Как называются потребности человека направленные на удовлетворение. Какие потребности удовлетворяет растениеводство. Какие бывают потребности

Начиная с рождения, у человека появляются потребности, которые с возрастом только увеличиваются и могут меняться. Ни у каких других живых существ нет такого количества потребностей, как у людей. Для реализации своих нужд человек переходит к активным действиям, благодаря чему он лучше познает мир и развивается в разных направлениях. Когда удается удовлетворить потребность, человек испытывает положительные эмоции, а когда нет, то отрицательные.

Какие потребности есть у человека?

Первичные потребности есть у каждого, независимо от положения, национальности, пола и других характеристик. Сюда входит нужда в еде, воде, воздухе, сексе и т.д. Некоторые появляются сразу при рождении, а другие развиваются на протяжении жизни. Вторичные потребности человека еще называют психологическими, к примеру, это может быть нужда в уважении, и т.д. Некоторые желания являются как бы промежуточными, находясь на рубеже первичных и вторичных потребностей.

Наиболее популярную теорию, которая позволяет разобраться в этой теме, предложил Маслоу. Он представил их в виде пирамиды, разделенной на пять секций. Смысл предложенной теории заключается в том, что человек может реализовывать свои потребности, начиная от самих простых, которые находятся у основания пирамиды, и двигаясь к более сложным. Следовательно, невозможно перейти на следующий этап, если предыдущий не был реализован.

Какие бывают потребности человека:

  1. Физиологические . В эту группу входит нужда в еде, воде, сексуальном удовлетворении, одежде и т.д. Это определенная база, которая может обеспечить комфортную и стабильную жизнь. Такие потребности есть у каждого человека.
  2. Нужда в безопасном и стабильном существовании . На основе этой группы потребностей человека, была выделенная отдельная отрасль, которая называется психологической безопасностью. В эту категории входит как физическая, так и финансовая безопасность. Начинается все с инстинкта самосохранения и заканчивается желанием уберечь от неприятностей близких людей. Чтобы перейти на другую ступень потребностей, человек должен ощущать уверенность в завтрашнем дне.
  3. Социальные . В эту категорию входит нужда человека иметь друзей и любимого человека, а также другие варианты привязанностей. Как ни крути, но люди нуждаются в общении и контакте с окружающими, в противном случае они не могут перейти на следующую ступень развития. Эти потребности и способности человека являются неким переходным этапом от примитивных к высшим уровням.
  4. Личные . В эту категорию входят нужды, которые способны выделить человека из общей массы и отражают его достижения. Во-первых, это касается уважения со стороны близких людей и самого себя. Во-вторых, сюда можно внести доверие, социальный статус, престиж, карьерный рост и т.д.
  5. Потребности в самореализации . Сюда входят высшие потребности человека, которые имеют нравственный и духовный характер. В эту категорию можно отнести желание людей применять свои знания и , выражать себя при помощи творчества, достигать поставленных целей и т.д.

В общем, потребности современно человека можно описать таким образом: люди удовлетворяют голод, зарабатывают на жилье, получают образование, создают семью и устраиваются на работу. Они стараются достичь определенных высот, заслужить признание и уважение у окружающих. Удовлетворяя свои нужды, человек формирует характер, силу воли, становится более умным и сильным. Можно подвести итог и сказать о том, что потребности являются основой для нормальной и счастливой жизни.


Растениеводство – это исторически сложившаяся основная деятельность человека на территории России. Климатические и прочие условия здесь наиболее благоприятны именно для этого вида деятельности. Помимо традиционной охоты и ремесленничества, растениеводство занимало главное место в жизненном укладе простого человека. Основной продукт, получаемый благодаря растениеводству – это хлеб, основной продукт питания, калорийный и питательный, благодаря которому семьям удавалось выжить в трудный зимний период. «Без куска хлеба не остаться» – эта фраза обобщающая, но говорит о том, что основополагающим элементом в питании является именно этот продукт.

Пшеница, из которой пекут хлеб, выращивается в России очень много столетий. За это время собран богатейший опыт по возделыванию земли, обработке почвы, уходу за растениями, выведены сотни сортов пшеницы, которые позволили значительно расширить территорию высадки этой культуры.

Какие потребности удовлетворяет растениеводство?

Прежде всего, стоит сказать, что сельское хозяйство в целом – это огромный комплекс, без которого невозможно существование человека. Для нормальной жизнедеятельности необходимо употреблять полноценную пищу – углеводы, белки, клетчатку, овощи и фрукты. Все это дает именно сельское хозяйство. Молоко, мясо, каши, овощи и фрукты – основные потребности в пище, которые дает нам земля. Из этого списка какие именно потребности человека удовлетворяются благодаря растениеводству? Как гласит энциклопедия, растениеводство – это та отрасль сельского хозяйства, которая занимается возделыванием культурных растений. В данном случае культурные растения – это то, что человек «окультурил» за годы возделывания земли и которые используются как продукты питания для человека и домашнего скота. Также к культурным растениям относятся те виды, которые не употребляются в пищу, но используются в текстильной промышленности, фармацевтике и даже декоративном цветоводстве. Поэтому смело можно утверждать, что растениеводство удовлетворяет практически всем потребностям человечества – питание, одежда, лекарства и даже декор.

Хлеб – всему голова


Как уже говорилось, хлеб был основным источником питания в России долгие столетия. В нынешнее время его доля на рынке продуктов питания ничуть не уменьшилась. Наоборот, появляются все новые сорта выпечки, требующие разные виды муки – от высокого помола до грубого, от белой муки до ржаной. Все это позволяет разнообразить как традиционное изготовление хлебов, так и внести богатейшее разнообразие в кулинарную и кондитерскую выпечку. Также мука является главным ингредиентом для изготовления всеми любимых макаронных изделий. Макароны давно уже стали традиционным блюдом на столе россиян, а новые технологии позволяют делать из этого, простого по сути продукта, настоящие кулинарные шедевры с разнообразными вкусами и свойствами.

Все возможно благодаря уникальным свойствам такого растения, как пшеница, из которой делается мука для выпечки. Пшеница – это однолетнее растение из семейства злаковых, главная ценность которой заключается в зернах. Именно зерно пшеницы богато клейковиной и полезными веществами. Именно оно является главной целью всего процесса выращивания – получить из одного посаженного зернышка много-много таких же. Зерна тщательно собираются и сушатся. Затем их хранят до обработки – перемалывания в муку. Мука также имеет свойство прекрасно храниться долгое время, что является очень важным свойством этого растения – хранится без термической обработки долгий срок.

Зерна пшеницы также являются основным кормом для домашней птицы и скота. От питательности зерен будет зависеть качество получаемого мяса, яиц и молока. Таким образом, пищевая цепочка, в которой задействована пшеница, получается весьма длинной. Потребности человека в растениеводстве не ограничиваются, как уже говорилось, только выращиванием пшеницы и других злаковых. Хотя общая доля растениеводства в сельском хозяйстве занимает не меньше сорока процентов и эта доля постоянно увеличивается.

Какие потребности растениеводства существуют сейчас?


Как ни банально звучит, но у растениеводства есть потребности, зависящие не только от природных факторов, но и от человека. Огромный опыт, накопленный за множество веков, показывает, что сельскому хозяйству доступны практически все территории России. Наша земля достаточно плодородна – этого можно допиться естественным путем или с помощью новейших агротехнологических методов. Нет такой задачи, с которой не справились бы современные ученные. Освоение целины позволило обеспечить питанием районы, считавшиеся раннее безжизненными. Современная наука творит настоящие чудеса и умеет выращивать практически любое растение даже в самых тяжелых климатических условиях. Весь вопрос в капиталовложениях: что дороже – привезти свежие помидоры транспортом или вырастить их на месте? Импортировать виноград или вкладывать деньги в его выращивание? Современная экономика сама дает ответы на эти вопросы.

Люди занимаются сельским хозяйством по всему миру. И в каждом месте, где человек умеет что-то выращивать на своей земле, растет свой определенный набор культур. В наш век превосходной логистики, проще и дешевле покупать кофе в Бразилии, чем работать над селекцией какого-нибудь краснодарского сорта. И это касается любой отрасли – Россия легко экспортирует пшеницу и подсолнечник в те страны, где для этой культуры неподходящие условия возделывания. Таким образом, каждый человек на земле имеет возможность обеспечить себя разнообразными продуктами питания, выращиваемых на различных территориях, а также выбрать для себя одежду из разных видов хлопка ил льна, произростаемых на разных континентах.

Примерно 75 % всего населения земли употребляют в пищу в основном зерновые культуры, то есть каши и изделия, изготовленные из муки. Зерновые и злаки растут в странах с умеренным климатом, где нет проливных дождей и долгих засух. В тоже время такая страна, как Китай полностью зависит от риса, а в Америке главным блюдом является кукуруза.

Потребности человека, удовлетворяемые растениеводством

Как видно из этой статьи, потребности человека, удовлетворяемые растениеводством, абсолютно глобальные. Давайте еще раз подумаем, какие потребности удовлетворяют благодаря растениеводству? Мы выращиваем все, что необходимо нам для полноценной жизнедеятельности: продукты питания для себя, растения для изготовления тканей, корм для животных и птицы, всевозможные культуры для пчел, чтобы получать мед того или иного вида, травы из которых делаем лекарства да и просто красивые цветы для удовлетворения эстетических потребностей. Мы выращиваем подсолнечник, чтобы вырабатывать кулинарное масло или розы и лаванду для косметических эфирных масел. Мы выводим новые сорта мака, чтобы использовать его как в кондитерских изделиях, так и фармацевтике. Мы занимаемся возделыванием льна и хлопка, чтобы делать из них высококачественные ткани для изготовления одежды и необходимых в быту вещей.

Возможно ли представить себе современный мир без всего этого? Могут ли синтетические продукты заменить нам мир, полный натуральных продуктов? Скорее всего нет. Самым естественным для человека всегда будет мир, который сейчас называют «эко», то есть натуральная пища, выращенная на земле, натуральные ткани, которые никогда не вызовут аллергических реакций или лекарства, подаренные нам природой.

Поэтому растениеводство всегда будет приоритетной отраслью развития сельского хозяйства в России. Мы говорим здоровье и всегда подразумеваем натуральные продукты, потому что это напрямую связанные факторы. Мы не разрешаем нашим детям носить синтетику, потому что ее вред очевиден. Натуральные хлопковые ткани всегда будут актуальными, а это значит, что выращивание хлопка важно всегда. И от качества этого растения будет зависеть конечное качество изделия.

От качества пшеницы, будет зависеть вкус утреннего бутерброда и молока. А это значит, что растениеводство должно развиваться и улучшаться – и процесс этот бесконечен. Ведь чем больше у человечества потребностей, тем больше задач стоит перед растениеводами.

Нужда — это испытываемый человеком недостаток чего-то необходимого.

Нужды можно разделить на:
  • Физические — пища, одежда, безопасность
  • Социальные — нужда в общении и привязанности
  • Индивидуальные — потребность в знаниях и самовыражении

Потребность

Потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.

Так, например, ощущая голод американец думает о гамбургере, россиянин о пельменях, а москвич о суши.

Потребности людей практические не ограничены. Каждый покупатель предпочитает выбирать , которые имеют высшую потребительскую ценность и способны обеспечить максимальное удовлетворение за ту сумму, которую покупатель в состоянии заплатить. Потребности, подкрепленные покупательской способностью, переходят в категорию запросов.

Например, на основании своей покупательской способности каждый покупатель выбирает такой автомобиль, который максимально удовлетворяет его потребности в безопасности, престиже и комфорте.

Запросы

Запросы - потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью.

Компании, серьезно относящиеся к , затрачивают огромные усилия на выявление нужд, потребности и запросов своих клиентов. Они проводят , чтобы узнать предпочтения клиентов. Анализируют жалобы. Обучают продавцов выявлять требования покупателей и своевременно их удовлетворять.

Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что крупные компании знают о нас практически всё. Они вкладывают большие средства в порой казалось нелепые . Вы пьете кофе сидя перед монитором, а они знают сколько ложек сахара вы положили в стакан.

Максимально полное понимает нужд, потребностей и запросов необходимо для разработки маркетинговой стратегии.

Потребности человека и экономические блага

Потребности — объективная нужда человека или группы людей в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма и личности.

Благо — это вещь, средство, все то, что удовлетворяет человеческие потребности и отвечает целям и устремлениям людей.

Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные. Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат), продукты производства (здания, машины, продукты), отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права). Нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека, создаются в непроизводтсвенной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музей.

Блага подразделяются на безграничные и ограниченные (экономические) .

Неэкономические блага (безграничные) предоставляются природой без приложения усилий человека. К экономическим благам относятся те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, то есть которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могу удовлетворить.

Экономические блага подразделяются на:
  • Потребительские блага — непосредственно удовлетворяющие потребности людей (еда, жилье)
  • Средства производства — блага производственного характера (станки, оборудование, полезные ископаемые)

Различают блага: взаимозаменяемые (обладающие способностью удовлетворять потребности за счёт друг друга. напр:маргарин и масло) и взаимодополняющие (удовлетворяющие потребности лишь в комплексе друг с другом напр: автомобиль и бензин).

Большинство экономических благ создается в процессе .

Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.

При всем многообразии потребностей общим для всех них является их безграничность и невозможность полного удовлетворения в силу ограниченности .

Человек, как и любое живое существо, запрограммирован природой на выживание, а для этого ему необходимо наличие определенных условий и средств. Если в какой-то момент своего эти условия и средства отсутствуют, то возникает состояние нужды, которое обуславливает появление избирательности реагирования человеческого организма. Эта избирательность обеспечивает возникновение ответной реакции на раздражители (или факторы), которые на данный момент являются наиболее важными для нормальной жизнедеятельности, сохранения жизни и дальнейшего развития. Переживание субъектом подобного состояния нужды в психологии именуют потребностью.

Итак, проявление активности человека, а соответственно его жизнедеятельность и целенаправленная деятельность, напрямую зависит от наличия определенной потребности (или нужды), которая требует удовлетворения . Но только определенная система потребностей человека будет обуславливать целенаправленность его деятельности, а также способствовать развитию его личности. Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве своеобразного «двигателя» личности. Мотивация поведения и деятельности человека напрямую зависит от органических и культурных потребностей, а они в свою очередь, порождают интерес , который направляет внимание личности и ее активность на различные объект и предметы окружающего мира с целью их познания и последующего овладения.

Потребности человека: определение и особенности

Под потребностями, которые являются главным источником активности личности, понимают особое внутреннее (субъективное) ощущение нужды человека, определяющее его зависимость от определенных условий и средств существования. Сама же активность, направленная на удовлетворение потребностей человека и регулируемая осознанной целью, называется деятельностью. Источниками активности личности как внутренней побуждающей силы направленной на удовлетворение различных потребностей являются:

  • органические и материальные потребности (еда, одежда, защита и т.д.);
  • духовные и культурные (познавательные, эстетические, социальные).

Потребности человека находят отражение в наиболее стойких и жизненно важных зависимостях организма и среды, а система потребностей человека формируется под воздействием следующих факторов: социальных условий жизни людей, уровня развития производства и научно-технического прогресса. В психологии потребности изучаются в трех аспектах: как объект, как состояние и как свойство (более подробно описание этих значений представлено в таблице).

Значение потребностей в психологии

В психологии проблема потребностей рассматривалась многими учеными, поэтому на сегодняшний день существует достаточно много различных теорий, которые под потребностями понимали и нужду, и состояние, и процесс удовлетворения. Так, например, К. К. Платонов видел в потребностях в первую очередь нужду (точнее психическое явление отражения нужд организма или личности), а Д. А. Леонтьев рассматривал потребности через призму деятельности, в которой она находит свою реализацию (удовлетворение). Известный психолог прошлого столетия Курт Левин понимал под потребностями в первую очередь динамическое состояние, которое возникает у человека в момент осуществления ним какого-то действия или намерения.

Анализ различных подходов и теорий в изучении данной проблемы позволяет говорить о том, что в психологии потребность рассматривалась в следующих аспектах:

  • как нужда (Л.И. Божович, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн);
  • как предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев);
  • как необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко);
  • как отсутствие блага (В.С. Магун);
  • как отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган);
  • как нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский);
  • как состояние (К. Левин);
  • как системная реакция личности (Е.П. Ильин).

Потребности человека в психологии понимаются как динамически-активные состояния личности, которые составляют основу ее мотивационной сферы. А так как в процессе деятельности человека происходит не только развитие личности, но и изменения окружающей среды, потребности играют роль двигательной силы ее развития и здесь особое значение имеет их предметное содержание, а именно тот объем материальной и духовной культуры человечества, который влияет на формирование потребностей человека и их удовлетворение.

Для того, что бы понять суть потребностей как двигательной силы необходимо учитывать ряд важных моментов, выделенных Е.П. Ильиным . Они заключаются в следующем:

  • потребности организма человека нужно отделять от потребностей личности (при этом нужда, то есть потребность организма, может быть неосознаваемой или осознаваемой, а вот потребность личности всегда осознаваемая);
  • потребность всегда связана с нуждой, под которой необходимо понимать не дефицит в чем-то, а желанность или нужность;
  • из личностных потребностей невозможно исключение состояние потребности, которое является сигналом для выбора средства удовлетворения потребностей;
  • появление потребности – механизм, который включает человеческую активность, направленную на поиск цели и ее достижение как необходимость удовлетворения возникшей потребности.

Потребности отличаются пассивно-активным характером, то есть, с одной стороны они обусловлены биологической природой человека и дефицитом определенных условий, а также средств его существования, а с другой – они детерминируют активность субъект на преодоление возникшего дефицита. Существенный аспект человеческих потребностей – это их общественно-личностный характер, который находит свое проявление в мотивах, мотивации и, соответственно, во всей направленности личности. Вне зависимости от вида потребности и ее направленности все они обладают следующими признаками:

  • имеют свой предмет и являются осознанием нужды;
  • содержание потребностей зависит в первую очередь от условий и способов их удовлетворения;
  • они способны воспроизводиться.

В потребностях, формирующих поведение и деятельность человека, а также в производственных от них мотивах, интересах, стремлениях, желаниях, влечениях и ценностных ориентациях заключается основа поведения личности.

Виды потребностей человека

Любая потребность человека изначально представляет собой органичность переплетения биологических, физиологических и психологических процессов, что и обусловливает наличие многих видов потребностей, которые характеризуются силой, периодичностью возникновения и способами их удовлетворения.

Чаще всего в психологии выделяют следующие виды потребностей человека:

  • в зависимости от происхождения выделяют естественные (или органические) и культурные потребности;
  • по направленности различают материальные потребности и духовные;
  • в зависимости от того, к какой сфере они относятся (сферы деятельности), выделяют потребности в общении, в труде, в отдыхе и в познании (или образовательные потребности );
  • по объекту потребности могут быть биологическими, материальными и духовными (также выделяют еще и социальные потребности человека) ;
  • по своему происхождению потребности могут быть эндогенными (возникают вод воздействием внутренних факторов) и экзогенными (вызываемые внешними раздражителями).

В психологической литературе также встречаются базовые, фундаментальные (или первичные) и вторичные потребности.

Наибольшее внимание в психологии уделяется трем основным видам потребностей – материальным, духовным и социальным (или общественные потребности ), которые описаны ниже в таблице.

Основные виды потребностей человека

Материальные потребности человека являются первичными, так как они – основа его жизнедеятельности. Действительно, для того чтобы человек мог жить ему необходимо питание, одежда и жилье и эти потребности были сформированы в процессе филогенеза. Духовные потребности (или идеальные) являются сугубо человеческими, так как отражают в первую очередь уровень развития личности. К ним относят эстетические, этические и потребности в познании.

Следует отметить, что и органические потребности, и духовные характеризуются динамичностью и взаимодействуют между собой, поэтому для формирования и развития духовных потребностей необходимо удовлетворение материальных (например, если человек не удовлетворяет потребность в пище, то он будет испытывать усталость, вялость, апатию и сонливость, что не может содействовать возникновению познавательной потребности).

Отдельно следует рассмотреть общественные потребности (или социальные), которые формируются и развиваются под воздействием социума и являются отражением общественной природы человека. Удовлетворение этой потребности необходимо абсолютно каждому человеку как социальному существу и соответственно как личности.

Классификации потребностей

С того момента, как психология стала отдельной отраслью знаний множеством ученых было предпринято большое количество попыток классифицировать потребности. Все эти классификация очень разнообразны и в основном отражают лишь одну сторону проблемы. Именно поэтому, на сегодняшний день единая система потребностей человека, которая бы отвечала всем требованиям и интересам исследователей различных психологических школ и направлений, до сих пор не представлена научной общественности.

  • естественные желания человека и необходимые (без них невозможно прожить);
  • естественные желание, но не являющиеся необходимыми (если нет возможности их удовлетворения, то это не приведет к неизбежной смерти человека);
  • желания не являющиеся ни необходимыми, ни естественными (например стремление к славе).

Автор информационной теории эмоций П.В. Симонов потребности делил на биологические, социальные и идеальные, которые в свою очередь могут быть потребностями нужды (или сохранения) и роста (или развития). Социальные потребности человека и идеальные по П.Симонову разделяются на потребности «для себя» и «для других».

Довольно интересна классификация потребностей, предложенная Эрихом Фроммом . Известный психоаналитик выделял следующие специфические социальные потребности человека:

  • потребность человека в связях (принадлежность к группе);
  • потребность в самоутверждении (чувство значимости);
  • потребность в привязанности (потребность в теплых и ответных чувствах);
  • потребность в самосознании (собственная индивидуальность);
  • потребность в системе ориентации и объектах поклонения (принадлежность к культуре, нации, классу, религии и т.п).

Но наибольшую популярность среди всех существующих классификаций получила уникальная система потребностей человека американского психолога Абрахама Маслоу (более известная как иерархия потребностей или пирамида потребностей). В основу своей классификации представитель гуманистического направления в психологии положил принцип группировки потребностей по схожести в иерархической последовательности – от низших потребностей к высшим. Иерархия потребностей А. Маслоу для удобства восприятия представлена в виде таблицы.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Основные группы Потребности Описание
Дополнительные психологические потребности в самоактуализации (самореализации) максимальная реализация всех потенций человека, его способностей и развитие личности
эстетические потребность в гармонии и красоте
познавательные стремление узнавать и познавать окружающую действительность
Основные психологические потребности в уважении, самоуважении и оценке потребность в успехе, одобрении, признания авторитета, компетентность и т.п.
в любви и принадлежности необходимость быть в общности, социуме, быть принятыми и признанными
в безопасности необходимость в защите, стабильности и безопасности
Физиологические потребности физиологические или органические потребности в пище, кислороде, питье, сне, половое влечении и т.п.

Предложив свою классификацию потребностей, А. Маслоу уточнил, что у человека не могут возникать высшие потребности (познавательные, эстетические и потребность в саморазвитие), если он не удовлетворил базовые (органические) потребности.

Формирование потребностей человека

Развитие потребностей человека можно анализировать в контексте общественно-исторического развития человечества и с позиции онтогенеза. Но следует отметить, что и в первом, и во втором случае исходными будут выступать материальные потребности. Это обусловлено тем, что именно они являются главным источником активности любого индивида, толкая его на максимальное взаимодействие с окружающей средой (и природной, и социальной)

На базе материальных потребностей развивались и трансформировались духовные потребности человека, например потребность в познании базировалась на удовлетворении потребностей в пище, одежде и жилье. Что касается эстетических потребностей, то они также формировались благодаря развитию и усовершенствованию процесса производства и различных средств жизни, которые были необходимы для обеспечения более комфортных условий для жизнедеятельности человека. Таким образом, формирование потребностей человека обусловливалось общественно-историческим развитием, в ходе которого все человеческие потребности развивались и дифференцировались.

Что же касается развития потребностей в течение жизненного пути человека (то есть в онтогенезе), то здесь также все начинается с удовлетворения естественных (органических) потребностей, которые обеспечивают установлению взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В процессе удовлетворения базовых потребностей у детей формируются потребности в общении и познании, на основе которых появляются и другие социальные потребности. Важное влияние на развитие и формирование потребностей в детстве оказывает процесс воспитания, благодаря которому осуществляется коррекция и замещение деструктивных потребностей.

Развитие и формирование потребностей человека согласно мнению А.Г. Ковалева должно подчиняться следующим правилам:

  • потребности возникают и укрепляются благодаря практике и систематичности потребления (то есть формирование по типу привычки);
  • развитие потребностей возможно в условиях расширенного воспроизводства при наличии разнообразных средств и способов ее удовлетворения (возникновение потребностей в процессе деятельности);
  • формирование потребностей происходит более комфортно, если необходимая для этого деятельность не будет изнурять ребенка (легкость, простота и положительный эмоциональный настрой);
  • на развитие потребностей существенное влияние оказывает переход от репродуктивной деятельности к творческой;
  • потребность будет укрепляться в том случае, если ребенок будет видеть ее значимость, как в личностном плане, так и в общественном (оценка и поощрение).

В решении вопроса о формировании потребностей человека необходимо вернуться к иерархии потребностей А. Маслоу, который утверждал, что все потребности человека заданы ему в иерархической организации по определенным уровням. Таким образом, у каждого человека с момента его рождения в процессе его взросления и развития личности будут последовательно проявляться семь классов (конечно же, это в идеале) потребностей, начиная от наиболее примитивных (физиологических) потребностей и заканчивая потребностью в самоактуализации (стремлении к максимальной реализации личностью всех своих потенций, наиболее полной жизни), причем некоторые аспекты этой потребности начинают проявляться не раньше подросткового периода.

По мнению А. Маслоу, жизнь человека на более высоком уровне потребностей обеспечивает ему наибольшую биологическую эффективность и соответственно более продолжительную жизнь, крепче здоровье, лучше сон и аппетит. Таким образом, цель удовлетворения потребностей базовых – стремление к возникновению у человека высших потребностей (в познании, в саморазвитии и самоактуализации).

Основные способы и средства удовлетворения потребностей

Удовлетворение потребностей человека является важным условием не только для комфортного его существования, но и для его выживания, ведь если не удовлетворять органические потребности человек погибнет в биологическом смысле, а если не удовлетворять духовные потребности – то умирает личность как социальное образование. Люди, удовлетворяя разные потребности, обучаются различным способам и усваивают разнообразные средства для достижения этой цели. Поэтому в зависимости от окружающей среды, условий и самой личности цель удовлетворения потребностей и способы для ее достижения будут различаться.

В психологии наиболее популярные способы и средства удовлетворения потребностей заключаются:

  • в механизме формирования индивидуальных для человека способов удовлетворения своих потребностей (в процессе научения, формирования различных связей между раздражителями и последующей аналогии);
  • в процессе индивидуализации способов и средств удовлетворения базовых потребностей , которые выступают в качестве механизмов развития и формирования новых потребностей (сами способы удовлетворения потребностей могут превратиться в них самих, то есть появляются новые потребности);
  • в конкретизации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит закрепление одного способа или же нескольких, с помощью которых происходит удовлетворение потребностей человека);
  • в процессе ментализации потребностей (осознание содержания или некоторых аспектов потребности);
  • в социализации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит их подчинение ценностям культуры и нормам общества).

Итак, в основе любой деятельности и активности человека всегда лежит какая-нибудь потребность, которая находит свое проявление в мотивах и именно потребности являются побуждающей силой, которая толкает человека к движению и развитию.

Вся деятельность организации в первую очередь направлена на удовлетворение потребностей целевой аудитории. Покупателями предприятия могут выступать как отдельные лица и семьи, так и другие компании. Каждый из клиентов фирмы использует приобретенные характеристики и свойства товара для удовлетворения собственных запросов, будь то потребление продукта в личных целях или покупка его для перепродажи либо использования в производстве других товаров. Потребности - нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Своевременное и точное выявление потребности в товарах (как продовольственных, так и непродовольственных) служит существенной предпосылкой для закупок требуемых товаров и предоставления их на потребительском рынке в необходимых количествах. Если потребность в товарах оценена слишком высоко, то вследствие этого возникают излишки товара, которые приведут к ненужным повышенным издержкам. Если она определена слишком низко, это вызывает перебои в обеспечении потребителей товарами и неудовлетворение покупательского спроса. Покупатели в таком случае могут обратиться к конкурентам, снизится оборот и потеряется некоторая доля рынка. Дня бесперебойной продажи и гарантированного товарооборота коммерсант должен обеспечить широкое предложение товаров в нужном количестве. Потребность в товаре - это обоснованный расчет объема и ассортимента конкретных видов товаров, необходимых для максимального удовлетворения спроса обслуживаемого населения. Коммерсант должен знать, что целью определения потребности в товарах является предоставление покупателям необходимых товаров в нужном количестве, нужного качества и в нужное время. А это, в свою очередь, позволит торговой фирме успешно функционировать на потребительском рынке, реализовывать товары и получать прибыль через удовлетворение покупательского спроса. Содержание потребностей, масштабы и характер их удовлетворения в наибольшей степени характеризуют благосостояние людей и определяют их отношение к товарам и другим благам. Поэтому знание потребностей и связанных с ними процессов, протекающих в сфере потребления, очень важно для специалистов торговли, прежде всего, товароведов. Характер и содержание потребностей, уровень их развития, степень насыщения выражаются в поведении потребителей по отношению к качеству, престижности, цене и ассортименту товаров. Потребности существенно зависят от уровня жизни населения, культурного уровня общества, структуры потребления товаров. Следовательно, потребности могут быть самыми разнообразными.

Существуют разнообразные методы классификации потребностей. Потребности, удовлетворяемые непродовольственными товарами, обычно подразделяют на следующие группы: физиологические, социальные и духовные.
  1. Физиологические – потребности, обусловленные строением и функционированием организма человека. Это потребности в веществе и энергии, удовлетворяемые с помощью пищи, одежды, жилища, без чего невозможно самосохранение индивида, рода и человека как вида.
  2. Социальные – это потребности в определенном образе жизни, определенных условиях и характере труда, общении с другими людьми, самоутверждении, развитии интеллекта.
  3. Духовные –потребности человека заключаются в духовном развитии, творчестве, эстетическом познании окружающего мира.
Потребности, удовлетворяемые товарами, подразделяются на: Конкретные потребности – осознанная необходимость в конкретном материальном благе или услуге. Общие – необходимость, охватывающая процессы жизнедеятельности. Например, потребность в питании, одежде, жилье. Личные потребности в предметах потребления – это конкретные потребности каждого отдельно взятого человека. К ним относятся физические, духовные, социальные потребности, содержание которых совокупности определяется образом жизни человека, уровнем его доходов, психологическими и социальными установками, вкусами и привычками, другими факторами. Общественные потребности – это потребности в конкретных товарах (одежде, обуви, радиотоварах, мебели и т.д.) в общественном масштабе. Они играют исключительно важную роль в формировании качества и ассортимента товаров, развитии их производства. Товары, соответствующие общественным потребностям, являются общественно полезными. А. Маслоу предложена иерархия потребностей человека. Степень настоятельности потребностей – это сравнительная мера их необходимости. Она зависит от уровня доходов потребителей, их предпочтений, социального положения, состава семьи и множества других факторов, в той или иной степени влияющих на формирование самих потребностей. Анализируя научно-методическую литературу, можно сформулировать следующие выводы. Нужно целесообразно акцентировать внимание на сущность удовлетворения потребительских потребностей, а именно с помощью непродовольственных товаров. Непродовольственные товары – не предназначенный для употребления в пищу и не являющийся сырьем для приготовления пищи товар, реализуемый с целью удовлетворения разнообразного потребительского спроса. Данная товарная группа занимают значительный удельный вес в общем объеме оборота товаров, что определяется, с одной стороны, их широким ассортиментом, а с другой – необходимостью их использования в быту. Границы потребления непродовольственных товаров и услуг гораздо шире, чем продуктов питания. Они зависят от множества факторов и этапов жизненного цикла человека и его семьи. Это возраст, пол и уровень образования, характер трудовой деятельности и образ жизни, семейное положение и состояние здоровья; имущественная обеспеченность и текущие доходы; степень развития тех или иных потребностей и возможности их реализации; климатические условия и национальные особенности потребления и т.д. За последнее десятилетие ассортимент товаров существенно обновился как за счет поступления импортных изделий, так и за счет современной продукции производств.