Места расселения основных славянских племенных союзов. Расселение восточных славян. Территории и племена восточных славян

Происхождение славян. Расселение и занятия восточных славян.

В истории вопрос о происхождениии первоначальном расселении славян называется вопросом о «прародине» славян. Всегда ли жили славяне там, где живут сейчас?

Самый первый взгляд на эту проблему обосновал монах Киево-Печерского монастыря Нестор – летописец (12век), который поселил славян в верховьях Дуная в римской провинции Норик. Дунайской версии происхождения славян придерживались и такие видные российские историки 19 века, какС.М.Соловьев и В.О.Ключевский.

По мнению советского ученого академика Бориса Рыбакова праславяне занимали широкую полосу Центральной и Восточной Европы от Одера до Дне9пра. Эта полоса, протяженностью с севера на юг около 400 километров, а с запада на восток около 1,5 километров подпиралась на западе горами Европы Татрами и Судетами, на севере доходила до Балтийского моря. Восточная половина праславянской территории ограничивалась с севера Припятью, с юга верховьями Днепра и Ю. Буга и бассейном реки Рось.

Славяне принадлежат к индоевропейской семье народов, в которую также входят германские, кельтские, иранские греческие и индийские народы. В источниках под своим именем славяне появляются сравнительно поздно в 6 веке у готского историка Иордана в греческой транскрипции «склавены». Они известны также под именами венеты, анты, склавены. Причем он говорит также, что венеты, наиболее древнее название славян. Еще раньше о венетах писали античные авторы: Полибий (3 – 2 в. до н.э), Тит Ливий (1 в. н.э.), Птолемей (2 в. н.э.), Тацит (2 в. н.э.).

С конца 4 века славяне включились в мировой миграционный процесс, известный в истории под названием «великое переселение народов». Великое переселение народов началось с вторжения тюркоязычных народов – гуннов, пришедших из Центральной Азии в Причерноморские степи. Они разбили готов, которые ушли на Балканы и в Западную Европу. Задетые гуннами и другими тюркоязычными народами, славяне расселились по трем основным направлениям, которые предопределили постепенное разделение их на три основные ветви – южные, западные и восточные:

На юг – на Балканскмй полуостров. Там впоследствии стали жить южные славяне. К ним относятся сербы, болгары, черногорцы, боснийцы, словенцы, хорваты;

На восток и север – по Восточноевропейской равнине расселились восточные славяне – русские, украинцы и белорусы;
- на запад, на среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы переселились западные славяне – поляки, чехи и словаки.

В восточной Европе славяне встретились с финно-угорскими племенами и расселились среди них. Расселение славян проходило мирно, так как плотность населения была низка и земли хватало на всех. Славяне расселились по всей Восточноевропейской равнине. В 6 веке они объединились в союзы племен. Племя – это объединение родов. В свою очередь племенной союз - формирование, в которое входят несколько племен, связанных не столько единством происхождения, а районом проживания, поскольку территориальные связи преобладали над родовыми.


На среднем течении Днепра и по реке Рось жили поляне;

К северу от них – северяне;

К северу- западу – древляне;

На реке Припять – дреговичи (от «дрягва» - болото);

На реке Сож – радимичи;

На Ильмень – озере и реке Волхов – ильменские словене;

В районе Смоленска и севернее – кривичи;

На северо – востоке (район реки Оки) –вятичи;

На юго – западе (Западная Украина) - уличи, тиверцы, белые хорваты, волыняне.

Соседями славян на севере были северные люди (норманны), которые жили по берегам Балтийского моря в Скандинавии. На Руси их звали варягами (вар – море). Скудные земли Скандинавии выталкивали большие отряды искателей добычи и славы. Во главе этих отрядов стояли викинги. Варяги были прекрасными мореходами и воинами и представляли большую опасность для Европы и восточных славян. Пик вооруженных набегов варягов на земли восточных славян был в 9 веке.

На юге в причерноморских степях кочевали тюркоязычные народы – до 1036 года печенеги , а после их разгрома Ярославом Мудрым их место заняли половцы . Эти кочевники часто нападали на близ лежащие славянские территории.

На Нижней Волге и Придонье в 7 веке образовалось сильное воинственное государствоХазарский каганат. Столицей этого государства был Итиль на нижней Волге. В основном хазарское население было масульманами, однако верхушка хазар приняла религию древних евреев иудаиз м. Это государство жило за счет взимания торговых пошлин, поскольку контролировало нижнюю Волгу, и частых набегов на восточно-славянские земли. Поляне, северяне и радимичи одно время должны были выплачивать им дань.

Через Черное море располагались обширные и богатые владения Восточной Римской империи (Византии) , куда часто с военными и торговыми походами ходили славяне.

На востоке соседями славянских народов были финно-угорские племена – меря, мурома, мордва, марийцы. В 7 веке на средней Волге и Каме было образовано государство Волжская Булгария. Оно долгое время представляло опасность для Руси.

На западе славяне соседствовали с поляками и венграми.

На складывание государства, занятия его жителей влияют такие факторы, как географическое положение, климатические и природные условия. Место расселения восточных славян – это Восточно-Европейская равнина. В отличие от Западной Европы она лишена больших гор. Равнинный рельеф способствовал тесному общению и сближению восточноевропейских племен, с одной стороны. С другой стороны, равнина и отсутствие естественных препятствий облегчало завоевательные походы соседей. Тем более, что Восточно-Европейская равнина лежала на соединении путей из Азии в Европу.

Климат был резко континентальный: на смену жаркому и короткому лету приходит долгая и снежная зима. Территория расселения восточных славян изобиловала лесами и реками.

Эти природные условия обусловили образ жизни и основные занятия славян.

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне - это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

Венеды (жили в бассейне реки Вислы) - западные славяне.

Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) - южные славяне.

Анты (жили между Днепром и Днестром) - восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Словене ильменские

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Новгород, Ладога

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Полоцк, Смоленск

Полочане

Южнее Западной Двины

Дреговичи

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Древляне

Южнее реки Припять

Искоростень

Волыняне

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Белые хорваты

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Между Днестром и Южным Бугом

Северяне

Территории вдоль реки Десны

Чернигов

Радимичи

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды - дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство - Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI-IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог - бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог - бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог - бог ветра и воздуха, Мокошь - женская богиня, Перун - бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Древними славянами называют раннесредневековые племена, проживавшие в VI-VIII веке, когда на территории Евразии происходило активное расселение. В письменных источниках, первые упоминания о них датируются VI веком нашей эры. Сегодня мы с вами познакомимся с происхождением, расселением и занятиями древних славян.

Происхождение

Прежде чем рассмотреть занятия древних славян, поговорим об их происхождении и расселении. Однозначно славянскими ученые определяют такие археологические культуры VI-VII веков:

  1. Пражско-корчакскую (верхняя Эльба - средний Дунай).
  2. Пеньковскую (средний Днестр - Северский Донец).
  3. Колочинскую (Гомельская и Брянская области).

Киевскую археологическую культуру II-IV веков большинство ученых считает предшественником перечисленных выше культур. Касательно еще более ранних периодов в истории славян, авторитетом пользуются предположения В.В. Седова. Ученый считал, что к раннеславянским культурам можно отнести культуру подклешевых погребений IV-I века до нашей эры, которая после миграции кельтских племен преобразовалась в пшеворскую. В Польше кельты ассимилировались со славянами, которых ученый ассоциирует с венедами. О славянском происхождении венедов впервые было упомянуто готским историком Иорданом в VI веке нашей эры.

Во II-III вв. происходила миграция пшеворских племен из Висло-Одерского региона в сторону междуречья Днепра и Днестра, которое тогда заселялось позднескифскими и сарматскими племенами. Одновременно с этим происходило перемещение германских племен готов и гепидов на юго-восток. Так в районе от нижнего Дуная до лесостепного левобережья Днепра образовалась полиэтническая культура с преобладанием славян. При славянизации местных скифов и сарматов, в Приднепровье сформировался новый племенной союз, который в византийских источниках нарекли антами.

По данным В.В. Седова, принадлежность антов к славянам несомненна. Верования, язык и занятия у древних славян и антов были практически одинаковыми. Однако византийские историки VI века отмечали, что между антами и славянами был ряд различий, кроме территориальных. Вероятно, что они были отдельными племенными образованиями, также имели отличия этнографического характера.

По мнению Седова, из антов произошло пять славянских племен: сербы, хорваты, уличи, тиверцы и поляне. Когда VII век приходил на смену VI, анты были союзниками Римской империи и подняли восстание против аваров. У аваров на тот момент было достаточно сил, чтобы полностью уничтожить противника. Произошло это или нет неизвестно, однако после войны 602 года упоминания об антах исчезли со страниц источников.

Славянское население Европы было представлено племенными союзами, каждый из которых мы кратко рассмотрим ниже.

Дулебы

Этот племенной союз древних славян, расселение и занятия которых мы рассматриваем, начиная с VI века, обитал в бассейне Буга и притоков Припяти. Исследователи признали дулебов одними из наидревнейших восточнославянских этнических групп. Как и у многих других древних славян, занятия дулебов были связаны в основном с земледелием. Именно из дулебов позже образовались племенные союзы - волыняне и древляне. В седьмом веке дулебы подверглись нападению аваров. В 907 году они участвовали в походе на Константинополь под предводительством князя Олега. В X веке объединение распалось, а его земли вошли в состав Киевской Руси.

Волыняне

Этот племенной союз заселял обе стороны Западного Буга и район около истока реки Припять. Предположительно предками волынян были дулебы. В русских летописях эта этническая группа встречается впервые в 907 году, когда ее представители в качестве толковинов (переводчиков) принимали участие в упомянутом выше походе на Византию. В 981 году князь Владимир подчинил себе земли, на которых обитал этот племенной союз. Так появился город Владимир-Волынский.

Вятичи

Племенной союз, обитавший в бассейнах верхней и средней части реки Ока, а также по реке Москва. Их родоначальником, судя по «Повести временных лет», был Вятко, пришедший от поляков со своим братом Радимом - родоначальник радимичей. Согласно археологическим наблюдениям, расселение вятичей произошло с территорий Днепровского левобережья или верховья Днестра. Многие исследователи считают субстратом вятичей местное балтское население. В бассейне Оки племенной союз расселялся в VI-VIII веках. В качестве союзников он принимал участие в походе на Византию, однако долгое время не зависел от киевских князей, оставаясь язычниками. К XII веку территория вятичей была поделена между Черниговским, Рязанским и Ростово-Суздальским княжествами.

Древляне

Это племенной союз на протяжении четырех веков (VI-X) занимал территорию Полесья и правобережье Днепра, около рек Тетерев, Уборть, Уж, и Ствига, находясь немного западнее полян. Район его проживания совпадает с районом лука-райковецкой культуры. По объяснению летописца, название "древляне" связано с их предпочтением обитать в лесах. На землях этого племенного союза были обнаружены захоронения с трупосожжением в урнах, которые хоронились в бескурганные могильники. Ближе к VIII веку начали распространяться погребения в курганах, к X - безурновые захоронения, а к XIII - трупоположения в курганах.

Из-за отсутствия в могилах древлян оружия, можно полагать, что они были мирным племенем как и многие другие древние славяне. Жизнь и занятия древлян строились вокруг земледелия, выращивания домашнего скота и прочих промыслах (гончарный, кузнечный, ткацкий, кожевенный). В 883 году князь Олег покорил их и наложил на них дань. В 945 году князь Игорь отправился к древлянам за данью и решил взять больше чем положено, за что был убит. Месть вдовы Ольги была жестокой. Она спалила город Искоростень - столицу древлян, взяла в плен старейшин, часть людей убила, еще часть взяла в плен и лишь некоторых оставила для уплаты дани. Вся земля племени тогда была присоединена к киевскому уделу.

Дреговичи

Точные границы обитания этого племенного союза до сих пор не установлены. Ряд исследователей, в том числе и В.В. Седов, полагают, что они в VI-IX веках занимали земли средней части бассейна реки Припять. Заселяя Беларусь, дреговичи шли с юга на север, что указывает на южное происхождение племени. Согласно летописи, дреговичи, древляне, поляне и кривичи, произошли от осевших на белорусских землях племен хорутан, сербов и белых хорватов, которые пришли туда в VI-IX вв. В X веке, земли дреговичей перешли в состав Киевской Руси, а еще позже - Полоцкого и Туровского княжеств.

Кривичи

Этот племенной союз VI-XI вв. проживал на территории нынешней Смоленской, Брянской, Псковской, Могилевской и Витебской области, а также восточной Латвии. Он был сформирован из местного балтского и пришлого славянского населения. Кривичей разделяют на две крупные группы: полоцко-смоленскую и псковскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей были найдены украшения балтского типа. В «Повести временных лет» указано, что в середине IX века, кривичи платили дань «заморским» варягам, а несколько позже пригласили Рюрика с братьями на княжение. В 882 году князь Олег пошел на Смоленск и взял его. Как и другие племена славян, они ходили с ним на Византию и платили дань. В XI-XII веке на территории расселения кривичей образовались Смоленское и Полоцкое княжества.

Поляне

Этот племенной союз славян обитал в районе современного Киева. Так как территория его расселения находилась на стыке целого ряда археологических культур, происхождение полян остается неясным. Примерно до средины VIII века, поляне были в оборонительном положении относительно соседствующих племен, но культурное и экономическое превосходство позволило им перейти в наступление. В результате к концу IX века им были подвластны древляне, северяне, дреговичи и многие другие племенные союзы. Раньше других у полян водворилось и христианство. Центральным городом полянских земель был Киев. С этим племенным союзом связана одна из главных версий происхождения Руси, которая упоминается в «Повести временных лет».

По данным ученых, эта версия выглядит более правдоподобно, нежели «варяжская легенда». Древнерусский автор считал полян славянами, которые стали первыми использовать для своей идентификации слово «русь». По словам летописца Нестора, поляне резко отличались от соседей по нравственным свойствам и формам общественного была. Во второй половине X века на земли полян пришел еще один народ, который многие историки называют рутами-русами, пришедшими из Великой Моравии. Со временем поляне и русы смешались и стали говорить на славянском языке, а их союз получил название поляне-русь.

Радимичи

Народ обитал в Верхнем Поднепровье в VIII-IX вв. Его родоначальником был Радим и его брат Вятко, которые пришли «от ляхов». В IX веке радимичи выплачивали дань Хазарскому каганату. В 885 году их подчинил князь Олег. Последнее упоминание об этом племенном союзе датируется 1169 годом, когда его территория была поделена между Черниговским и Смоленским княжеством.

Северяне

Северяне - племенной союз, обитавший в бассейнах рек Десна, Сула и Сейм. Со стороны запада их соседями были дреговичи и поляне, а со стороны севера - вятичи и радимичи. Ученые соотносят этот племенной союз с носителями волынцевской культуры, проживавшими на левом берегу Днепра в VII-IX вв. Как и в случае с другими древними славянами, занятия северян были сосредоточены вокруг земледелия. В IX веке они выплачивали дань хазарам, пока в 882 году не были подчинены киевским князем Олегом. Позже на территории северян образовалось Черниговское княжество.

Словене ильменские

Этот племенной союз проживал в Новгородской области, близ озера Ильмень, недалеко от кривичей. Вместе с соседями словене ильменские участвовали в призвании варягов. Воины этого племенного союза воевали за дружину князя Олега и ходили на полоцкого князя Рогволда под предводительством Владимира Святославовича.

Тиверцы

Это восточнославянское племя проживало в междуречьях Прута, Днестра и Дуная, в том числе на Буджанском побережье Черного моря. Тиверцы участвовали в походах князей Олега и Игоря. В середине X века они стали входить в состав Киевской Руси, а в начале XII - ушли на север под давлением половцев и печенегов, смешались с другими славянскими племенами.

Уличи

Уличи, судя по «Повести временных лет», проживали в нижних течениях Буга, Днепра и на побережье Черного моря. Город Пересечен был центром племенного союза. Долгое время уличи оказывали киевским князьям сопротивление. В отличие от большинства восточнославянских племен, они не принимали участие в походе на Константинополь под предводительством князя Олега. На рубеже 940-х, воевода Свенельд целых три года осаждал Пересечен. Под натиском кочевых племен, уличи все-таки отошли на север и вошли в состав Киевской Руси.

Теперь поближе познакомимся с занятиями, бытом, нравами и обычаями древних славян.

Быт и обычаи

Древние славяне были оседлым земледельческим народом, который знал толк в выращивании полезных растений. Они разводили домашних животных, промышляли рыбалкой и охотой, а также совершенствовали свои навыки в некоторых ремеслах. Предки не имели амбиций касательно соседних земель, поэтому военное дело никогда не входило в перечень основных занятий древних славян. Как показывает лингвистический анализ, славяне начали осваивать оседлый образ жизни еще тогда, когда были частью индоевропейских народов. Они умели молоть хлебные зерна и делать из них муку, из которой в результате получался добротный хлеб. Из муки и хмеля делали дрожжи, брагу и пиво; из льняных и конопляных волокон - пряжу, из кожи животных - сапоги, а из кожи с шерстью - кожухи и шубы. Еще до разделения, славянам были известны способы обработки некоторых металлов. Древнейшие поселки, обнаруженные археологами, относятся к V-VI векам до нашей эры. Находки, добытые в этих раскопках, позволяют современному человеку восстановить картину жизни древних славян: быт, нравы, обычаи и занятия.

Свои поселения древние славяне не укрепляли. Они жили в постройках, которые были немного углублены в почву; в наземных домах, каркас которых держался на врытых в землю столбах. При раскопках поселений и могил древних славян были найдены кольца, застежки, булавки, а также разнообразные керамические изделия (миски, горшки, кувшины, кубки, амфоры). Позже славяне начали строить свои дома в труднодоступных для врагов местах - на болотах или высоких берегах водоемов. Так как главным хозяйственным занятием древних славян было земледелие, для поселений они выбирали районы с плодородными почвами. В холодное время года славяне перебирались в полуземлянки, в которых обустраивались глинобитные или каменные печи.

Общественно-политический строй

Политической основой восточнославянских племенных союзов были институты так называемой военной демократии. Их возглавляли князья, которые выполняли управленческие и военные функции. Они опирались на дружину и воинское братство, состоящее из профессиональных военных. Княжеская власть носила догосударственный характер. Она была авторитетно-властным полномочием и обязанностью, а не авторитарно-властным господством и привилегией. Кроме князя и дружины, важную роль в общественно-политической деятельности играло народное собрание «вече» и совет старейшин.

Прежде чем появились первые признаки государственности, славяне жили общиной, в которой постепенно закреплялось такое понятие как частная собственность. Каждая семья имела право на владение лядиной - участком расчищенной земли.

Интеграция племенных союзов восточных древних славян, занятий и быт которых мы рассмотрели, привела к образованию в IX веке нескольких геополитических центров. На юге выделились поляне с центром в Киеве, а на северо-западе - словене, с центром сначала в Ладоге, а затем в Новгороде. Когда эти два центра объединились, образовалась новая организационная форма общества, получившая название Древнерусское государство.

Религия

Рассматривая происхождение, расселение, занятия и быт древних славян, нельзя упустить такой важный аспект как религия. Как и большинство народов того времени, древние славяне были язычниками. Письменные религиозные тексты от первоисточника отсутствуют, точной информации о верованиях этих племен нет. Источниками по данному вопросу выступают, разве что тексты арабских и греческих путешественников, археологические памятники и этнографические сведения.

Довольно широко у славян были распространены тотемические верования. Характерными тотемными были звери: лось, медведь и кабан. Постепенно восхваление животных-предков преобразовалось в почитание священного животного определенного божества. Так, у Перуна священным был кабан, а у Велеса - медведь. Общеславянского пантеона божеств, который можно было бы считать единым, так и не было создано. Последняя попытка создать нечто подобное была предпринята в 980 году князем Владимиром. В созданный им киевский пантеон вошло шесть божеств. Их подбор служил политическим целям, чем отображал истинные верования киевлян.

Во главе пантеона стоял бог Перун, который считался покровителем князей и воинской дружины. На втором плане стояли божества: Стрибог, Хорс, Симаргл, Даждьбог и Макошь (единственное женское божество этого пантеона). Тем временем, Велес - один из наиболее уважаемых народом богов, покровитель богатства, торговли и скота, в княжеский пантеон включен не был. Это было довольно странным решением, учитывая основные занятия древних славян, кратко изложенные выше.

Все же Велесу отдали должное - его идол был установлен у подножия Старокиевской горы на Подоле. Данная религиозная реформа не увенчалась успехом, поэтому было принято решение заменить существующую веру на византийскую. В 988 году Русь приняла христианство. Славянское язычество кануло в лету, однако его отголоски и по сей день можно встретить в народной культуре в виде верований, сказок, гаданий, песен и обрядов.

В заключение

Сегодня мы рассмотрели расселение, род занятий, верования древних славян. В заключение стоит отметить, что эти племена проживали в VI-VIII вв. на территории восточной Европы. Жизнь и занятия древних славян были преимущественно мирными, направленными на созидание и развитие.

2. Происхождение и расселение славян.

Проблемы происхождения народов, этнических общностей относятся к числу наиболее сложных в историографии. Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев - от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке (это северные склоны Карпат, долина Вислы и бассейн Припяти).Из этих мест славяне расселялись во всех направлениях, по всей Восточной Европе.

История славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. Все они с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тысячелетия н. э. (чаще всего с VI века), то есть тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.

Античные авторы знали славян под различными именами: венеды, анты, склавины; но, прежде всего, под именем венедов. Впервые это название встречается в Естественной истории Плиния (середина I века н. э.). Плиний называет венедов в числе народов, соседствующих с группой германских племен - ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, венедами, скифами, гиррами». Скорее всего, это были области в бассейне реки Вислы и, может быть, более восточные земли.

К концу I века н. э. относятся сообщения о венедах Корнелия Тацита. Тацит указывает, что венеды жили между народами певкинов (северная часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Точное место локализации венедов указать невозможно. Трудно сказать к тому же, были ли венеды времен Тацита славянами. Существует предположение, что венеды в то время ассимилировались славянами и получили их имя. И если о венедах Тацита можно спорить, то венеды уже более поздних авторов - это несомненно славяне.

Таким образом можно выделить 2 признака схожести венедов и славян:

    Венеды на рубеже 1-2 веков н.э занимали территорию на которой с 7 века мы видим действительно славян

    Имена венеды, славяне, словены содержат созвучные вен вян

Достаточно ли этого? К сожалению нет единого языка и археологических культур.

Более точны сведения о славянах середины I тысячелетия н. э. Теперь славяне называются своим именем - словены. Византийские авторы описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова. Византийскими авторами сообщаются сведения о разных сторонах жизни и быта славян.

Более существенные сведения имеются в труде готского епископа Иордана. По Иордану, венеды - суть славяне. Из его труда видно, что в VI ве­ке славяне заселяли широкую полосу, простиравшуюся от Среднего Придунавья до Нижнего Днепра.

Информацию о восточных славянах дают нам не только византийские авторы, содержится она и в описаниях крупнейших арабских географов 2-й половины IX-X вв. О славянах имеются и полулегендар­ные сведения в скандинавских сагах, во франкском эпосе, германских сказаниях.

Места проживания древних славян, получившие название «прароди­ны», определяются неоднозначно.

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, был летописец Нестор - автор «Повести временн‹х лет». Он определил территорию славян по нижнему течению Дуная и Паннонию. С Дуная начался процесс расселения славян, то есть речь идет об их миграции. Киевский летописец явился родоначальником миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская», или «балкан­ская». Дунайскую «прародину» славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз во главе с дулебо-волынянами. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII-VIII вв. Так же в повести ПВЛ упоминаются норики, как первые славяне. В настоящее время известно достаточно много, чтобы полностью опровергнуть эту версию. Ни их язык ни культура не дают каких либо оснований связывать их со славянами. Т.к. соотнесение нориков и славян у средневекового историка могло возникнуть в следствие того, что уже в 6 веке норик был 1 провинцией рима заселенный славянами, и за этим новым населением какое-то время сохранилось имя жителей провинции.

К эпохе средневековья восходит зарождение еще одной миграционной теории происхождения славян - «скифо-сарматской». Впервые она зафикси­ро­вана Бавар­ской хроникой XIII века, а позднее воспринята многими западно-европейскими авторами. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья рассеялись на запад и юго-запад.

Третий вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А.И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений славян якобы показывают, что они получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.

Четвертый вариант миграционной теории дал академик А.А. Шах­ма­тов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II-III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А.А. Шах­матова, была вторая прародина славян. Когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулась на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.

Существует ряд других теорий миграционного происхождения славян и их «прародины» - это и «азиатская», выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина», это и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, - и ряд других теорий.

В противоположность миграционным теориям признается автохтонное - местное происхождение славян. Согласно автохтонной теории, славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии.

Автохтонная теория отмечает сложность процесса образования славян. Первоначально складывались мелкие отдельные разрозненные древнейшие народы на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные и, наконец, в исторически известные народы. Выделяются протославянский, пра­славянский и собственно славянский периоды.

Предки протославян в результате своего культурного сближения дали славянство. Этот процесс археологами прослежи­вается до н. э. с III тысячелетия до I.

Праславянский период начинается с конца I тысячелетия до н.э. Устанавливается культурная, а также и языковая общность. Значительная часть праславян была включена в орбиту скифского влияния. В VI-VII вв. завершается период праславянской истории. Расселе­ние славян на обширнейших пространствах, их активное взаимо­действие с иными народами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка на отдельные славянские языки.

В VIII-IX вв. наступает период собственно славянской истории, формирование союзов, образование государств. Происходит скла­ды­ва­ние современных славянских народов.

Таким образом, были 3 версии первоначального расселения:

    Дунайская

    Карпатская

    Босейн реки вислы которая в современной историографии предпочтительна

    Западное – бассейн реки Эльбы,

    Южное – балканы

    Восточное – восточно европейская равнина.

Та же особое место в жизни славянского мира во время великого переселения народов занимали отношения с кочевыми народами степи. В к. 4 века готский племенной союз был разбит тюрко-язычными племенами гуннов, пришедшими из центральной Азии, в подчинении которых были славяне по мнению Иордана.

На новых местах племена называют по месту проживания, например если около реки Буг то название племен бужане, вокруг озера ильмень ильменские словяне. Либо по имени предводителя. С 6-9 века славяне расселяются по восточно-европейской равнине вдоль рек. Расселение имело интенсивный характер и делилось на 2 механизма: переселение из за ведения подсечно-огневого земледелия, в результате которого каждые 15 лет поселок передвигался. И расселение только мужской части населения.

Вопрос о прародине славян составляет предмет давнего спора в отечественной исторической науке. Предки славян являются коренным населением центральной и восточной Европы. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье, в которую входят также германская, балтская, романская языковые группы, а также языки многих народов Среднего Востока и Индии. На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. древние индоевропейцы постепенно расселяются на значительной территории Евразийского континента, достигая на севере районов Прибалтики и Скандинавии, на западе доходя до Атлантики, на востоке осваивая территории Ирана и Индии, а на юге v Средиземноморья. Территория прародины славян в соответствии с различными концепциями помещалась то в Среднем Подунавье, то между Одером и Вислой, Днепром и Одером. Наконец, ее искали в Припятском Полесье . Вопрос о происхождении (этногенезе) славян и их выделении как особого этноса является также дискуссионным в научной литературе. Время выделения этнических славян датируется от III тысячелетия до н. э. до первых веков н. э. Сложность этой проблемы заключается в том, что под своим именем («словене») славяне появляются лишь в источниках, датируемых VI веком н. э.

Согласно версиям, представленным археологами, древнейшие славянские племена проживали на территории Восточной Европы уже с середины I тысячелетия до н. э. а к концу II века до н. э. на территории южных и центральных районов современной Польши и западнее локализуется пшеворская культура . носители которой (особенно ее восточной части) относятся к праславянам. Происходит постепенное продвижение памятников пшеворской культуры к Поднестровью и Днепру. Во II веке формируется черняховская археологическая культура, которая, по мнению ряда современных исследователей, также является праславянской. Она охватывала значительную территорию лесостепной и степной зоны в полосе от левого берега Днепра до низовьев Дуная. Судя по всему, черняховская культура наряду с праславянами содержала элементы ираноязычных народов, проживавших на этой же территории. К последним относятся племена, которые на рубеже новой эры оказались в Северном Причерноморье вместо скифов, — сарматы. Уступив со временем другим ареал своего проживания другим племенам, эти ираноязычные народности сместились на Северный Кавказ, где их потомками стали современные осетины. В конце II века н. э. из низовьев Вислы к северным берегам Черного моря переместились германские племена готов и гепидов.

С конца IV века н. э. племена Восточной Европы оказываются вовлеченными в грандиозное миграционное движение, полностью перекроившее как этническую, так и политическую карту континента на протяжении IV — VIII веков. Это явление носит название Великого переселения народов. Начало активизации миграционных процессов положили тюркоязычные кочевники v гунны, вторгшиеся из Центральной Азии в Причерноморские степи в конце IV века. Разбив готов, готы заставили их уйти на Балканы, а затем в Центральную и Западную Европу (в пределы Римской империи).Овладев Северным Причерноморьем, гунны, кочуя между Волгой и Дунаем, образовали огромное воинственное государство. в котором были объединены покоренные ими многочисленные племена. Наибольшую известность в середине V века приобрел гуннский предводитель Атилла, совершавший опустошительные походы от Константинополя до Галии и Северной Италии. После 453 года могущество гуннского союза племен в результате междоусобиц и восстаний покоренных народов стремительно падает. Вместо гуннов из Азии в VI веке на просторы причерноморских степей выдвигается новое тюркоязычное племя v авары, сохранявшие своЕ могущество в Причерноморье и на равнинах в современнрй Венгрии до VIII века. Одновременно к VI веку археологическими данными достоверно определяются собственно славянские археологические культуры v пражско-корчакская и пеньковская. Именно со второй половины VI века славяне становятся главным действующим лицом Великого переселения народов, которое примерно с VI v VII веков в исторической литературе именуется расселением славян .

Расселение славян во второй половине I тысячелетия на европейском континенте проходило по трем основным направлениям: на юг v Балканский полуостров, включая Пелопонесс, на восток и север v по Восточно-Европейской равнине; на запад v в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы. На всех направлениях в процессах миграции участвовали носители как пражско-корчакской, так и пеньковской археологических культур. В результате славянского расселения ими были заселены обширные пространства Восточной, центральной и Юго-Восточной Европы. В ходе расселения по Восточно-Европейской равнине славянские племена пришли в соприкосновение с проживавшими в VI веке к северу от Припяти, десны и в верхнем течении Оки балтоязычными племенами. А в междуречье Волги и Оки и далее не север и северо-запад обитали финно-угорские племена (предки современных эстонцев, финнов, карелов, марийцев, мордвы, вепсов и др.). Проникновение славянских племен в северные районы Восточно-Европейской равнины носило в основном мирный и постепенный характер. Мирное сосуществование славян с балтами и финно-угорскими племенами приводило к их ассимиляции.

В ходе перемещений и расселения (VI v VIII века) у славян . так же как и у германцев, шла постепенная ломка родоплеменных отношений. Одновременно расселение по Европе служило и мощным толчком к активной дифференциации славян . Согласно лингвистическим данным, на рубеже VII-VIII веков происходит распад праславянской языковой общности и начинается формирование отдельных славянских языков. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, носившие уже исключительно территориально-политичесий характер. Их название чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, поляне v живущие в поле; древляне v живущие в лесах) или названия реки (например, бужане v от реки Буг, мораване v от реки Моравы). Структура этих общностей была двухступенчатой: несколько относительно небольших образований, которые условно можно определить как «племенные княжества «, составляли, как правило, более крупные — «союзы племенных княжеств».

Три направления расселения славян предопределили постепенное разделение их на три основные ветви: восточные, западные и южные. На территории Восточно-Европейской равнины, как известно из летописных источников, к VIII v IX векам сложилось 12 славянских союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье обитали поляне. К северо-востоку от них жили древляне. Западнее древлян, вплоть до Западного Буга, — волыняне (бужане). В верховье Днестра поселились хорваты (часть крупного праславянского племени, распавшегося в VI v VII веках на несколько частей). Ниже по Днестру v тиверцы, а южнее полян в Поднепровье v уличи. На днепровском Левобережье в бассейнах рек Десна и Сейм располагался союз славянских племенных княжеств, носивший наименование Север, в бассейне реки Сож (левый приток Днепра, севернее Десны) жили радимичи, а на Верхней Оке v вятичи. Между Припятью и Двиной. к северу от древлян, обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги v кривичи. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе озера Ильмень и рек Волхов и Мста до Финского залива, носила название словене, совпадающее с общеславянским самоназванием.