в соответствии с концепцией профильного обучения и направлен на углубленное изучение предметов (биологии, химии этики и психологии семейной жизни). Он знакомит обучающихся и расширяет кругозор в области здоровья человека, особенностей наследственных заболеваний, готовит обучающихся к вступлению во взрослую жизнь, проводя границу между детством и юношеством, обеспечивает детальное, постепенное становление человека как личности, помогает в простых, жизненных ситуациях.
В данном курсе рассматриваются биологические особенности организма человека, психические особенности и эмоционально-волевые, особенности нервной системы, то,что выходит за рамки школьной программы по биологии. Его содержание и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению профессиональных интересов. Программа предполагает более подробное изучение отдельных тем курса «Общая биология», таких как «Закономерности наследственности и изменчивости», «Генетика и здоровье человека». Занятия желательно проводить параллельно с уроками общей биологии. Программа позволяет ориентироваться на интересы обучающихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.Цель курса состоит в создании условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области анатомии и общей биологии.Достижение этих целей планируется через решение следующих задач: 1. Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике человека, в общей биологии, анатомии человека научиться грамотно их применять.2. Показать приоритет экологических ценностей (сохранение многообразия органического мира, состояние своего здоровья, семьи) над материальными.3. Ознакомить с наследственными заболеваниями человека и их причинами.4. Учащиеся должны осознать свою индивидуальность, научиться бережно, относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.5. Сформировать интерес к своей родословной, родословным известных людей в истории человечества.В результате изучения элективного курса обучающиеся должны приобрести новые знания и умения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса обучающиеся должны знать;

  1. Особенности человека как объекта генетических, биологических и психологических исследований и об основных методах изучения генетики человека;
  2. механизмы наследования признаков у человека, наследственных заболеваний и психических особенностей развития;
  3. причины биологической индивидуальности на разных уровнях;
  4. значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа;
  5. значение мутаций в генетике, здравоохранении и экологической безопасности населения;


обучающиеся должны приобрести умения :1. Применять законы Менделя и Моргана к генетике человека и решать генетические задачи;2. объяснять механизм наследования генетических заболеваний человека;3. составлять генеалогические древа и анализировать по ним характер наследование того или иного признака в ряду поколений;4. применять в жизни аспекты этики и психологии семейной жизни;5. распознавать психические особенности личности человека;6. самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни.Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, защита рефератов, практикумы по решению генетических и психологических задач, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией. Предусматривается и индивидуальная форма работы. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирования у них творческих умений. Таким образом, изучение элективного курса «Человек и его здоровье» в 10-11 классах не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.

Содержание

Глава 1. Введение. (1ч) Введение. Общее знакомство с курсом «Человек и его здоровье». Предмет и задачи курса. Роль физиологии в развитии науки. Связь физиологии с другими науками. Системный подход к здоровью человека. Глава 2 Общий обзор организма.(2ч) Система органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. Проблемы соотношения психического и соматического компонентов здоровья. Глава 3 «Двигатели нашего тела».(2ч) Роль движения в нашей жизни. Арсенал наших двигательных возможностей. Химия и энергетика работающей мышцы. Что такое утомление? Сила мышц и их выносливость.Лабораторная работа №1 «Строение и работа мышц. Анализ мышечных движений».Глава 4 «Исполнители симфонии жизни».(3ч) Кровь как внутренняя среда организма. Гуморальная и нервная регуляция функций организма. Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации. Рефлекс как основа нервной деятельности.Лабораторная работа №2 « Самонаблюдения. Мигательный, коленный рефлексы, одергивание руки при уколе, прикосновение к горячему. Выработка условных рефлексов на речевое подкрепление».Глава 5. Иммунитет (2 ч) Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. История становления иммунологии как науки (Л. Пастер, Э. Дженнер, И. И. Мечников, П. Эрлих, Р. Кох). Пути решения проблемы иммунопрофилактики. Распространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению.ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания. Разработка вакцины.Глава 6. «Поставщики энергии и пищеварительная система на страже здоровья».(3ч) Значение питательных веществ, для организма. Особенности обмена веществ в разном возрасте. Рациональное питание. Режим питания. Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание. Диетическое питание для больных. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-диетолога. Лабораторная работа №3 «Составление суточного пищевого рациона».Глава 7. «Свет мой, зеркальце, скажи...» (6ч) Строение и функции кожи. Производные кожи. Методы лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, светолечение, криотерапия). Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, лишай, парша). Пересадка кожи.Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции. Причины повышения температуры при заболеваниях. Нарушение терморегуляции (ожоги и обморожения). Приемы наложения повязок на условно поврежденное место.Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви. Косметические средства и их рациональное использование. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-косметолога. Домашняя косметика.Глава 8. Репродуктивная система человека (6 ч) Проект «Почему дети похожи на родителей». Характерные признаки мужского и женского пола. Особенности строения мужской и женской половой системы. Биологическая сущность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша. Планирование семьи. Физическая зрелость вступающих в брак. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Этико-психологическая готовность. Гигиена беременной женщины; ранняя беременность и ее последствия. Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и старческого возраста. «Хорошо ли быть бессмертным?» (проблема клонирования).Глава 9. «Наш долг перед будущим».(7ч) Чудесные спирали ДНК. Мужчина и женщина. Генетические болезни человека. Наследование резус-фактора и групп крови. Генетическое определение пола. Методы изучения генетики человека. Хромосомные аномалии. Иммуногенетика, генетические аспекты онкологии. Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности наследования, сцепленное с полом наследование. Лабораторная работа №4 « Определение полового хроматина (телец Барра) у человека».Лабораторная работа №5 «Построение родословной, определение наследственных заболеваний»Глава 10. «Наука будущего» .(4ч) Биотехнология, ее задачи и методы. Химический синтез генов. Ферментативный синтез генов. Перенос генов и хромосом. Искусственная пересадка ядер в яйцеклетки и соматические клетки. Применение генной инженерии в селекции и медицине. Клонирование.

Тематическое планирование

Количество часов

Количество работ

лабораторных

контрольных

Введение

Общий обзор организма

Двигатели нашего тела

Исполнители симфонии жизни

Иммунитет

Поставщики энергии и пищеварительная система на страже здоровья

«Свет мой, зеркальце, скажи…»

Репродуктивная система человека

«Наш долг перед будущим»

«Наука будущего»

Календарно – тематическое планирование

Количество часов

Практические, лабораторные работы

Дата проведения

Введение

Введение. Общее знакомство с курсом «Человек и его здоровье». Предмет и задачи курса. Роль физиологии в развитии науки. Связь физиологии с другими науками. Системный подход к здоровью человека.

Общий обзор организма

Система органов в организме. Уровни организации организма.

Нервная и гуморальная регуляция. Проблемы соотношения психического и соматического компонентов здоровья.

«Двигатели нашего тела»

Роль движения в нашей жизни. Арсенал наших двигательных возможностей. Химия и энергетика работающей мышцы.

№1 «Строение и работа мышц. Анализ мышечных движений».

«Исполнители симфонии жизни»

Кровь как внутренняя среда организма. Гуморальная и нервная регуляция функций организма

Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства.

Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации. Рефлекс как основа нервной деятельности.

№2 « Самонаблюдения. Мигательный, коленный рефлексы, одергивание руки при уколе, прикосновение к горячему. Выработка условных рефлексов на речевое подкрепление».

Иммунитет

Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. История становления иммунологии как науки (Л. Пастер, Э. Дженнер, И. И. Мечников, П. Эрлих, Р. Кох). Пути решения проблемы иммунопрофилактики. Распространение инфекционных заболеваний и приоритетные направления по их сокращению.

ВИЧ-инфекция: пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. Строение и жизненный цикл вируса. Профилактика заболевания. Разработка вакцины.

«Поставщики энергии и пищеварительная система на страже здоровья»

Значение питательных веществ, для организма. Особенности обмена веществ в разном возрасте. Рациональное питание. Режим питания.

№3 «Составление суточного пищевого рациона».


Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание.

Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-диетолога.


«Свет мой, зеркальце, скажи...»

Строение и функции кожи. Производные кожи. Методы лечения организма (иглоукалывание, электрофорез, светолечение, криотерапия).

Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, лишай, парша). Пересадка кожи.

Роль кожи в терморегуляции организма. Обмен веществ и постоянная температура тела. Механизм терморегуляции.

Причины повышения температуры при заболеваниях. Нарушение терморегуляции (ожоги и обморожения). Приемы наложения повязок на условно поврежденное место.

Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви.

Косметические средства и их рациональное использование. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-косметолога. Домашняя косметика.

Репродуктивная система человека

Проект «Почему дети похожи на родителей». Характерные признаки мужского и женского пола. Особенности строения мужской и женской половой системы.

Биологическая сущность оплодотворения. Влияние среды на развитие зародыша.

Планирование семьи. Физическая зрелость вступающих в брак. Сущность социальной готовности к вступлению в брак. Этико-психологическая готовность.

Гигиена беременной женщины; ранняя Гигиена беременной женщины; ранняя беременность и ее последствия. беременность и ее последствия.

Возрастные процессы и особенности: новорожденного и грудного ребенка, подросткового, зрелого, пожилого и старческого возраста


«Хорошо ли быть бессмертным?» (проблема клонирования).

«Наш долг перед будущим»

Чудесные спирали ДНК. Мужчина и женщина.

Генетические болезни человека. Наследование резус-фактора и групп крови.

№4 « Определение полового хроматина (телец Барра) у человека»

Генетическое определение пола.

№5 «Построение родословной, определение наследственных заболеваний»


Методы изучения генетики человека.

Хромосомные аномалии. Иммуногенетика, генетические аспекты онкологии.

Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.

Закономерности наследования, сцепленное с полом наследование.

«Наука будущего»

Биотехнология, ее задачи и методы. Химический синтез генов. Ферментативный синтез генов. Перенос генов и хромосом.

Искусственная пересадка ядер в яйцеклетки и соматические клетки. Применение генной инженерии в селекции и медицине. Клонирование.

Учебно – методическое обеспечение

1. Голубев в. в. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного

возраста. _ М.. 2000г.

  1. Хайрдинова Ю., Ядэшко В., Голубев В. Болезнь легче предупредить. – М.. 1997г.
  1. Белоусова О. С. Вредным привычкам – нет! Изд. 2004г.
  2. Веселова О. В. Наркотики: жизнь или смерть. Изд. 2005г.
  3. Зверев М. Д. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии.
  4. Просвещение 1984г.
  5. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед.институтов. - М.: Просвещение,1991
  1. Пономаренко Л.П.,Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч - М.: Гуманит.изд.Центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Семейный Кодекс Российской Федерации - М.: «Издательство ЭЛИТ», 2005.

МБОУ Климовская средняя общеобразовательная школа №1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО БИОЛОГИИ

« МНОГОЛИКАЯ БИОЛОГИЯ »

для 9 класса

на 2017/2018 учебный год

Учитель: Мельникова Ирина Викторовна

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

на заседании ШМО

Зам. директора по УВР

протокол №1 от

Руководитель ШМО

М.П. Шайдукова

Планируемые результаты освоения элективного курса

В результате изучения элективного курса в 9 классе ученик должен :

называть

общие признаки живых организмов;

признаки царств живой природы, отделов рас тений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

причины и результаты эволюции;

характеризовать

строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

деление клетки, роль клеточной теории в обо сновании единства органического мира;

строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организ мов; организма человека; лишайника как комп лексного организма;

обмен веществ и превращение энергии;

роль ферментов и витаминов в организме;

дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

размножение, рост и развитие бактерий, гри бов, растений и животных, особенности размноже ния и развития человека;

вирусы как неклеточные формы жизни;

обосновывать

взаимосвязь строения и функций органов и сис тем органов, организма и среды;

родство млекопитающих животных и челове ка, человеческих рас;

особенности человека, обусловленные прямо хождением, трудовой деятельностью;

роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особен ности высшей нервной деятельности человека;

влияние экологических и социальных факто ров, умственного и физического труда, физкульту ры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм чело века и его потомство;

меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нару шения осанки, плоскостопия;

влияние деятельности человека на многообра зие видов растений и животных, на среду их обита ния, последствия этой деятельности;

роль биологического разнообразия, регулиро вания численности видов, охраны природных сооб ществ в сохранении равновесия в биосфере;

сравнивать

строение и функции клеток растений и животных;

организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

применять знания

о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращива- ния, мер охраны;

о строении и жизнедеятельности организма че ловека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хране- ния продуктов питания, профилактики отравле ний и заболеваний;

о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

о клеточном строении организмов всех царств;

о родстве и единстве органического мира;

об усложнении растительного и животного ми ра в процессе эволюции, о происхождении челове ка от животных;

Данный курс позволяет познакомить учащихся с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом материале и, главное, рассмотреть важные теоретические вопросы по биологии.

Учащиеся должны познать свои силы и способности, с наибольшей отдачей реализовать свою инициативу, преумножить свои знания и умения- это то, что необходимо современному человеку.

В программу включены научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.

Современная биология не может рассматриваться в отрыве от того социального фона на котором она развивается. Именно поэтому в последнее время на первый план выходит культурообразующая составляющая содержания образования, в соответствии с которой при отрыве знаний следует исходить из их знания в формировании общей культуры учащегося.

Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует поставленным в ней целям обучения и развития мышления школьников.

Программа даёт возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается её содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения.

Материал программы распределён во времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов; использования наиболее эффективных методов обучения.

Цели курса:

Поддержать интерес учащихся к биологии.

Определить готовность учащихся осваивать знания на повышенном уровне.

Создать условия для подготовки к экзаменам по биологии.

Данный курс решает задачи:

Углубить знания об особенностях строения, значения, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных, о неклеточных формах жизни; о взаимодействии генов и молекулярной генетике.

Формировать потребность в приобретении новых знаний и способов их получении путём самообразованию

Формирование навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии.

п/п

Дата

Лаб. раб.

Часы

Клеточное строение организмов- основа единства органического мира

Клетка растений и животных

Рассмотрение клеток растений и животных под микроскопом

Бактерии- Прокариоты Формы, строение,

значение бактерий. Меры борьбы с патогенными бактериями

Клетка грибов.

Сходство растительной, животной и грибной клетки

Демонстрация клетки дрожжей и пеницилла.

Ткани растений и животных

Органы и системы органов животных (внешнее строение)

Органы и системы органов животных (внутреннее строение)

Эволюция и классификация животного мира

Органы и системы органов человека

ЦНС. Строение и функции

Периферическая и вегетативная нервная система человека

Правильное питание и здоровый образ жизни человека

Решение задач на энергозатраты

Решение задач по генетике

Итоговый контроль в форме ОГЭ

Тематическое планирование элективного курса по биологии 9 класс

Литература

Гуляев Г.В. « Задачник по генетике» (М.«Колос», 1980)

Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» (Киров, пед. инст., 1995)

Методическая разработка для уч-ся биологического отделения ВЗМШ при МГУ «Законы Менделя» (Москва, 1981)

Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии (Москва, 1981г.)

Сборник задач по биологии (учебно-методическое пособие для поступающих в мед. инст.) Киров, 1998

1 Клеточное строение организмов- основа единства органического мира

2 Клетка растений и животных. Строение, сходство и отличие.

3 Бактерии -Прокариоты. Формы, строение и значение бактерий. Правила гигиены.

4 Клетка грибов. Строение и функции органоидов клетки. Сходство растительной, животной и клетки грибов.

5 Ткани растений и животных (группы тканей и их функции)

6 Органы и системы органов животных (внешнее строение).

Покровы тела, органы чувств.

7 Органы и системы органов животных (внутреннее строение)

8 Эволюция и классификация животного мира. Палеонтологические и

Профилактика вирусных заболеваний у человека.

15 Решение задач на энергозатраты

16 Решение задач по генетике

17 Итоговый контроль в форме ОГЭ. Решение КИМов по биологии ОГЭ.