Казанская чудотворный образ. История чудотворного списка. Почитаемые списки Казанской иконы

Чудотворная икона Казанской Божьей Матери – одна из самых почитаемых у православных верующих России. Одигитрия (с греческого Путеводительница), изображенная в образе Казанской Богоматери, многие века помогает людям найти свой путь к просветлению, обрести веру, избавиться от хвори и одержать победу над врагами.

Значение Святыни связано с историей ее появления. Икона открылась людям в 1579 году двадцать первого июля. В это смутное время жители Казани страдали от масштабного и разрушительного пожара. Люди терпели большие убытки, теряли крышу над головой и от отчаяния их вера в Бога стала ослабевать. Многие думали, что Всевышний прогневался на горожан и оставил их.

Матрона Анучина – девочка десяти лет, жила в семье одного из погорельцев — стрельца Даниила. Именно она поведала родителям о своем видении, в котором к ней пришла Богородица и настоятельно просила достать из погоревшей земли икону с ее изображением.

Слова Матроны приняли всерьез только после третьего видения девочке. Она настояла, чтобы родители отвели ее на место пожара и указала место находки. Извлекая из земли Икону, верующие удивились ее красоте, сиянию и совершенству.

Почему Святой Образ не пострадал, осталось загадкой, но то, что Икона обладает чудотворной силой, поняли сразу, пока несли в Казанский Благовещенский Собор. Во время крестного хода прозрели два слепца и воскликнули о своем исцелении. Православные, утратившие свою веру в слезах стали молиться о прощении, избавлении от бед и болезней, защите от всех невзгод.

Победы русского ополчения, благословленного Иконой

Шесть столетий 21 июля отмечают «Явление образа Богоматери» — один из самых именитых дней для православных России и верующих других стран. Во всех храмах проходит служба, читают молитву Патриарха всея России Гермогена и тропарь иконе.

Оригинал Святыни был украден во времена бедности и отчаяния крестьянского (1904 году). По одной из версий, вор распродал драгоценные украшения с иконы, а сам лик Богоматери на деревянной подложке сжёг в печи. Но, известная икона обрела сотни списков, разъехавшихся по всему миру и хранившихся по сей день.

Считается, что самые ранние списки Казанской Богоматери обладают такой же исцеляющей силой. Самая ранняя работа шедевра хранится в Московской Третьяковской галерее и датирована 1606 годом.

Другой экземпляр, более приближенный к старинному образу Иконы, хранится в Санкт-Петербурге в Соборе Князе-Владимирском. Сравнительно недавно Православная Церковь России обрела новую копию Иконы Казанской Божьей Матери в подарок от Католической Церкви Ватикана.

Образ Святыни в истории России

Значение Иконы многогранно, как уже было сказано, она считается Путеводительницей. Ее благодать распространяется, как на простых людей, так и знатных особ. У ее образа молят о защите, здоровье детей (ведь не даром видение было ребенку), благословляют молодые пары перед обрядом венчания.

В ее покровительство верят простые солдаты и именитые генералы. В период захвата Москвы (1612 год) польскими и литовскими оккупантами, русские войска просили помощи у Богоматери о заступничестве. В решающем бою во главе с князьями Мининым и Пожарским полка одержали победу.

Датой победы с 1649 года принято считать 4 ноября, когда в России отмечается праздник – День народного единства. И каждый раз в этот день вспоминают божественный образ Казанской иконы. Во всех храмах проводят службы и молятся на лик «…Пречистой Богородицы, предваряющей на помощь и избавляющей от всяких бед и зол…».

Молился перед ликом Богоматери Первый, веря, что Божья Матерь поддержит его реформы и укажет верный путь для России. Просил благословения у Казанской Путеводительницы Кутузов, чтобы отвадить от российских земель Наполеона и французскую армию.

О чем просят у чудотворных списков и где хранят

Благодатную силу от лика Казанской Богоматери верующие могут почувствовать не только в храме, но и стенах собственного дома. Часто, после утренней или вечерней молитвы, образ Святой приходит во сне.

После, людям приходит озарение, они знают ответы на свои вопросы, не сомневаются в своих действиях, поступках. Многие просят не только за себя, но и за близких, родных. Чудотворная икона сохраняет гармонию и стабильность в семье.

Хранят Казанскую икону у постели с младенцем, в спальне молодоженов, в столовой, где собираются за обедом все родные. Святыня бережет домашний очаг, благосклонна к детям, покровительствует молодым девушкам, вступающим в брак.

Путеводительница подскажет дорогу и мужчинам, потерявшим уверенность в себе, в завтрашнем дне. Она излечивает от телесных страданий, в особенности, заболеваний зрения, устраняет боль душевную, подсказывая выход и направление.

Икона уберегает от ошибок и дерзких решений подростков, стремящихся быстро самоутвердиться среди сверстников. Уберегает от напастей, дарует просветление и наводит на добрые цели тех юношей и девушек, которых окружение считает смешными, убогими, чудными.

Обращаясь к Чудотворному образу Богородицы, следует успокоиться и быть максимально отрешенным от негативных мыслей или раздражающих воспоминаний. Начиная свое общение с иконой, следует зажечь свечи и опуститься на колени.

Утренняя молитва – самая действенная и сильная. Проснувшись, умойтесь святой водой и перекреститесь, настройте себя на позитивное общение с близким и лучшим другом (Казанской Богоматерью).

Немного фактов

  • 21 июля и 4 ноября проходят праздничные богослужения в честь Чудотворной Иконы Казанской Божьей Матери, покровительницы России;
  • Одигитрия – Путеводительница – образ, изображенный на Святыне. Он считается один из наиболее распространенный среди иконописцев, изображающих Божью Матерь с младенцем Иисусом;
  • Казанская икона открыла свой чудотворный лик в 1579 году и с тех пор стала самой почитаемой в Православном мире России;
  • Пречистая Богородица благословляет молодоженов на счастливый брак, избавляет от слепоты, указывает путь духовного просветления, придает сил и храбрости солдатом-освободителя земель русских от недругов, настраивает на гармонию и любовь детей и родителей, способствует примирению поссорившихся супругов,
  • 1904 года 29 июня из Казанского Богородицкого монастыря подлинник иконы похитили вместе с ликом Иисуса Спасителя, украшенного драгоценными камнями и золотом. Вором оказался крестьянин двадцати восьми лет по имени Варфоломей Чайкин. Он продал драгоценности, а божественный образ сжег в печи собственного дома. Но следователей смущал тот факт, что вор впоследствии несколько раз менял свою версию показаний;
  • Чудотворный подлинник сохранился и находится на Арском кладбище в Ярославском храме Чудотворцев – именно так гласит одна из версий, согласно которой настоятельница Казанского монастыря каждую ночь подменяла оригинал одинаковым списком, тем самым сохранив Святыню на Родине.

Традиции и приметы на день памяти Чудотворной иконы

С древности Иконе предавали сакральный смысл. Необъяснимая сила святого лика была всеобъемлющая. Все удивительное в день памяти Казанской Богоматери (4 ноября) люди пытались связать в народные приметы, суеверия.

Крестьянам в этот день было принято разбрасывать соль на полях и в собственном огороде. Это обещало щедрый урожай от земли-матушки, хорошую погоду для посева зерна. После этого владения обходили с иконой и устраивали сытую обедню на поляне.

Молодые девушки могли в этот день гадать на суженого. Для этого нужно было выйти в березовую рощу и отыскать на ветках лист, покрытый инеем. Обладательницу листа ожидали смотрины и богатый выбор хороших женихов.

Ясный солнечный день в эту дату обещал дальнейшее похолодание, а морозное утро наоборот скорую оттепель. Желательно, чтобы в этот день пошел дождь или морось – значит следующий год будет очень урожайным.

Посетить службу, причаститься и исповедаться было самым важным условием традиционного праздника. Это обещало благополучие и здоровье всем близким, радость и пополнение в семье, достаток и гармонию.

Сыграть свадьбу четвертого ноября – отличный повод увериться в долголетии брака. Семейный союз должен быть крепким и счастливым. Знакомиться в этот день с противоположным полом тоже хороший знак. Возможно, этот человек не станет спутником жизни, но верного и надежного друга вы точно обретете.

Чего стоит остерегаться

В день памяти Казанской Божьей Матери не стоит выполнять тяжелой физической работы, если она не срочная и ее можно отложить на другой день. Даже простым хобби (вязание, рукоделие) не рекомендуется заниматься на праздник. Посвятите это время молитве, созерцанием святого лика, общению с близкими.

Женщинам, ухаживающим за младенцами или тяжело больными разрешается в этот день заниматься своими повседневными делами, требующими сил и энергии. Бог увидит эту необходимость и простит согрешивших.

В этот день особенно грешно затевать генеральную уборку или ремонт. Это следует сделать до праздника или после памятной даты. Не стоит четвертого ноября планировать путешествие или командировку. Поездка может оказаться весьма неудачной. Новый знакомства в пути могут отвести от вас благополучие.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Православные День Казанской иконы Божьей Матери празднует 4 ноября - этот образ Пресвятой Богородицы в России особо любят и почитают.

Казанской иконе Божьей Матери, которая издревле считается покровительницей земли русской, православные возносят молитвы и просят поддержки в самые тяжелые для России времена.

День Казанской иконы Божией Матери ежегодно празднуют дважды: 4 ноября - в благодарность за избавление Москвы и всей Руси от польских интервентов, и 21 июля — в память явления иконы в Казани.

Расскажет Вам о Казанской иконе Божьей Матери, какие она являла чудеса и какие молитвы нужно читать перед этим образом Богородицы.

История Казанской иконы

Одно из чудес Казанской иконы Божьей Матери - это явление самого образа в Казани. Икону Богородицы обрела девятилетняя девочка в 1579 году после страшного пожара, уничтожившего часть города, на пепелище.

После пожара в Казани, который начался в доме купца Онучина, его дочери Матроне во сне явилась Божья Матерь и поведала девочке, что ее икона находится в земле, под развалинами их дома.

Как попал Святой образ под руины остается тайной до сей день - предполагают, что икону спрятали тайные исповедники христианства еще при татарском владычестве.

Образ, не пострадавший от пожара, перенесли торжественно в приходскую церковь Николы Тульского, где настоятелем тогда был благочестивый иерей, будущий патриарх Московский и Всея Руси Гермоген. Именно он составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божьей Матери.

Прозрение двух казанских слепцов во время крестного хода стало первым чудом в длинном списке случаев благодатной помощи Казанской иконы Божьей Матери.

Матрона и ее мама приняли монашеский постриг в женском монастыре, основанном впоследствии на месте обретения Казанской иконы.

Чудеса Казанской

Икона Божьей Матери являла чудеса исцеления от разных недугов, в том числе и от слабоумия. Так произошло с жителем города Лаишево по имени Козьма, которому родственники посоветовали идти в Казанский монастырь Богородицы и просить исцеления.

Богородица являла многие чудеса в Казани через свою чудотворную икону. Однажды в храм пришла женщина со слепым младенцем на руках и долго со слезами на глазах шептала молитвы перед иконой Божьей Матери, прося Деву Марию о прозрении своего ребенка.

И вдруг все, кто находился рядом с несчастной женщиной и возносил молитвы перед иконой Божьей Матери, посмотрели на младенца и увидели, что он ручками касается лица своей матери.

Тогда архиепископ попросил принести ребенку яблоко, которое он стал тут же хватать. Убедившись, что ребенок прозрел, все сразу же воздали славу Господу и Божьей Матери, творящей удивительные чудеса.

Список чудес, которые являла Богородица через свою чудотворную икону, можно продолжать бесконечно. Искренняя молитва перед Казанской иконой Божьей Матери действительно помогала найти выход из бесконечных проблем и болезней.

Одна из прихожанок Богородицкого женского монастыря в Казани всю жизнь страдала от врожденного порока сердца. К 50 годам ее ждала сложная операция, на которую не хватало денег, да и гарантии, что она выживет после хирургического вмешательства, никто не давал.

© photo: Sputnik / Alexander Polyakov

В День явления Казанской иконы Божьей Матери женщина в слезах возносила молитвы перед Святым образом. Той же ночью ей явилась Дева Мария во сне - она благословила больную и сказала, что все беды ее закончились. На обследовании выяснилось, что в операции нет необходимости, и женщина за короткое время полностью избавилась от своей болезни.

Спасение России

Икона Казанской Божьей Матери к моменту, когда в России настали сложные времена, была уже очень любима и почитаема.

С Казанской иконы было сделано множество списков, а сам образ прославился своей чудотворностью — больные выздоравливали, слепые обретали зрение, враги были побеждены и изгнаны.

Наиболее важными чудесами заступничества Божьей Матери считают связанные с событиями Смутного времени. В России верят, что именно Казанская икона 4 ноября 1612 помогла ополчению во главе с купцом Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским победить врага и освободить Москву от поляков.

Точный список Казанской иконы Божьей Матери был прислан в нижегородское народное ополчение из Казани.

Узнав о чудесах, совершенных от иконы, ополченцы взяли ее с собою в поход и постоянно возносили перед ней молитвы, прося о помощи. Они освободили Китай-город 4 ноября (22 октября по старому стилю), а Кремль взяли через два дня. Русские воины на другой день пошли с крестным ходом в Кремль с Казанской иконой Божьей Матери в руках.

Православная церковь, в память избавления Москвы от поляков, установила ежегодно совершать в Москве празднование Казанской иконе Божьей Матери с крестным ходом. Считается, что русское ополчение Богородица взяла под свое покровительство.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

Cобору Покрова Пресвятой Богородицы исполняется 455 лет

Праздник с 1649 стал всероссийским и отмечался в России вплоть до Революции 1917 года. Праздник, особо любимый народом, был причислен в старину к государственным.

Казанская икона Божьей Матери стала святыней для всей России, где существовали три основных чудотворных образа — обретенный и две копии.

Одну из копий Казанской иконы Божьей Матери Дмитрий Пожарский внес в освобожденную от поляков Москву - она хранится в Богоявленском Патриаршем соборе столицы.

Приметы

День казанской иконы Божьей Матери, по приметам, считался счастливым для бракосочетания. Поэтому все, кто хотел прожить семейную жизнь без проблем и в счастье, старались обвенчаться на праздник осенней Казанской Божьей Матери.

Много примет связанно с погодой. Так, если с утра земля укрыта туманом — будет тепло, а если идет дождь — скоро пойдет снег.

Если на Казанскую ярко светит солнце — эта явная примета, что зима будет такая же солнечная.

Хорошей приметой в этот день является дождливая погода. В народе говорили, что эта Богородица плачет и молится за всех людей, чтобы им жилось легче, чтобы урожай на следующий год был хороший и не было голода.

Сухая погода считалась плохой приметой. Люди верили, что если на Казанскую нет дождя, то грядущий год будет очень тяжелым, так как рассчитывать на хороший урожай не приходится.

Хорошей приметой было угощать землю-матушку хлебом-солью, чтобы будущий урожай был богатым и обильным. Для этого жители села в День Казанской иконы выходили на свои огороды и поля и разбрасывали соль по земле.

Затем, обходили все поля с иконой и там же устраивали праздничное застолье, которое состояло из даров земли и Святой воды.

О чем молятся

Казанскую икону Божьей Матери, прославившуюся чудесами, считают чудотворной, а молитвы к ней - судьбоносными. Люди верят, что Казанская Божия Матерь во время любого бедствия, горя или напасти может спасти просящего о помощи человека, накрыв своим невидимым покрывалом.

Перед Казанской иконой Божьей Матери молятся об исцелении глазных и многих других болезней, защите дома от беды и пожара, избавлении от вражеских нашествий, благословлении молодоженов, рождении детей, семейном благополучии.

Молитвы

Молитва первая

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит Церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

© photo: Sputnik / Maxim Bogodvid

Молитва вторая

О, Пречистая Владычице Богородице, Царице небеси и земли, высшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру Благая помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Ты еси заступница и предстательница наша, ты еси обидимым защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительнице, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд,
Жены, дочери и матери
Перед ней с мольбой стоят.
С. М. Городецкий

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.

Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930-х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы.

Возвращен Церкви и Казанский собор в Санкт-Петербурге, в котором покоится прах фельдмаршала М. И. Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.

Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.

В 1552 году, на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый Казанский владыка, святитель Гурий. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Свое. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля (по старому стилю), устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен Казанской обширный собор. В обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная была обложена царскими дарами — золотом, драгоценными камнями, жемчугом. Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. В 1798 году для Казанской был заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор, разрушенный вместе со всем Богородицким монастырем уже в 1930-х. Но к тому времени иконы здесь уже не было.

Божиим Промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию Православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российским, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону.

В ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев-грабителей во главе с некиим В. А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привело.

Говорили, будто икона в действительности была куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там в частные руки. В 1960-х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе. Образ этот оказался мастерски исполненным уже в XX столетии списком; но вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная — та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной. Православные американцы пытались было выкупить этот образ, он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 года находится в Ватикане.

Но если так, если не была распилена подлинная риза, то мог сохраниться и первый чудотворный образ Казанской, во что верили и продолжают верить тысячи православных людей. Кто знает, о чем думал Чайкин, многие годы медленно угасавший в одиночной камере Шлиссельбурга, о чем он лгал, а о чем говорил правду? Трудно представить себе злодейство более страшное, нежели сожжение в печи образа, к которому веками припадали мириады паломников, к которому обращались самые горячие мольбы всей России…

Доподлинно же известно другое. Все время, пока образ Казанской красовался в соборе Богородицкого монастыря, России ничто не угрожало с востока. А как только пропала Заступница, страну постигло поражение в Русско-японской войне 1905 года, которая стала одним из первых ударов, за двенадцать последующих лет расшатавших и разрушивших великую империю. Но любые смутные времена по милости Божией кончаются. Кончилась та смута, кончится и нынешняя, и, быть может, чудотворная еще вернется к нам. Когда пресеклась благочестивая династия Рюриковичей, наступило междуцарствие, сопровождавшееся насилиями, расхищением казны, распадом государственности и многими иными бедами. И когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы. 22 октября 1612 года православное воинство вошло в Московский Кремль, и этот день также посвящен Казанской иконе.

Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они убедились воочию.

Для нее и был выстроен на Красной площади Казанский собор. По размеру московская Казанская заметно меньше пребывавшего в Казани образа. Когда в 1930 году был закрыт только что отреставрированный П. Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936-м его разрушат), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала (после осквернения храма Христа Спасителя еретиками-обновленцами). Но и он к концу 1930-х был закрыт и снесен, после чего следы этой Казанской затерялись в музейных запасниках. А когда после Великой Отечественной войны патриаршим собором был сделан тоже Богоявленский храм, что в Елохове, то благочестивые христиане принесли туда еще один список с Казанской, пребывающий там и поныне. Предание гласит, что и он тоже сопровождал ополчение 1612 года, но то был не чудотворный образ из собора на Красной площади. Поэтому когда этот собор был воссоздан, образ Казанской для него заново написали мастера-реставраторы Центра имени Грабаря. И не умолкают перед ним слова народной молитвы…

Несомненно промыслительной стала судьба третьего по времени обретения чудотворного образа Казанской — петербургского. Он появился в северной столице в 1710-х и был, скорее всего, привезен на берега Невы благочестивой царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича. Уже в 1730-х петербургская Казанская неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшей и любимейшей святынею града святого Петра. С 1737 года она пребывала в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; к 1811 году на его месте был выстроен новый Казанский собор. Спустя год разразилась Отечественная война. Когда Александр I назначил главнокомандующим М. И. Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной. Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!» Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же Казанском соборе.

А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали сто двадцать девять пудов серебра и более тридцати семи фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы.

Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день.

Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечественной войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обойти с чудотворным образом Казанской иконы окруженные фашистами города. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик.

Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной.

Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.

Тропарь, глас 4

Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Молитва

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Праздник Казанской иконы Божьей Матери 4 ноября был учрежден в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 и преодоления Смуты, - трагической страницы нашей истории. О роли Провидения в истории России, обстоятельствах обретения иконы Казанской Богоматери представленный ниже материал Голубева В.П. и также Алексея Рудкевича.

Казанская икона Божьей Матери олицетворяет собой всю глубину русской веры, она связана с величайшими историческими событиями России, с именами людей, ставшими великими и глубоко почитаемыми народом.

С иконой Казанской Божьей Матери, например, глубоко соприкасается судьба священномученика патриарха Гермогена. Он лучше кого-либо повествует об обретении иконы в «Повести о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани».

В конце июня 1579 года в Казани случился пожар, уничтоживший большую часть города. Пожар начался с дома Онучиных. Священномученик Гермоген пишет: «Оттуда праведный гнев Свой Господь за наши грехи испустил, оттуда же, близь места того… показал нам и светящиеся благодатные лучи и источник исцеления» .

Через две недели после пожара Богоматерь трижды явилась девочке Матрёне Онучиной во сне и повелела возвестить архиепископу и воеводам города Казани, чтобы они обрели её икону в земле на месте пепелища двора Онучиных. Словам девочки не поверили, а Богородица являлась девочке ещё и ещё раз - трижды. Тогда Матрёна с матерью стали заступом копать в указанном месте, где до пожара была печь. На глубине трёх локтей (около метра) обнаружили икону. Одним из первых очевидцев этого чудного явления был скромный священник Никольской церкви Ермоген, который впоследствии стал патриархом всея Руси. Он писал: «…чудотворный образ чудно сиял светлостью, как будто вновь был написан красками, тогда как земной прах нисколько не коснулся того чудного образа, как сами мы видели» .

К месту обретения иконы сразу же стеклось множество народа, город огласился праздничным звоном. Будущий патриарх Ермоген нёс икону в церковь святителя Николая Чудотворца.

На месте обретения иконы в том же году царь Иоанн IV основал Богородницкий монастырь, где хранилась явленная Казанская икона. В этом монастыре приняли постриг Девица Метрёна с матерью.

Казань. Богородицкий монастырь / фото: Gelio (Слава Степанов)

Есть особый смысл в том, что Казанская обретена в недрах земли.

Своим явлением Божия Матерь освящает стихии нашего мира - огонь, воду, воздух, растения и землю. В огне и на воздухе явились иконы Толгская и Тихвинская, на водах - Иверская, на деревьях - Феодоровская, Жировицкая. Казанская пришла из недр земных, как человек пришёл на Землю из её праха. Эту мистическую связь Богородицы с Землёй глубоко почувствовали на Руси верующие люди. Не случайно зовут в народе Землю - Мать-Земля, а Богоматерь иногда в молитвах именуют «Землею благою». По иконографии Казанская сродни «Одигитрии», в ней красота и мощь, она способна вливать силы как в одного человека, так и в целый народ. Свою чудесную помощь икона явила в Смутное время, ровно через 33 года после обретения, когда Россия подверглась вторжению польских интервентов, вынашивавших замыслы посадить на Российский престол чужеземца и иноверца.

Польские войска взяли Москву, захватили в плен и заточили в темницу патриарха Московского и всея Руси Гермогена. В заточении патриарх молился Богоматери, из темницы до русских патриотов доходили его призывы, чтобы они «крепко стояли за веру, унимали грабёж, сохраняли братство и, как обещались, положили души свои за Дом Пречистой, за чудотворцев и за веру» .

Патриарх Гермоген

И вскоре возникло нижегородское ополчение Минина и Пожарского. У князя Дмитрия Михайловича Пожарского был список с Казанской чудотворной иконы.

С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе. Архиепископу Арсению, находившемуся в плену у поляков в осажденном Кремле, было видение преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны, предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена» . 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года был взят Китай-город, а ещё через два дня Кремль. 25 октября в воскресный день русские войска с крестым ходом вошли на Красную площадь с Казанской иконой Богоматери впереди. На 22 октября установлено особое празднование Казанской иконы Божией Матери.

Сначала оно распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, - на всю Русь.

Памятник "Клятва князя Пожарского" который установлен на территории Спасо-Преображенского мужского монастыря к 1000-летию Ярославля.

Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади в 1630-е годы своим иждивением храм Казанской иконы, где она хранилась почти триста лет. В двадцатые годы XX столетия храм был варварски уничтожен.

Казанский собор в Москве. (Впервые Казанский собор был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1624-м году и назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. На протяжении веков он несколько раз перестраивался. В 30-е года при Советской власти Казанский собор закрыли. Там сделали столовую, затем склад, а летом 1936 года храм сломали. Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала. Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроена общественная уборная. Говорят, Никита Сергеевич Хрущев каждый год в Троицу посещал это кафе и ходил в эту уборную помочиться. Выходя оттуда, отрясал прах с рук своих и с улыбкой произносил: "Прости, господи...". Казанский собор в Москве восстановлен в 1993-м году по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) были предоставлены правительством Москвы). ()

4 ноября (22 октября) 1990 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил место и положил на него первый камень воссоздаваемого храма. Чудотворный список Казанской иконы ныне установлен в Богоявленском Патриаршем Елоховском соборе.

Чудотворный образ "Казанской" Божьей Матери слева от Царских врат в Елоховском соборе Москвы. Именно этой иконой обносили блокадный Ленинград. ()

Особую наиважнейшую роль Казанская икона сыграла в Санкт-Петербурге.

Известно почитание этой иконы Петром Великим. В 1709 году накануне Полтавской битвы царю сказали, что в селении Каплуновке находится чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. По государеву указу образ был доставлен в стан русской армии, который расположился под Харьковом. Ожидая сражения, царь долго молился пред иконой Божией Матери, он повелел обнести образ пред полками. Во время битвы 27 июня икона стояла на поле боя.

В честь великой Полтавской победы Пётр I построил Сампсоньевский собор в Петербурге, куда первоначально и поместил Казанскую икону.

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге

Есть крепко утвердившееся в народе предание о том, что Казанской иконой благословил Петра Великого святитель Митрофан Воронежский ещё до основания Петербурга: «Возьми икону Казанскую Божией Матери - и она поможет тебе победить злого врага. Потом перенесёшь эту икону в новую столицу… Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего» .

В дни страшной блокады во время Великой Отечественной войны эти слова знали все жители осаждённого города. И верили, что враг не войдёт в город, пока на него распространяется покровительство Божией Матери.

Пётр I, закладывая новую столицу, отнюдь не стремился отрубать древние корни православного государства вместе с боярскими бородами. Светская, тем более советская иконография делает только один акцент: "Санкт-Петербург - окно в Европу" . А надо учесть, что это было русское православное "окно". Царь первым делом переносит в новую столицу из Владимира святые мощи Благоверного Александра Невского. И это духовное деяние надо считать основой государственности Петра I. В 1710 году царь повелел перевезти из Москвы чудотворный образ Казанской Божией Матери. Скорее всего это была икона - список с явленной, обретённой в Казани. Икону поместили в часовне на Петроградской стороне близ Старого Гостиного двора. Потом на место Казанской часовни поставили церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Некоторое время Казанская икона пребывала в Александро-Невском монастыре. Императрица Анна Иоановна повелевает построить для Казанской иконы специальный храм. Русский архитектор М.Е.Земцов воплощает этот замысел. Храм встаёт на углу Невского и Мещанской (впоследствии Казанской). Анна Иоановна украшает икону драгоценностями, ювелиры создают изумительный по красоте оклад, выражая великое преклонение пред иконой. В народе храм обрёл сразу же своё естественное название - по находящейся в нём святыне - иконе Казанской.

С нею связано восшествие на престол Екатерины Второй, где она была провозглашена императрицей, а её семилетний сын Павел - цесаревичем. Так Казанская становится ещё и покровительницей российских императоров.

Павел I, вступив на престол в 1796 году, решает воздвигнуть более достойный храм для общенациональной святыни. Объявляется грандиозный конкурс проектов, в котором участвуют самые прославленные зодчие. А побеждает бывший крепостной, ещё не создавший себе имени архитектор А.Н.Воронихин. Он спроектировал собор по образу собора святого Петра в Риме, тем самым воплотив въяве глобальную национальную идею: Россия в чреде Рим - Константинополь остаётся столицей вселенского православия. Эту ипостась утвердил ещё великий русский князь Иван III (1462 - 1505 гг.). В его княжение инок Филофей изрёк знаменитую фразу, ставшую формулой правления русских богопомазанников: «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быти». Конечно, он имел в виду Москву, но сама доктрина (Россия - центр православия) была перенесена и на Санкт-Петербург промыслами Казанской и трудами архитектора Воронихина.

Проект был одобрен Павлом I, а первый камень при начале строительства заложил 27 августа 1801 г. Александр I. Собор строился десять лет, а в центральный иконостас была помещена Казанская икона Божией Матери - святыня Санкт-Петербурга.

Казанский собор. Санкт-Петербург

В 1812 году пришло новое испытание для России - Отечественная война.

Князь М.И.Кутузов, назначенный главнокомандующим, готовясь к отъезду на фронт, молился пред чудотворной иконой со слезами за спасение России. А 25 декабря 1812 года, в праздник Рождества Христова, в Казанском соборе пред Казанской иконой служили первый благодарственный молебен «За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков». К святому месту были принесены трофеи: ключи городов, неприятельские знамёна, жезлы. Донские казаки доставили отбитое у захватчиков серебро из разграбленных московских храмов и церквей России. Из этого серебра русские мастера отлили новый иконостас и киот для Казанской иконы. В 1813 году скончался светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов и был удостоен чести быть погребённым в этом соборе.

После 1917 года Казанская икона страдает и бедствует вместе с народом.

36 лиц духовного звания, в том числе митрополит Вениамин, были арестованы и приговорены к мученической смерти «за сопротивление в изъятии церковных ценностей для голодающих Поволжья». Иконостас - бесценный художественный памятник, оклад и прочее убранство иконы были спешно и варварски разобраны и отправлены на переплавку. Красные варвары боялись народных волнений и своё чёрное дело вершили ночью и почти тайно. Вершиной надругательства стало «упразднение» собора в 1929 году и создание в нём Музея религии и атеизма. Казанскую икону, чудом спасённую, сумели перенести в действующий Князь-Владимирский собор, в котором она пребывает и по сей день.

С Казанской иконой связана оборона Ленинграда. Когда силы жителей блокадного города были совсем уже на исходе, чудотворную икону вынесли из собора, чтобы пройти по городу крестным ходом, конечно не по блокадному кольцу, как иногда можно услышать в легендах, а на сколько хватило сил. И Богородица несомненно прибавила людям мужества, укрепила волю к победе. Эту несгибаемую волю ныне всё человечество считает величайшим феноменом.

«Благословение Советских войск иконой Казанской Божьей Матери в Сталинграде». Художник Лысенко.

[В 1941 году петербургская Казанская икона Пресвятой Богородицы явила еще одно чудо. Митрополиту гор Ливанских Илие, получившему благословение патриарха Антиохийского Александра III молиться за спасение России, явилась в видении Божия Матерь и объявила определение Божие для российского народа в столь критическое время.

«Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Пусть вынесут чудотворную Казанскую икону и обнесут ее крестным ходом вокруг Ленинграда, тогда ни один враг не ступит на святую его землю.

Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России» , - эти слова Пресвятой Девы митрополит Илия смог передать в Россию.

По некоторым данным, Сталин отнесся со всей серьезностью к услышанной информации, велел секретарям выяснить у историков все, что касается чудотворной Казанской иконы, и, в частности, историю спасения ею Москвы, после чего вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) и местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия. В Ленинграде, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери. В Сталинграде перед Казанской иконой шла непрестанная служба, знаменитая битва началась с молебна перед образом, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления.

В день празднования Казанской иконы Божией Матери был освобожден Киев.В октябре 1947 года митрополит гор Ливанских Илия, проявивший себя горячим и преданным молитвенником за Россию и Русскую церковь, был приглашен Сталиным в Москву. По распоряжению советского руководства владыку наградили Казанской иконой Божией Матери, крестом с драгоценностями и панагией, украшенной драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке.

История иконы Казанской Божией матери, жизнь её доказывает, что в самые тяжёлые годы Россия могла надеяться на заступничество Богородицы, что утрата веры в народе тяжело может сказаться не только на жизни каждого отдельного человека, но и на жизни нашей страны.

Божия Матерь не оставляет своим покровом город, хранящий Её образ. И горожане чтут Казанскую икону, как главную святыню Санкт-Петербурга. Почти в каждом соборе города есть список Казанской иконы.

Есть ещё и другие храмы кроме Казанского собора, которые построены для Казанской иконы.

В этих храмах, как и тех, которые стоят с Казанской иконой по всей России, в праздничные, торжественные дни ликует душой русской народ, воспевая Богородицу: «Радуйся, Благодатная!» .

ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ. КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

1579 год был для Казани тяжелым. Стояла страшная жара и засуха, из-за которой произошел пожар. Половина города сгорела, многие жители потеряли свои дома. В их числе была семья девятилетней девочки Матроны. Ее отец и мать пытались наладить быт в новом жилище. Однажды Матрона увидела сон, в котором Богородица велела ей достать из земли икону и указала место, где она лежит, как раз там, где стоял их сгоревший дом. Родители сначала не послушали дочь, но когда видение повторилось, все-таки пошли на пожарище. Там, где было указано, они нашли образ Божией Матери. Весть об этом чуде разнеслась по всему городу. Воеводы и архиепископ пришли к дому Матроны. Первым достал из земли икону и перенес в кафедральный собор Спасо-Преображенского монастыря простой священник по имени Гермоген. Через несколько лет он стал Патриархом всея Руси.

Явление Казанской иконы Божией Матери помогло людям укрепиться в православной вере. До 1552 года здесь было распространено мусульманство. Казанское ханство совершало набеги на Русь до тех пор, пока царь Иван Грозный не захватил город. После того как Казань вошла в состав России, местные жители стали принимать христианство. После чудесного обретения образа Богородицы в православный храм пришли даже те, кто все еще оставался приверженцем иной веры.

Никому неизвестно, как икона Божией Матери оказалась в земле. Предполагают, что она является списком с иконы, написанной апостолом Лукой. В Казань ее мог привести и закопать либо русский пленный, либо мусульманин, принявший христианство, но вынужденный скрываться.

После того как образ был найден, о случившемся доложили царю Ивану Васильевичу Грозному. Им был издан указ – поставить на месте обретения иконы храм и основать женскую обитель.
Казанско-Богородицкий женский монастырь строился уже при царе Федоре Ивановиче. Первой его инокиней стала та самая Матрона, которая обрела святыню. После пострига она получила имя Мавра и спустя несколько лет стала настоятельницей монастыря.

По просьбе царя Федора Ивановича митрополит Казанский Гермоген написал книгу «Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». (Издание: Творенiя святейшаго Гермогена, Патрiарха Московскаго и всея Россiи. Съ приложенiемъ чина поставленiя въ Патрiарха. – Изданiе Церковной Комиссiи по чествованiю юбилейныхъ событiй 1612, 1613 и 1812 годовъ. – М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1912. С. 1–16.). В ней рассказывается о том, что чудеса от иконы стали происходить сразу после того, как ее извлекли из земли. По дороге в храм прозрел участвовавший в шествии Иосиф, который до этого три года ничего не видел. Также обрел зрение слепец Никита.

Слава о Казанской иконе Божией Матери росла. С образа делались списки и отправлялись по разным епархиям. В 1904 году оригинальный лик был похищен из казанского храма. В настоящее время неизвестно, где он находится.

Особо почитаемые списки с явленной Казанской иконы Богоматери

Широко известны несколько особо чтимых образов Божией Матери «Казанская» – списков с явленной иконы.

Два из них пребывают в Казани, городе, в котором мирно сосуществуют две религии: христианство и мусульманство. Чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери находится в храме во имя Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Несмотря на свои скромные размеры, храм является одним из наиболее почитаемых мест православной Казани. В сознании верующих это одно из самых намоленных мест древнего города, церковь Ярославских чудотворцев - единственная в городе, не закрывавшаяся в советские годы (в связи с этим с 1938 по 1946 год храм имел статус кафедрального). В Крестовоздвиженском соборе города (бывшем Казанско-Богородицком монастыре) находится еще один Казанский образ Божией Матери, вернувшийся в 2004 году из Ватикана в Россию – «на место своего обретения».

Особо чтится также чудотворный Казанский образ Божией Матери, хранящийся в Москве. До постройки Казанского собора на Красной площади Москвы в 1636 году московская «Казанская» находилась в приходском храме Пожарских - церкви Введения на Лубянке, затем в 1630 году на средства князя Дмитрия Пожарского, при содействии казны, на Красной площади начали возводить Казанский собор. После разрушения собора в 1936 году и по настоящее время этот чудотворный список хранится в Елоховском Богоявленском соборе города Москвы.

Одной из главных святынь Санкт-Петербурга и его Покровительницей считается Казанская икона Божией Матери, привезенная Петром I из Москвы. Об ее чудотворении стало широко известно, когда икона находилась еще в скромной церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Петербургской стороне. Икона странствовала по Санкт-Петербургу и в первой половине XVIII, и в XX веках. В 2001 году Казанский образ Божией Матери вернулся в Казанский собор города, где находится и в настоящий момент. Чтимый список с петербургского образа находится в Свято-Троицком соборе.

В настоящее время трудно восстановить все достоверные исторические факты, связанные с чудотворными образами Божией Матери «Казанская», однако в церковной истории утвердились некоторые версии.

События из истории «московского» образа Казанской Богородицы


иконописец Юрий Кузнецов

В 1598 году умирает наследник Ивана Грозного – Федор Иванович, прерывается правящая династия России. С этого момента для России наступает «темная полоса» – Смутное время. Государство раздирает политический, экономический, государственный и социальный кризис.

В стране действуют противоборствующие группы, руководимые своекорыстными интересами, усиливают общий хаос ватаги разбойников и мародеров – холопы и слуги, выгнанные из усадеб из-за невозможности их прокормить. С 1607 года начинаются различные интервенции на территорию России, разоряются целые области.

К 1610 году многие русские города находятся под властью поляков, московские бояре присягают польскому королевичу Владиславу, и в сентябре этого года польские войска вступают в столицу. Однако грабежи и насилие польско-литовских отрядов, совершаемые в русских городах, и межрелигиозные противоречия между католицизмом и православием вызывают у ряда русских городов отказ на присягу Владиславу.

В 1611 году первое ополчение пытается положить конец интервенции поляков в Москве, но им это не удается. Россия, продолжая сражаться с поляками, одновременно пытается дать отпор татарам, разоряющим Рязанский край, и шведам, захватывающим северные города. Кажется, что православная Русь стоит на краю своей гибели.

Нижний Новгород в то время – один из ключевых стратегических пунктов восточных и юго-восточных районов России. В условиях же ослабления центральной власти, хозяйничанья интервентов этот город становится инициатором всенародного патриотического движения, нижегородцы включаются в освободительную борьбу против интервентов за несколько лет до образования второго ополчения.

Патриарх Гермоген (тот самый, что присутствовал при явлении иконы Божией Матери в Казани), находящийся во время польской интервенции в темнице Чудова монастыря, призывает всех подняться на защиту веры и Отечества. Он тайно отправляет в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за Дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите, …везде говорите моим именем».

После получения грамоты бесстрашного старца в Нижнем Новгороде возникает новый подъем патриотического движения. Собранное Кузьмой Мининым ополчение возглавляет князь Дмитрий Пожарский. Присоединившиеся к нему казанские дружины приносят с собой список с Казанской иконы Божией Матери и передают князю Дмитрию с верой, что Пресвятая Богородица возьмет ополчение под Свое покровительство.

В осажденном Кремле находится в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений. В ночь на 22 октября (по старому стилю) 1612 года ему в видении является преподобный Сергий Радонежский: «Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получает исцеление от болезни. Это радостное известие разлетается по войскам ополчения. Проникнувшись глубокой верой в помощь свыше через чудотворный Казанский образ Божией Матери, ополчение Пожарского и Минина 22 октября 1612 года берет приступом Китай-город. Князь Пожарский вступает в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и клянется построить храм в память этой победы. Спустя несколько дней польский гарнизон капитулирует из Кремля.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с крестным ходом, идут в Кремль, неся Казанскую икону Божией Матери. На Лобном месте крестный ход встречает вышедшего из Кремля архиепископа Арсения, который несет Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молится Небесной Заступнице. В 1613 году избирается законный царь Михаил Романов, и Россия начинает возрождаться.

Царь Михаил Федорович отдает повеление установить второй ежегодный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, назначив его на 22 октября – день освобождения Москвы от иноземных захватчиков (8 июля празднуется день явления иконы в Казани). А в 1649 году по указу царя Алексея Михайловича местный московский (и казанский) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери становится общероссийским. Поводом к этому указу послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября наследника, царевича Дмитрия Алексеевича. Это радостное для царя событие было приписано им милости Матери Божией, и с этого времени Алексей Михайлович начинает смотреть на московскую икону Богородицы «Казанская» не только как на избавительницу России от нашествия иноземцев, но и как на Покровительницу династии Романовых. Этот взгляд был усвоен и последующими царями из дома Романовых.

Согласно Никоновской летописи, князь Дмитрий Пожарский поставил Казанскую икону Божией Матери в своей приходской церкви Введения в храм Пресвятой Богородицы на Лубянке. Позже стараниями князя на Красной площади был воздвигнут Казанский собор, куда в 1636 году и была перенесена Казанская икона Божией Матери. После разрушения Казанского собора в Москве почитаемый список Казанской иконы Божией Матери был перенесен в Богоявленский Елоховский собор, где он находится и в настоящее время.

События из истории «питерского» образа Казанской Богородицы


иконописец Юрий Кузнецов
История «петербургского» Казанского образа Божией Матери тесно связана с именем Петра I. Нововведения Петра тяжело приживались на Руси, не снискали они и особенного одобрения у служителей Церкви. Исключением, пожалуй, были два великих святителя: святой Димитрий Ростовский и святой Митрофан Воронежский, которые горячо поддержали идею обучения русских людей на Западе, но открыто выказывали свое негативное отношение к европейским обычаям, к распространению западных ценностей.

Особенные отношения сложились у царя с Митрофаном Воронежским. Своим нравственным авторитетом, милосердием, молитвой епископ способствовал преобразованиям Петра I, необходимость которых хорошо понимал. Святому Митрофану Воронежскому принадлежат слова, обращенные к Петру: «Возьми икону Казанской Божией Матери – и она поможет тебе победить злого врага. Потом ты перенесешь эту икону в новую столицу. Ты хотел освятить дворец здесь – я сделаю это, если ты удалишь из него идолов. Но он тебе не понадобится. Ты будешь жить в других дворцах, на Севере, и воздвигнешь новую столицу, великий город в честь святого Петра. Бог благословляет тебя на это. Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога» (по статье протоиерея Василия Швеца «Казанская Божья Матерь – благословение России и Петербургу»).

Исполняя пророчество Митрофана Воронежского, в 1703 году Петр I начал строительство Санкт-Петербурга, а в 1709 году накануне Полтавского сражения неоднократно молился о победе над врагом перед чудотворным Казанским образом Божией Матери, так называемой «Каплуновской». Перед сражением икону носили по всему войску и благословляли ею коленопреклоненных воинов. После одержанной победы икону вернули в село Каплуновка Харьковской области, где она была обретена в 1689 году.

В 1710 году по повелению императора Петра I список с Казанской иконы Божией Матери был перенесен из Москвы в Санкт-Петербург и поставлен в центре новой столицы на Петербургской стороне близ старого Гостиного двора в деревянной часовне.

Первый список с Казанской иконы был привезен в Москву царю Ивану Грозному в 1579 году (вскоре после обретения иконы). Скорее всего, в царских палатах в Москве находись и другие, такие же древние или более поздние списки Казанской иконы как очень чтимой в царской фамилии. Одну из таких копий царская семья могла взять с собой при переселении в новую столицу. Большинство мнений склоняется к тому, что в Петербург была привезена обетная икона, выполненная по заказу вдовствующей царицы Парасковии Федоровны, супруги царя Иоанна Алексеевича – брата Петра I.

С 1737 года Казанская икона Божией Матери находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте. Для прославленной Казанской иконы Божией Матери в 1800 году архитектору Воронихину было поручено сооружение Казанского собора на Невском проспекте. М.И. Кутузов, бывший тогда генерал-губернатором Санкт-Петербурга, с большим вниманием следил за началом строительства. В 1811 году Казанская икона Божией Матери была перенесена в Казанский собор. В 1812 году началась Отечественная война. Накануне отъезда в действующие войска главнокомандующий русской армии М.И. Кутузов молился перед чудотворным списком Божией Матери «Казанская» о победе над врагом и за спасение России. А к концу 1812 года, в праздник Рождества Христова, в Казанском соборе пред Казанской иконой Божией Матери служили первый благодарственный молебен «За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков».

За разгром армии Наполеона М.И. Кутузов был удостоен ордена Св. Георгия 1-й степени, став первым в истории ордена полным Георгиевским кавалером (награжденным орденами всех четырех степеней). Казанский собор в Петербурге стал храмом – памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас алтаря изготовлен из серебра, отбитого донскими казаками у французов. И перед самим собором стоят скульптурные изображения полководцев Кутузова и Барклая де Толли. Не случайно великий полководец и воин – М.И. Кутузов, приведший русскую армию к победе, завещал похоронить себя в Казанском соборе, в храме, освященном в честь Казанской иконы Божией Матери, которую он так почитал всю жизнь.

В двадцатых годах XX века Казанский собор перешел в подчинение обновленческих структур, Казанскую икону Божией Матери успели перенести в церковь на Смоленском кладбище Васильевского острова. После закрытия Смоленской церкви в августе 1940 года чудотворная икона была доставлена в Князь-Владимирский собор и пробыла в нем до 2001 года. В июле 2001 года святыня вернулась под родные своды Казанского собора.

События из истории «ватиканского» образа Казанской Богородицы


иконописец Юрий Кузнецов
С «ватиканским» образом связана широко нашумевшая в средствах массовой информации история возвращения чудотворной Казанской иконы Божией Матери из Ватикана в Россию в 2004 году. Этот чудотворный образ 11 лет хранился в покоях Папы Римского и был передан патриарху Московскому и всея Руси Алексию II кардиналом Вальтером Каспером, по распоряжению Папы Римского Иоанна Павла II. Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, Патриарх Алексий II, совершив литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля, передал образ Казанской епархии.

Попытку проследить путь «ватиканского» Казанского образа Божией Матери в своей работе «Казанская икона Божией Матери» делает Владимир Бровко. По словам автора, первый раз эта икона появляется среди других ценнейших произведений искусства, выставленных большевиками для продажи, в 1920 (по некоторым источникам – в 1919) году. В этом году сделка не состоялась, и где была икона следующие годы, неизвестно. По косвенным признакам, ее вывозят из России в 1928 году.

В 1953 году в Англии ее приобретает коллекционер Фредерик Митчелл-Хеджес и начинает активно рекламировать в целях коммерции. В каталогах русских икон этот образ получает название «Казанская Богородица замка Фарлей», по имени замка, в котором проживал коллекционер.

Первая официальная экспертиза Казанского образа Богородицы предпринимается Сирилом Бантом, специалистом по иконографии из Великобритании. Свою экспертизу и сопутствующие исследования он проводил как минимум 9 лет. «За более чем восемь лет исследования этой иконы я много раз пытался опровергнуть ее возраст, ее ценность и ее идентичность, так как в этом состоит работа хорошего исследователя предметов искусства. Но мои исследования только больше и больше подтверждали невозможность опровергнуть подлинность этой иконы. Эта икона в своей целостности является величественным произведением искусства». Не раз еще подвергалась Казанская икона Божией Матери экспертизе. Из-за своего темного лика икона приобрела в Англии название «Черной Казанской Богородицы».

Казанскую икону Божией Матери унаследовала приемная дочь коллекционера. Поскольку икона была признана высокочтимым религиозным объектом и считалась экспертами бесценной, мисс Анна Митчелл-Хеджес предложила выкупить икону Американской православной церкви только за стоимость драгоценных камней в окладе (примерно 500 тыс. долларов).

По стечению обстоятельств она так и не была продана и хранилась несколько лет в Америке в сейфе управляющего делами Анны Митчелл-Хеджес. В 1970 году было решено выставить икону на аукцион, где ее могли бы купить частные лица. Ректор Российского католического центра Фатимской Божией Матери в Сан-Франциско, отец Карл Пацельт, создал компанию по сбору средств, которые помогли бы сохранить святыню для всех христиан. В результате образ был выкуплен за три миллиона долларов США и размещен в церкви города Фатима. В 1993 году икону передали Папе Римскому, а спустя несколько лет она вернулась в Россию.

Это случилось после того, как в Ватикан приехала делегация, состоящая из жителей Казани и мэра города. Их принял Папа Иоанн Павел II, признавший после беседы, что Казанская икона Божией Матери является духовной собственностью Русской Православной Церкви.

В 2004 году святой образ был доставлен в Россию. Принимая ее из рук делегатов Римско-католической Церкви, Святейший Патриарх Алексий II сказал: «Сегодня Россия встречает один из чтимых списков Казанской иконы Божией Матери. Этот образ совершил долгий и нелегкий путь по многим странам и городам. Перед ним молились православные верующие, католики, христиане других исповеданий. Долгое время его бережно сохраняли в Ватикане, и это возгревало во многих верующих-католиках любовь к Пречистой Деве Марии, к России и Русской Церкви, к ее культуре и ее духовному наследию. По воле Божией спустя годы этот честный образ возвращается домой».

Экспертиза, которая проводилась специалистами Министерства культуры России и Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» в присутствии представителей Ватикана показала, что икона, хранившаяся у Папы Римского, написана в XVIII веке в Москве или неподалеку от нее.

О роли Казанской иконы Божией Матери в Великой Отечественной войне


иконописец Юрий Кузнецов
Православная литература конца XX века рассказывает нам историю, которая связывает Казанскую икону Божией Матери с событиями, произошедшими в ходе Великой Отечественной войны.

В 1941 году Патриарх Антиохии Александр III воззвал ко всем христианам обратиться с молитвой о помощи России.

Митрополит гор Ливанских Илия затворился на трое суток в уединении. Он молился, и Богородица явилась ему в видении. Она передала послание для российского народа: «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Пусть вынесут чудотворную Казанскую икону и обнесут ее крестным ходом вокруг Ленинграда, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России».

Митрополит Илия передал эти слова Иосифу Сталину. Главнокомандующий дал обещание и действительно выполнил наказ в точности. В блокадном Ленинграде жители совершили крестный ход с Казанской иконой Божией Матери. Вот как описано это на сайте Князь-Владимирского собора: «Стали трамваи, прекратилась подача электрического света, керосина не было. В предутренней тьме, озаряемой вспышками орудийных выстрелов, чрез глубокие сугробы неубранного снега спешили священники, певчие, служащие и прихожане собора со всех концов города… Певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенках, а мужчины даже в скуфьях. Так же стояли и молились прихожане».

Богослужения в храме, где хранилась Казанская икона Божией Матери, проходили ежедневно дважды в день – утром и вечером, несмотря на то что люди страдали и погибали от голода. Вместе с ними все тяготы блокады разделял митрополит Ленинградский Алексий. Молитвой и словом он поддерживал прихожан. «Наш град находится в особенно трудных условиях, но мы твердо верим, что его хранит и сохранит покров Матери Божией и небесное предстательство его покровителя св. Александра Невского», «Не падайте духом. Бодрите других. Наш долг быть твердыми: мы – русские, мы – православные христиане», – говорил митрополит и молился о даровании победы.

В 1943 году митрополит Алексий и три священнослужителя Князь-Владимирского собора были награждены медалями «За оборону Ленинграда». Это был первый случай в истории советской России, когда государственные награды получили представители духовенства.

Ленинград отстояли. После того как в Москве отслужили молебен, чудотворный Казанский образ Божией Матери увезли в Сталинград. Перед ним служили молебны и панихиды. Там, где была икона, враг не прошел. После Сталинграда святой образ перемещался по стране вместе с нашими войсками, которые пошли в наступление и освобождали один город за другим.

В октябре 1947 года Сталин пригласил в Москву митрополита гор Ливанских Илию. По совету Патриарха Алексия, ему были переданы в дар Казанская икона Божией Матери, крест и панагия, украшенные драгоценными камнями. По приказу правительства за помощь стране митрополит награждался премией, но Владыка отказался от нее, сказав, что монаху деньги не нужны. Он попросил передать средства на помощь сиротам, а к ним добавил крупную сумму денег, собранных Антиохийской церковью.

Визит митрополита гор Ливанских Илии в Россию действительно произошел. Но было ли ему в начале войны видение Богородицы, передавал ли он указания Сталину, говорить на этот счет с уверенностью нельзя. Сомнения в этом выражают не только историки, но и служители церкви, например, диакон Андрей Кураев в статье «Война: чудо и сказки». Неоспоримо одно – для русских православных христиан Казанская икона Божией Матери была и остается заступницей и хранительницей мира.

Какое чудо произошло


иконописец Юрий Кузнецов
Первое чудо описано выше – об обретении первоначального списка, который, впрочем, тоже не самый первый. Считается, что Казанская Одигитрия имеет своим прототипом Влахернский список, который, в свою очередь, восходит к одному из изображений Богородицы, написанному евангелистом Лукой по благословению Ее с Ее лика при земной жизни Пречистой. Все более поздние списки «Казанской» тоже часто оказывались чудотворными, и о том есть также свидетельства.

Казанский горожанин Герасим долго страдал от паралича правой руки. В сновидении он однажды услышал голос, который велел ему идти в церковную лавку и купить там Казанскую икону Божьей Матери. Так он и поступил. И как только он коснулся купленной им иконы, его до того времени долго неподвижная рука тут же была исцелена и обрела движение.

Помимо списков были и новые обретения иконы. В 1643 году неподалеку от села Павловского под Звенигородом Казанскую икону Божьей Матери нашли на дереве над источником. В том селе болел крестьянин, думали, что он уже не выживет. Но его соседу явилась во сне Богородица, которая велела передать, чтобы больной добрался до источника и умылся водой из него.

На четвереньках крестьянин дополз до святого источника, умылся той водой с молитвой к Богородице и ушел уже на своих ногах, а вскоре исцелился полностью.

Впрочем, не все свидетельства принимались на веру, ибо богата народная фантазия. В качестве подлинных признавались свидетельства о чудесах, которые происходили при многолюдных собраниях. Например, известно, что на богослужении в Казанском соборе города Тобольска диакон Знаменского монастыря внезапно потерял сознание.

Когда он пришел в себя, то рассказал, что уже много времени утаивал видения, бывшие ему, в которых являлись святые и повелевали построить за три дня новую церковь для Казанской иконы Божьей Матери и перенести туда образ из местного собора, причем в постройке должен был участвовать весь Тобольск. Это должно было послужить наукой за повсеместное сквернословие (в наше бы время – да такое знамение!), которое было названо ими «зловонием Богу и людям», и тяжкие грехи. Кроме того, над Тобольском те дни шли непрекращающиеся дожди, вода в Тоболе поднялась, поля затопило. И людей, и скот поразила мучительная язвенная болезнь. Пока диакон каялся в своем молчании перед братией, лицо его распухало, он дряхлел на глазах и затем слег.

Испуганные горожане принялись за дело, построили церковь за три дня и торжественно, с крестным ходом, перенесли в нее икону. После освящения церкви дожди прекратились, поднявшаяся в реках вода спала и освободила поля, исправились хлеба, а дьякон выздоровел.

По Своей беспредельной любви к человеческому роду Богородица близко к сердцу принимает всякую нашу беду и непрестанно молит Своего Божественного Сына, чтобы был Он милостив к людям и избавил их от всякого зла.

Значение иконы


иконописец Юрий Кузнецов

Казанская икона Божьей Матери, ее чудесное обретение – это особый символический знак покровительства Царицы Небесной нашей Родине. Ее обретение после пожара в Казани, на новых землях, завоеванных Иоанном Грозным, означало, что Она принимает под свой присмотр и эти земли как земли, принадлежащие России, и первые чудеса, которые начали сразу же случаться от нее, едва икону поместили в храме, – еще одно тому доказательство.

Образ почитался повсеместно. По всей России не было церкви, где не было бы Казанской иконы Божьей Матери. В более-менее крупных городах всегда было Казанские соборы, выстроенные в честь Богородцы, чествуя этой иконе.

Казанская икона Божьей Матери, ее роль в истории освобождения Руси от иноземцев, ее особая миссия как указующей путь Одигитрии-Путеводительницы в самом прямом проявлении сделали «Казанскую» знаменным символом русских побед и предметом особого почитания среди российского воинства. И во все времена, если нашему государству посмеет угрожать кто-то, «кто с мечом к нам войти» захочет, этот образ будет нам духовной опорой и поддержкой, указывая верный путь к победе, как это было во все прошлые времена начиная со времен Ивана Грозного.

Считается, что по молитвам перед этой иконой прозревают слепцы, и не только считается – тому есть установленные свидетельства, но перед нею же происходит духовное прозрение сердец, что гораздо важнее для спасения человеческой души.