Г. Омск. История, написанная стихами. «Люблю Иртыш в вечерние часы Тимофей белозеров город на иртыше

Коллективная статья «Достопримечательности, связанные с именем Тимофея Белозёрова»

На этой странице Вам необходимо разместить информацию о достопримечательностях города Омска, которые имеют отношение к поэту Т.М.Белозерову. В работе могут быть представлены фотографии, названия достопримечательностей, место нахождения, краткие исторические сведения.

Команда "Солнышко" МОУ "СОШ №83"

Мемориальный камень

Тимофею Белозерову, установленный на бульваре Мартынова в 2005 году.

Мемориальная доска ,

установленная по адресу: ул. Чокана Валиханова, д. 2, в котором проживал омский поэт Тимофей Белозеров.

Библиотека имени Тимофея Белозерова ,

расположенная по адресу: г. Омск, ул. Бережного, д. 5.

Нефтеналивной танкер ,

названный в 2005 году «Тимофей Белозеров».

Команда "ДЯТЛЫ" МОУ "СОШ №83"

Училище ,

в котором учился Тимофей Белозеров.

Команда "Мечтатели" МОУ "Исилькульский общеобразовательный лицей"

Иртышская набережная - любимое место прогулок Тимофея Белозёрова

Набережная Иртыша была любимым местом прогулок Тимофея Максимовича. От речного вокзала до

и вечерние часы. Набережная была не только местом отдыха или любования рекой - это была

дорога раздумий, творческой работы.

Был случай: увидел я его на набережной в районе магазина «Океан» случайно, сосредоточенного,

устремленного взглядом в речную даль. Пройдя, он не заметил меня, а, может, сделал вид, что не

заметил, и правильно сделал - ведь мне понятно было, что он работает, о чем-то думает и прерываться

не хочет, тем более что на этом пути ему встречается много знакомых людей, и всем не поклонишься,

не отдашь минуту внимания, когда ты весь в своих мыслях.

Не знаю, какие строки у него рождались на этом пути. Мне он с улыбкой признавался, что на набережной

сочинять ему сам Иртыш помогает. И как этому не поверить, если вся жизнь Тимофея Максимовича

с самой юности была связана с рекой: речное училище, плавание на судне по Иртышу и, наконец,

после многих мытарств и неустройств с жильем, получил он квартиру на Ленинградской площади с видом

на мост и реку. Поэтому в творчестве Тимофея Белозёрова много стихов о реке. Речная тема проходит

по всему творчеству поэта от первой книги до последних стихов. Где они были задуманы, где они

родились: за рабочим столом или во время прогулок? Много вопросов, на которые нет ответа.

Новиков Владимир

Встречи с Тимофеем Белозёровым

Команда "ЮниЛиты" МОУ "Астыровская СОШ"

*Бюст на могиле Т. М. Белозерова, находившийся на Северо-Восточном кладбище г. Омска. Скульптор Ф. Д. Бугаенко. Снимок хранится у В. П. Новикова

  • Деревня Черново Оконешниковского района, в которой жил и работал Т. М. Белозеров в последние годы жизни



  • Кабинет поэта в музее Т. М. Белозерова.


  • Иртышское пароходство, в котором работал Т. М. Белозеров в 1954 году



Команда "Умники и умницы" МОУ "Гимназия №43"

"ТИМОФЕЙ БЕЛОЗЕРОВ" ДЛИНОЙ 108 МЕТРОВ

24 мая 2005 состоялось переименование одного из танкеров Иртышского пароходства. Отныне он будет носить имя Тимофея Белозерова. Министерство культуры Омской области совместно с Омским отделением Союза писателей России обратились в Иртышское пароходство с идеей присвоения одному из танкеров имени заслуженного работника культуры РСФСР, автора шестидесяти детских книг Тимофея Максимовича Белозерова. Идея о эта была поддержана речниками, и на одном из советов директоров было решено, что танкер "Ленанефть-2018" длиною 108 метров и грузоподъемностью более 2 тысяч с тонн теперь будет носить это имя.

"Именем Белозерова названа одна из улиц в Омске.

Находится она в городке Нефтяников

Команда "Омички" МОУ "СОШ № 142"

Самой дорогой и любимой книгой для поэта стал сборник стихов “Журавкин праздник” с гравюрами известного в стране и за ее пределами графика Николая Калиты.

На фото: Н.Калята; одно из изданий книги автора

Стихи Т. Белозерова печатались в детских журналах “Мурзилка”, “Колобок”, “Пионер”, “Веселые картинки”, “Костер” и взрослых журналах “Сибирские огни”, “Урал”, “Нева”, “Земля сибирская, дальневосточная”. Его стихи можно найти во многих коллективных сборниках, альманахах, хрестоматиях, антологиях.а эти творческие годы у него одна за другой выходят книги для детей: “Весна”, “Лесной скрипач”, “Гудки над рекой”, “Огородный Подрастай”, “Лесные качели” и другие.При жизни поэта вышло 56 книг.

Накопленный творческий опыт способствовал поступлению в Литературный институт имени А.М. Горького (заочно), который он окончил в 1963 году. В последующие годы книги Т. Белозерова выходят в издательствах разных городов: в Москве, Новосибирске, Свердловске, Кемерове, Барнауле, Киеве а также за рубежом.

Команда "Родничок" МОУ "Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова"

Личные вещи поэта, хранящиеся в Литературном музее им. Ф.М. Достоевского. Дар вдовы поэта В.И. Белозеровой.

Рабочий кабинет поэта.

С 1954 года Т. М. Белозеров работал мастером в литейном цехе судоремонтного завода.

В Совет директоров ОАО "Иртышское пароходство" (ИРП) обратились представители Омского отделения Союза писателей России. Они предложили присвоить одному из теплоходов имя известного детского писателя Тимофея Белозерова. Совет директоров ИРП предложил присвоить танкеру "Ленанефть-2018" имя заслуженного работника культуры РСФСР, автора шестидесяти детских книг Тимофея Белозерова. После занесения в федеральный регистр судов танкер официально получил новое имя, а весной 2005 года состоялась церемония торжественное "имянаречения".

С 1954 по 1963 год Т. М. Белозеров работал на радиозаводе им. Попова.

В 1963 году Т. М. Белозеров стал редактором Омского телевидения.

Река Иртыш была одной из любимейших рек Белозерова. Её мощи, величию, красоте он посвятил многие стихи.

Команда "Сибирёночек" МОУ "СОШ № 142"

Тимофей Белозеров. Истый сибиряк. Мастер на все руки (так называл Т.М.Белозерова С.Баруздин). Омский поэт, любящий природу родного края. Но особенно любил он бывать на набережной Иртыша. Сколько замечательных стихотворений посвящено реке. Сейчас бороздит просторы Иртыша танкер «Ленанефть-2018», который теперь носит имя Тимофея Белозерова. И это не случайно: в Иртышском пароходстве его считают своим, флотским. Ведь он окончил Омское речное училище.

В волшебный мир Тимофея Белозерова, обладающего счастливым даром всюду находить поэзию, влюблены не только дети. На его стихах и сказках выросло уже не одно юное поколение. У него нет резкой грани между стихотворениями для детей и для взрослых. Поэт влюблен в свой край, в родную природу. Об этом говорят даже названия стихов, по которым любой омич сможет догадаться, где происходят события: «Зачем я в Большие Уки к детям летал», «Люблю Иртыш в вечерние часы», «Речка Оша» и др.

Не случайно поэт так много писал о сибирской природе, а один из критиков назвал Сибирь Т.Белозерова «певучей и нежной». Сказано очень точно и подтверждений в стихах поэта предостаточно: Сколько солнца в горах и простора! Так и хочется варежки снять И к теплу. На плечо косогора Деревеньку родную поднять…

А первую книгу иллюстрировал омский художник Кондратий Белов. Этого человека Тимофей Максимович уважал и ценил. В Омске прошел второй Белозеровский фестиваль, посвященный 80-летию со дня рождения замечательного омского поэта Тимофея Белозерова. Настоящего поэта любили многие. У него много замечательных учеников. Но и восхищались многие. Недаром В.Полторакин в 1970 году изобразил Т.Белозерова так: Личные вещи поэта, которые хранятся в Омском Литературном музее. Дар вдовы поэта В.И.Белозеровой

Команда "Звезды" МОУ "Москаленская средняя общеобразовательная школа№3"

Умер Т.М. Белозеров 15 февраля 1986 г. в Омске и похоронен на Старо – Восточном кладбище. На доме № 2 по улице Ч.Валиханова установлена мемориальная доска с его горельефом работы скульптора Федора Бугаенко. Именем Белозерова названы одна из улиц Омска, в городке нефтяников, детская библиотека на Левом берегу, танкер Иртышского речного пароходства. Имя его отражается в реке, скользя по волнам на борту судна. Ему установлен памятный камень на Аллее литераторов XX века.

В библиотеке имени Т.М.Белозерова живут его книги и его герои: персонажи, ожившие и нарисованные, сшитые, вылепленные юными читателями. Сила притяжения его личности оказалась столь велика, что постепенно здесь возник небольшой музей, экспонатами которого стали фотографии, письма, книги, личные вещи и любимые пластинки поэта. О годах учебы Т. Белозерова в Омском речном училище и его «похождениях» по сибирским рекам напоминают корабельные приборы и современная форма курсанта училища. И кажется, что сам Иртыш вошел в стены библиотеки со своим плеском, речным запахом, шелестом прибрежной травы. Диорама, воссоздающая уголок Омского Прииртышья, словно убрала одну стену и раздвинула пространство.

Вышла замечательная книга воспоминаний о поэте «Шел он по солнечной гриве» (составитель В.Новиков). Рассказы, включенные в книгу, написаны тепло, с мягким юмором и огромным уважением к большому таланту нашего земляка. Читая и перечитывая стихи Т.Белозерова, понимаешь, что еще ни одно поколение вырастет на его замечательных произведениях.

Команда Юные литературоведы

В городе Омске есть достопримечательности, связанные с именем Белозерова: именем Т. Белозерова названа одна из улиц города Омска, детская библиотека на Левобережье, на улице Чокана Валиханова,2, в доме где жил и работал поэт установлена мемориальная доска с горельефом работы скульптора Ф. Бугаенко,бороздит просторы Иртыша танкер «Ленанефть- 2018», который теперь носит имя Т. Белозерова, в библиотеке им. Достоевского находится архив Т. Белозерова. На аллее литераторов 20 века установлен в его честь памятный знак из базальтового камня.

Команда "Книголюбы" МОУ "Новологиновская СОШ"

  • Омское речное училище, в котором учился Т.М. Белозеров

с 1948 по 1952 годы.

Команда "Новое поколение"

Омский государственный историко-краеведческий музей, Ленина 23,а

В 1979 году состоялась первая выставка, созданная в музее имени Достоевского сотрудниками литературного отдела «Пусть всегда будет солнце», посвященная 50-летию со дня рождения омского поэта Т.М. Белозерова . Так как ремонт в комендантском доме еще не завершился, выставка прошла в помещении краеведческого музея.

Городской дворец детского и юношеского творчества, Красный путь,155

На протяжении ряда лет Тимофей Максимович Белозеров вел литературный кружок «Иртышок» во Дворце пионеров и школьников – в архиве сохранились тетради с детскими стихами и сказками, зачастую с его правкой. Тимофей Максимович много общался с детьми, участвовал во многих творческих встречах во Дворце пионеров.

Команда Девчата МОУ "СОШ № 40 с углубленным изучением отдельных предметов"

Удержать ускользающее прошлое можно разными способами: отметить старый дом новой табличкой с надписью: «Здесь жил...», присвоить имя выдающейся личности улице, парку или другому городскому объекту, собрать и издать все, что связано с жизнью и творчеством. Еще можно устраивать чтения, отливать памятники, делать экспозиции... Его поэзию называют доброй, светлой, радостной, певучей и мудрой, и спустя годы она все так же свежа, душиста и притягательна для детей и для взрослых. Каждый из нас хотя бы раз читал или слышал стихи Тимофея Белозерова - щедрое наследство сразу многим поколениям. Благодарными ли наследниками мы оказались? Наша команда совершила экскурсии по местам, связанным с именем Т. Белозёрова. Мы представляем свой фоторепортаж.

Светлое имя поэта стало родным для детской библиотеки на левом берегу Иртыша. В библиотеке имени Тимофея Белозерова живут его книги и его герои.

В августе 2005 года на аллее литераторов состоялось торжественное открытие мемориального камня с именем с детского поэта.

С 1948 г. по 1952 г. Т.Белозёров учился в Омском речном училище.О годах учебы Тимофея Белозерова в училище и его «хождениях» по сибирским рекам напоминают корабельные приборы и современная форма курсанта училища. И кажется, что сам Иртыш вошел в стены библиотеки со своим плеском, речным запахом, шелестом прибрежной травы. Диорама, воссоздающая уголок Омского Прииртышья, словно убрала одну стену и раздвинула пространство.



Десятками способов мы удерживаем уходящее. Бумага, пленка, металл, камень. Но главный дом памяти - душа. Именно здесь она жива и подвижна. Лучшая память о поэте - жизнь его стихов. Чтобы их читали, учили, помнили, любили. Творчество Тимофея Белозерова - счастливое наследство, не убывающее, не вызывающее раздора, с любовью передаваемое каждому, кто отзывается на любовь и красоту, и каждого делающее богаче. И мы должны сохранить его, дабы не обделить тех, кто придет вслед за нами.

Сочинять Иртыш помогает

...Тимофей Белозёров любил гулять по Иртышской набережной от речного вокзала до Ленинградского моста и далее до грузового порта. Здесь он не только любовался местными красотами и отды-хал, но и сочинял стихи. Своим родным он часто признавался, что именно там у него рождаются строчки, сочинять ему Иртыш помогает. Ещё бы, ведь вся жизнь Белозёрова была связана с рекой: он окончил Омское речное училище, которое сегодня носит имя капитана Евдокимова, плавал на судне по Иртышу и квартиру в городе получил на Ленинградской площади, с ви-дом на мост и реку.

Однажды, встретившись с Владимиром Новиковым, омским писателем, на набе-режной, Тимофей Белозёров предложил ему спуститься к реке. Здесь, как вспоминал молодой публицист, он стал свидете-лем рождения одной строчки.

«- Присядем! — предложил поэт, ука-зывая на лежащее на пути бревно. Присе-ли. И в этот момент на реке один за другим стали вспыхивать огоньки бакенов.

Электроника!.. — сказал Тимофей Максимович. — Сами зажигаются с на-ступлением сумерек. А раньше что было: дедушка-бакенщик на веслах, внучек на корме — фонари зажигать плывут. Романтика! Жаль, что столько мальчишек теперь не знают этой радости.

Из-под моста, толкая перед собой бар-жу, появился буксир и прошел мимо нас — в огнях и весь дышащий теплом и уютом.

— Люблю Иртыш в вечерние часы!.. — сказал Тимофей Максимович и вдруг от этих слов как-то вздрогнул. Посмотрел на меня и снова повторил эти слова.

— А ведь это стихотворная строка! — воскликнул я».

В тот же вечер поэт написал стихотво-рение:

Люблю Иртыш в вечерние часы.

Вот вспыхнул бакен,

сумраком зажжённый.

И на краю белеющей косы

Притих рыбак, блесной вооружённый.

Прошёл буксир с тяжёлою баржой,

С цветами в рубке, с музыкой прощальной.

И куличок, как будто всем чужой,

Заплакал вдруг

на отмели печальной. ..

Леонид Мартынов

СТАРЫЙ ОМСК====

Призыв горниста радостен и звонок,
Плывя над степью, душу не томи! -
Кандальных девок и клейменных женок
Пригнали летом в крепость на Оми.

Казаки гоготали на площадке,
И быстро осмотрели фельдшера
Баб, пригнанных из Вологды и Вятки
Приказом императора Петра.

Приказ Петра - и ликованье в войске:
Дареных жен по жребию делить,
С упрямыми расправиться по-свойски -
Не лаской, так нагайкой вразумить.
Когда же совершалась лотерея,
Казенный поп венчал два дня подряд-
Зима, муштруя, лето, мощно грея,
Взрастили поколенье казачат.

Не раз переменились гарнизоны.
И площадь населения росла.
Был ров глубок и крепки бастионы.
И не страшна кайсацкая стрела.

Сраженья и пожары за Уралом,
Но в городке, который позабыт,
Едва ли меньше дела генералам,
Чем на полях, где Бонапарт стоит.

Угрюма степь в своем обличье зверском,
Но городок шумлив и освещен -
Встречает знать в собранье офицерском
Из Петербурга выписанных жен.

Под их поклажей гнулся горб верблюжий,
Их путь отряды войска стерегли -
Вновь через горы, скованные стужей,
Европеянки в Азию пришли
Но этих жизнь пройдет в приятной спячке,
Их охраняют пушки и штыки,
Услуживают юные казачки,
И подают мантильи денщики.

Настали дни побед и благоденства.
Кайсаки отступили на восток.
И занято работой "чиновенство" -
Для первых ссыльных строится острог.

Над сетью улиц низеньких и пыльных
Колоссом серым высится тюрьма.
И стали в ряд курные избы ссыльных
И гордые чиновничьи дома.

Мечеть и месяц - герб Степного края -
Украсил губернаторский дворец;
Военщина бледнеет, обмирая,
И за купцом является купец.

Их сбереженья в Азиатском банке.
Их кабаки над Омкою стоят.
Как в непогодь растут грибы-поганки,
Так разрастался Мокринский форштадт.

Там появились шкеты и калики,
Ракло одесский, жулик костромской.
И в кабаках ножовщина и крики.
И раздает пинки городовой...

Двадцатый век стучится у порога,
И ожила степей седая даль.
Отстроена железная дорога -
Сибирская большая магистраль.

О, перьев скрип, бумаг казенных шорох,
Насилия и косности века,-
Того ль искала в девственных просторах
Петра неутомимая рука?..

Но нити судеб спутаны и тонки,
И вел к тому непогрешимый рок,
Чтоб с правнучкой этапной бледной женки
Вошел в союз чиновничий сынок.

И чтоб потомок дерзостных кайсаков
Был званьем гражданина наделен,
И стал для всех живущих одинаков
Республикою созданный закон.

Пронесся вихрь, туман веков развеяв.
В Сибири родословья не в чести.
И лишь в пыли архивов и музеев
Мне удалось рассказ про Омск найти.

А дни идут размеренно и строго,
Сливая жизни в мощное одно.
Так мельницы (под Омском мельниц много)
Размалывают спелое зерно.

Конспект комплексного занятия

в подготовительной к школе группе

по теме

«социально – нравственное воспитание дошкольников»

«Мы город свой славим, о нём мы поём»

Составители:

воспитатель,

музыкальный руководитель,

старший воспитатель.

Омск – 2008 г.

Программное содержание : продолжать работу по патриотическому воспитанию дошкольников; научить узнавать родной город по иллюстрациям и фотографиям; продолжать знакомить с историей города Омска, музеями, достопримечательностями региона, творчеством омских поэтов, композиторов, художников; воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю, своей малой Родине. Активизировать в речи детей слова: судоходная, полноводная, струг, причал, трап, русло. Закреплять умение детей исполнять песни правильно, интонируя мелодию, выполнять действия в соответствии с текстом.

Материал: иллюстрации, репродукции об Омске, слайды для мультимедийного просматривания, символы Омска – флаг и герб Омска.

Зал оформлен рисунками детей о городе Омске.

Предварительная работа :

Беседы: «Историческая жизнь города Омска» «Омские музеи и его художники» «Знакомство детей с памятником истории и архитектуры»

«Путешествие по Иртышу»

Экскурсии: В музей имени Врубеля на выставку «Как рубашка в поле выросла» «К вечному огню в сквере Борцам революции»

Чтение художественной литературы , рассматривание фотоальбомов о нашем городе / микрорайоне «Юбилейный», слушание музыкальных произведений, заучивание стихов и песен омских поэтов и композиторов, рисование памятных мест нашего города.


Ход занятия :

Под песню «Золотые купола» дети входят в зал, встают

полукругом около стульчиков .

Ребёнок : Омск – ворота Сибири

Край хлебов и водной шири

Ты надежда Сибири

Нестареющий Омск.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, в котором узнаем много интересного о нашем любимом городе, что – то вспомним и расскажем сами.

Обращает внимание детей на кроссворд, расположенный

на магнитной доске.

В ходе нашего путешествия нам нужно будет решить кроссворд и открыть ключевое слово. Поэтому в пути нам понадобятся ваши знания, умения, терпение и взаимопомощь . Готовы! Можно отправляться! Сядем в автобус и отправимся от нашего детского сада по Омским улицам.

Дети садятся на стульчики. Демонстрация слайдов:

«Здание детского сада», «Здание школы № 95», «»Детская

площадка и жилое здание родного микрорайона Юбилейный».

Дети называют знакомые уголки родного края.

А теперь будем предельно внимательны, так как выезжаем на главную дорогу, где необходимо знание и соблюдение правил уличного движения.

Звучит фонограмма «Омские улицы» Сомова.

А теперь я предлагаю сделать небольшую остановку и послушать, как

словами поэтов наши дети говорят об Омске.

Ребёнок : Омск - ворота Сибири

Край хлебов и водной шири

Ты надежда Сибири

Нестареющий Омск.

Ребёнок : Ах, город мой,

Семи ветрам подвластный

Березовый, назло семи ветрам

Издалека,сквозь ветры и ненастье

Тянусь к твоим доверчивым ветвям…»

Воспитатель : Ребята, а кто из вас знает, в каком городе мы живём? Как можно назвать вас и других жителей Омска?

Дети.

Воспитатель: Правильно, вот мы и открыли первое слово нашего кроссворда ОМСК .

Воспитатель предлагает ребёнку на магнитной доске

открыть слово «Омск» - в клетки кроссворда разместить

соответствующие буквы.

Почему наш город носит название Омск?

Дети.

Воспитатель: Правильно, от названия реки Омь. Какая большая судоходная река протекает у нас в городе?

Дети.

Воспитатель: Предлагаю послушать, как о нашей реке Иртыш говорят омские поэты?

Ребёнок : Седая мудрая река

Сверкает у причала

Она прошла через века

И видела немало.

Ребёнок : За забором, за обрывом кручею

Катит буйны воды не спеша

Мой Иртыш – река моя могучая

Нет на свете краше Иртыша.

Воспитатель : Через реку протянулся мост. Послушаем о нём стихотворение

Ребёнок : Дрожат перила

Зноем дышит ветер

В пыли, в поту бетонные бочки

И день и ночь как заводской конвейер.

Грохочет мост над пропастью реки

С него сползают, пробуя моторы,

Поток машин, гружённых и пустых

И светофоры, словно контролёры

Внимательно осматривают их.

Воспитатель : Издавна плавали русские люди по Иртышу на стругах / на стенде выставляется картинка старинного судна/ Струг – старинное речное деревянное судно. Затем плавали на колёсных пароходах, на смену которым пришли современные теплоходы и суда на подводных крыльях. Я предлагаю вам прокатиться по реке Иртыш. Как вы думаете, на чём мы с вами поплывём?

Дети: На катере.

Воспитатель : А откуда мы будем отправляться?

Дети: От речного вокзала.

Воспитатель: Подойдём к причалу и по трапу осторожно поднимемся на катер. Поднимаем якорь. Отдать швартовы, отчаливаем. Пока мы с вами плывём, послушаем старинную легенду, как встретились две реки Иртыш и Обь.


Дети проходят на «катер», сооружённый из строительного

материала. Двое детей – сказителей размешаются перед

детьми и перелистывая альбом, рассказывают легенду.

1-й ребёнок : В давние – предавние времена родился у старика Алтая сын Иртыш. Малой каплей вынырнул он из каменной щели и давай расти не по дням, а по часам, да таким молодцем – богатырём обернулся – любо – дорого посмотреть.

2-й ребёнок : Тесно стало молодцу Иртышу в глубоком гнезде. « Выпусти ты меня, отец, на волю. Тесно мне в горах, как в темнице, - взмолился он – слышал я, что ждёт не дождётся красавица Обь»

1-й ребёнок : Ничего не ответил отец. И решил тогда Иртыш бежать с гор. Тёмной ночью, когда луна закрылась в облако, разбежался Иртыш, прыгнул

и вырвался из котловины в ущелье. Вырвался Иртыш из гор да призадумался: в какую сторону путь держать, где красавицу Обь искать.

2-ребёнок : Пролетали в то время над степью птицы, подсказали они Иртышу, что красавица Обь держит путь к Ледовитому морю – океану. В степи жарко, солнце выжгло её травы. «Ну – ка испей моей водицы», - сказал Иртыш и разлился широко, привольно. Обрадовалась степь и приникла к иртышской воде сухим горячим телом.

1-й ребёнок : А Иртыш всё дальше уходит на север. И вот настал день, когда встретился Иртыш с красавицей Обью. Ещё издалека увидел он, как изогнулась она дугой в его сторону. « Как раз по мне красавица богатырша!» - сказал Иртыш, и слились две реки в одном русле, и потекли к Ледовитому морю – океану. А чтобы быть полноводнее Иртыш вбирает в себя много маленьких рек и одна из них - Омь.

Воспитатель : Слушая легенду, мы успели вернуться обратно. Что это за здание?

На стенде демонстрируется слайд с изображением речного

вокзала.

Дети : Это речной вокзал.

Воспитатель : Вот и пришло время открыть второе слово нашего кроссворда ВОКЗАЛ.

На магнитной доске ребёнок выкладывает слово «Вокзал»

Речной вокзал. Это как раз то самое место, где наша маленькая река Омь впадает в широкий большой Иртыш. Здание вокзала протянулось по берегу почти на четверть километров. Это своеобразное сооружение из бетона, стекла и металла. Очень красивое и лёгкое, с башенкой, рубкой, сигнальной мачтой, своими очертаниями оно напоминает огромный корабль. Сейчас мы с вами сойдём на берег и прогуляемся пешком по улицам Омска.

Звучит фонограмма «Омские улицы». Дети свободно,

пританцовывая, расходятся по всему залу. На стенде

демонстрируются виды города Омска.

Воспитатель: Послушайте загадку:

Что за дом –

Музыку услышишь в нём,

Пенье, танцы, плач и смех

Удовольствие для всех. /Театр/

Вот ещё одно слово из нашего кроссворда

Ребёнок выкладывает слово «Театр»

Какие театры вы знаете?

Дети: Омский театр драмы, Государственный музыкальный театр, ТЮЗ, Театр кукол «Арлекин».

Воспитатель : А теперь я вам предлагаю объединиться в группы по 4 человека, взять конверты с разрезными картинками и на ковре выложить силуэты театров, узнать их и немного рассказать о них.

Дети выкладывают картинки, затем рассказывают, что это

за театр и какие спектакли в них демонстрируются.

Какие ещё знаете памятные места? Кто прославляет наш славный город Омск?

Дети: Поэты, композиторы, художники, писатели,

Воспитатель: Каких поэтов, которые пишут для детей, вы знаете?

Дети: Белозёров, Седов.

Воспитатель: Третьим словом в нашем кроссворде будет имя нашего земляка.

Ребёнок на магнитной доске выкладывает слово «Седов »

Воспитатель : Кто знает стихи этих поэтов?

1-й ребёнок : Николай Седов «Зима»

Зайцы спрятались в снега

Зайцам шуба дорога

Мыши в норы убежали

И поймаешь их едва ли

Белки прыгнули в дупло

В нём не страшно и тепло

Ну а филин всё сидит,

И во все глаза глядит.

2-й ребёнок : Николай Седов «Дед Матвей»

Кто там на заваленке

В шубе да валенках?

Это дед Матвей.

Обрядился потеплей

И по – зимнему одетый

Ворожит морозы летом.

3-й ребёнок : Тимофей Белозёров «Город на Иртыше »

Коротая охотничьим промыслом век

На пустынное место пришёл человек

Вытер лоб рукавом, сбросил лёгкую гладь

Под руками - двуречье. Простор. Благодать!

Застучал в сосняк головастый топор

Опоясал избу островерхий забор

Потянул над берёзами сытый дымок…

Но один человек оставаться не мог.

И пошла по засекам упрямая весть:

Место крепости есть! Место города есть! –

Словно пальцы в кулак собирался народ –

Балалайки, орехи у новых ворот.

На базаре – телеги, отрезы парчи.

Над пожарным сараем верста каланчи.

Над рекой закачались огни фонарей…

Плахи сходен, канаты

Чугун якорей…

Размеренный век

По ступеням крыльца

Люди в узел двух рек

Завязали сердца!

Воспитатель : Молодцы! А каких омских композиторов вы знаете?

Дети: Толстобоков, Титов.

Исполняется песня «Дашин карандашик»

Воспитатель : А скажите, пожалуйста, куда мы недавно ездили?

Дети: Музей имени Врубеля.

Воспитатель : А кто такой Врубель?

Дети: Художник.

Воспитатель: Правильно, фамилию этого знаменитого художника я выложу сама, а вы посмотрите.

Выкладывание воспитателем слова «Врубель»

Воспитатель: А каких ещё омских художников вы знаете?

Дети : Либеров, Белов.

Показ репродукций «Осенние берёзы», «Туман на озере», «Весна»

Воспитатель : Поэты, художники, композиторы и писатели славят наш сибирский край, наш город Омск. Когда вы вырастете, вы тоже будете его его славить своим трудом, совершая хорошие и добрые дела.

Ваши мечты сбудутся, вы будете крепко дружить, будете охранять и любить природу. А сейчас исполним песню «Это так прекрасно»

Песня «Это так прекрасно»

Вы очень любите свой родной край, свою малую Родину. Как и все омичи мы с вами любим отдыхать и веселиться, также как и трудиться. И теперь по окончании нашего путешествия мы с вами можем прочесть ключевое слово, которое у нас получилось. А это слово «ВАЛЬС» . Предлагаю пригласить всех наших гостей и исполнить прекрасный «Омский вальс»

Говорят, хороши вечера в Подмосковье. Только в Омске не хуже они.

Исполняется «Омский вальс», дети приглашают взрослых.

1.1. Омск глазами Леонида Мартынова

Сибирь начала ХХ века была богата поэтами, однако мало кто может оспорить первенство Л.Мартынова. Известный писатель и литературный деятель Сибири 20-30-х годов Вивиан Итин, один из первых редакторов «Сибирских огней», так отозвался о Леониде Мартынове: «Сибирские поэты, все стоящие близко к сибирской литературе, единогласно признают его поэтическое первенство». Леонид Николаевич Мартынов родился 9 (22) мая 1905 года в Омске. Его отец, Николай Мартынов, был инженером-строителем железных дорог, потомком мещан Мартыновых, ведущих начало от деда своего, владимирского коробейника-книгоноши Мартына Лощилина. Мать поэта, Мария Збарская, привила сыну любовь к чтению, к искусству. В 1921 году Мартынов становится активным сотрудником местных газет «Рабочий путь», «Сигнал», где публикует свои очерки, статьи, заметки, а позже и стихи, подписывая их псевдонимом «Александр Гинч». В 1923 году в журнале «Сибирские огни» было напечатано его стихотворение «Воздушные фрегаты».

Об Омске до Мартынова писали мало и вскользь. Просто город в то время еще не воспринимался поэтически. И лишь в 20-е годы возникла необходимость в художественном осмыслении тех перемен, которые произошли с нашим городом, оказавшимся в эпицентре гражданской войны. У истоков этой темы стоял Леонид Мартынов. В молодые годы Мартынов жадно впитывал разнообразные впечатления, полученные им на улицах и площадях степного города. Умея соединять реальное с воображаемым, Мартынов создавал свой особый мир. На его поэтической карте Омск был центром сказочного Лукоморья. Часто поэт называл родину «блаженной Гипербореей» - по примеру древних греков, считавших, что есть за Уралом утопическая страна, где все счастливы. С Омском связаны неповторимые моменты поэтической судьбы Мартынова . Он одним из первых из сибирских поэтов воспел свой родной Омск, «город серых заборов и русских печей»:

Город, город!

Ты огромен

И как будто ты бескраен.

И всегда твои мы дети,

Где бы ни было на свете,

Узнаем друг друга сразу,

Леонид Мартынов был истинным патриотом Омска, он стал своеобразным летописцем города на Иртыше, который, по преданию, впадает в Ипокрену. Знаменательно образное выражение «Иртыш, превращающийся в Ипокрену» (кстати, именно так был назван первый в Сибири журнал, выходивший в Тобольске в ХVIII веке). Как известно, Гиппокрена (Иппокрена) - это водный ключ на горе Геликони в Беотии, обладающий чудесным свойством вдохновлять поэтов. В предании сказано, что этот ключ появился от удара копыта коня Пегаса, иначе говоря, Гиппокрена является символом источника поэтического вдохновения. «Иртыш, превращающийся в Ипокрену» в творчестве Мартынова становится не только источником творческого вдохновения, но и воплощает романтическое мироощущение автора. В первых стихотворениях Мартынов еще не называет Омска: Выдвинутые подбородки,

Суковатые кулаки…

Это было в рабочей слободке

Над гранитным бортом реки…

Трудно узнать в этих строчках Омск, город еще прячется за невесть откуда взявшимся «гранитным бортом реки». Нелегко обнаружить омские приметы и в «Воздушных фрегатах» - первом стихотворении Мартынова, опубликованном в 1923 году «Сибирскими огнями». Над безымянным городом проплывают сказочные корабли. Но у стихотворения семнадцатилетнего поэта были и чисто омские корни. Сквозь романтические контуры «Воздушных фрегатов» явственно проступали черты реального Омска.

В отличие от небольших стихотворений, более крупные произведения Л.Мартынова начала 20-х годов - «Старый Омск» и «Адмиралтейский час» - имели, безусловно, омскую прописку.«Старый Омск» появился в 1924 году. Позже в творчестве Мартынова появляется легендарная «Река Тишина» - о нашей Оми, об омичах, их судьбах после революции.

А как широка река Тишина?

Тебе известна ее ширина?

Правый берег виден едва-едва -

Неясная цепь огней…

А мы поедем на острова.

Ты знаешь - их два за ней.

А как длина река Тишина?

Тебе известна ее длина?

От полночных низин до полдневных высот

Семь тысяч и восемьсот

Километров - повсюду она

В тридцатые годы Мартынов создает целый ряд исторических поэм. Они стали явлением в русской поэзии, поражают своеобразием, близостью стиха к разговорному языку, виртуозной гибкостью. В любое время поэт находил своих героев, свой Омск, все равно, восемнадцатый ли это век - как в «Тобольском летописце», девятнадцатый ли - как в «Правдивой истории об Увенькае», или начало двадцатого - как в «Сестре». Работа над архивными источниками, краеведческом материалом, историческими книгами помогла Мартынову написать такие прозаические книги, как «Крепость на Оми», «Повесть о Тобольском воеводстве». Сибирская тема нашла отражение и в других произведениях писателя: «Пушкин и Ершов», «Алябьев за Уралом», «Инженер Михайловский», «Художник Знаменский», «Труд ямщика Черепанова», «Писатели нашего края».Конечно, Мартынов сознавал, что Омск - только малая часть России. Но это его родной город. Здесь каждая улица - его улица, каждый дом - его дом. Он слышал их голоса, они рассказывали ему о времени далеком и близком :

Метет буран, но торг идет горячий на площади.

Шумит базар казачий.

В рядах мясном, молочном, рыбном, птичном

Идет хозяйка с видом безразличным.

И в лавочках свечных, мучных и хлебных

Не слушает она речей хвалебных,

Что произносят на степных наречьях

Торговцы в шубах козьих и овечьих

И в малахаях песьих, лисьих, волчьих.

Такой Омск - больше Омска, он может соединить народы. Леонид Мартынов упоминает об экзотике Омска, подчеркивая его расположение на границе русской Сибири и казахских степей.

А после - Омск. И пыльный май.

Киргиз трясется, желт и глянцев.

Его узорный малахай -

Экзотика для иностранцев.

В книге «Воздушные фрегаты» Л.Мартынов подробно исследует духовный ландшафт Омска. Л.Мартынов принадлежит к тому типу художников, у которых обостренно развито чувство времени, связанное с близким ощущением истории и движением жизни. Омск становится главным предметом авторского внимания. Об этом Мартынов заявляет в самой первой новелле цикла «Детские грезы»

А город - он точно огромный пустырь,

Заборы, заборы, заборы…

И в улицах снежных гуляет сама

Восточная злая пушная зима.

Все ходит, все бродит, все ищет…

Поздней ночью город пустынный

При бертолевых вспышках зимы.

И стынут на бульварах, оградах и заборах,

На складах, на амбарах, вокзалах и соборах

Промерзлые пласты звенящей пустоты.

И город не спит, погруженный в снега

Морозный, косой, деревянный.

Кстати, эти стихи Мартынов включит позднее в новеллу «История одной вражды». В ней он размышляет о том, как выглядел его город в прошлом. Вместе с поэтом по улицам старого Омска гуляет ветер. Мотив ветра присутствует во всех ранних стихах о городе: Это было еще до революции:

Вспоминаю город азиатский,

Этот северо-восточный ветер,

Проникавший через двойные рамы

В бани, в храмы, в церкви и в мечети

И в костел, в малюсенький костелик,

Созывавший дребезжащим звоном

Этих полек.

Город, таким образом, становится вдохновителем писателя, его музой. Кроме того, Омск открыл для Л. Мартынова центральную тему его творчества - тему Сибири. Весной 1932 года ОГПУ сфабриковало дело так называемой «сибирской бригады». В эту группу входили такие литераторы, как Н. Анов, П. Васильев, Е. Забелин, С. Марков, Л. Мартынов и Л. Черноморцев. Сам Мартынов позже писал: «Я был арестован секретно-политическим отделом ГПУ. Мне предъявили разные обвинения в антисоветской деятельности, вплоть до пропаганды идей… завоевания Индии для присоединения к СССР. Через 3 месяца я был освобожден, но в тот же день мне было предложено в административном порядке покинуть Москву, выбрав город для жительства. Я выбрал Вологду».

Возвращение в Омск было долгожданным. Однако за время его отсутствия город изменился. Друзья юности давно покинули Омск. Город перестал быть центром художественной и литературной жизни Сибири, уступив пальму первенства новой сибирской столице - Новосибирску. Все менялось на глазах. С каждым годом в Омске и на его окраинах увеличивалось количество исправительно-трудовых лагерей и колоний. Родина поэта постепенно становилась островком СИБЛАГа. Не потому ли так печальны некоторые пейзажи Мартынов, что автор был свидетелем превращения Омска в один из филиалов необъятного ГУЛАГа .

Веет зимней глубочайшей грустью

Снежный ветер, заметая след.

Думаешь невольно: «Захолустье!

Ничего здесь не было и нет!»

В годы Великой Отечественной войны Л. Мартынов жил в Омске, публиковал патриотические стихи в газете «Омская правда», многие из которых вошли в сборник стихов «За Родину» (Омск, 1941). Активно участвовал в выпуске агитплакатов, проводил литературные консультации в областной газете, писал газетные очерки и репортажи о буднях тыла, принимал активное участие в выпусках «Омского альманаха».

После выхода в 1944 году поэтического сборника «Эрцинский лес» в местной прессе начинается травля поэта. В «Омской правде» появилась статья под названием «Жар-цвет» или Словесные выкрутасы Леонида Мартынова». Потом появились другие, написанные в том же духе: «В кривом зеркале», «В дебрях Эрцинского леса» и т.п.

Недавно было расшифровано постановление бюро обкома ВКП(б) «О работе областного гос.издательства», в котором говорилось, в частности: «Грубейшей политической ошибкой ОМГИЗа было предоставление литературной трибуны поэту Мартынову, который, пользуясь покровительством тт. Жданова и Курневой, создал ряд своих безыдейных, идеологических вредных и халтурных произведений».

И Мартынов вынужденно замолчал. Он стал часто наведываться в Москву, а ранней весной 1946 года переезжает в Москву и, похоже, совсем отходит от омской темы. Но уже в начале 60-х годов в одном из стихотворений следует признание: «… нет! Воспоминаний не убить, только бы они не убивали!» И снова появляются стихи об Омске, которые звучат не как размышления историка, но как своеобразного философа, который многое помнит и многое понял о мире.

Музыкальных судий

Разберутся, как скрипели доски

Старых тротуаров деревянных

В городе, где шлялись мы, подростки…

Это были первые подмостки…

Разумеется и школа…

Он знал здесь каждый уголок, мог рассказывать о своем Омске часами, помнил такие подробности, которые и искушенному краеведу оказались бы в диковинку. Предваряя свой трехтомник, который собрал десятки его произведений об Омске, Леонид Мартынов обратил внимание на их взаимосвязь, взаимообусловленность - от первых стихотворений до новелл: «… по-моему, все ясно из текста. Разве не сказано в самих стихах, в каком году или даже месяце я родился. Где рос, как, у кого и чему учился … Если все это вместе - и лирические стихи мои, и исторические поэмы, и новеллы, если все это будет читаться как единое повествование, объединенной неким внутренним смыслом - я буду счастлив». Эти слова звучат сейчас для нас как завет, завещание Леонида Николаевича Мартынова.

1.2. Тимофей Белозёров о городе на Иртыше

Как невозможно представить омскую литературу без имен Л.Мартынова, П. Драверта, А.Сорокина, П.Васильева, так невозможно представить ее без имени Тимофея Максимовича Белозерова (1929-1986).

23 декабря 1999 года замечательному детскому поэту Тимофею Белозерову исполнилось бы 70 лет. Но даже в предновогодней суматохе никто не забыл об этом. Многие омские газеты откликнулись на это событие, посвященное жизни и творчеству Т.М.Белозерова. Он прожил 56 лет и издал 69 книг общим тиражом 16 миллионов экземпляров.

Первый период творчества поэта внутренне неоднороден. Это время интенсивных исканий: от ученичества и подражания - к обретению собственной стилевой манеры, утверждение определенного круга жанровых и тематических предпочтений. Одну из своих любимых тем - «речную» - поэт определил для себя сразу, уже в первом сборнике «На нашей реке». С этой книги поэт начинает свою лирику природы.

Многие образы и мотивы, намеченные в первых сборниках, к середине 60-х годов обретают поистине художественную «плоть» и «кровь», многообразие вариантов воплощения. Поэт освобождается от подражания признанным в детской поэзии авторитетам, что наблюдалось в раннем творчестве и порой приводило к откровенной дидактике. Сборники 60-х годов: «Огородный Подрастай» (1962), «Таежный светофор» (1962), «Орешки» (1968) включают новые жанры, ориентированные на фольклорную традицию: скороговорки, считалки, небылицы. В лирике природы наблюдения поэта все больше проникаются бесконечным желанием приобщиться к ее вечным тайнам, постичь внутреннюю целесообразность всего сущего. Характерное для рубежа 50-60-х годов стихотворное повествование, эпически развернутое, благодаря внешней обстановке - вписать жизнь поля, реки, леса, неба в определенный сюжет производственной деятельности человека (строительство, освоение целины, космос) сменялись лаконичными пейзажными зарисовками .

Таким образом, к началу 70-х годов был определен тот жанрово-тематический диапазон, в котором наиболее полно отразилось своеобразие художественного мира Т.Белозерова.

И не случайно подлинный взлет поэзии Т.Белозерова приходится именно на 70-е годы, когда один за другим выходят сборники «Среди зеленого и синего» (1970), «Кладовая ветра» (1972), «Зимушка-зима» (1974), «Жаворонок» (1978), прозаические миниатюры «Комариный колобок» (1973), «Сладкая клюква» (1983). В многочисленных откликах на эти книги критики, словно сговорившись, писали о том, что поэт овладел какой-то поэтической тайной, что под обаяние его поэзии попадает читатель любого возраста. Помнится, как мама читала мне и брату в детстве стихи Белозерова. Они казались нам такими близкими и понятными, что думалось, и мы бы могли написать такие (а ведь именно в этом и заключается волшебство настоящей поэзии).

Большинство произведений Т.Белозерова, созданных в этот период, по-прежнему посвящено сибирской природе, детству, однако образ лирического героя усложнился. Пейзажные зарисовки с натуры дополнились философскими размышлениями о смысле жизни. Сложившаяся этическая система сделала взгляд поэта на мир более зорким и цельным, художественный почерк - более твердым, поэтическое слово - емким и красочным.

В стихотворении «Город на Иртыше» рассказывается о том, как и с чего началось преобразование безлюдных просторов:

На пустынное место

Ступил человек.

Вытер лоб рукавом,

Сбросил легкую кладь.

Под руками - двуречье,

Простор! Благодать!

Застучал в сосняке

Головастый топор,

Опоясал избу

Островерхий забор.

И пошла по засекам

Упрямая весть:

Место городу есть!

Здесь повторяются две метафоры - «город - крепость», «город на слиянии рек».

Коротая охотничьим промыслом век,

На пустынное место пришел человек.

Вытер лоб рукавом, сбросил легкую кладь,

Под руками двуречье, простор, благодать! …

И пошла по засекам упрямая весть:

Место крепости есть!

Место городу есть! ...

Плыл размеренный век по ступеням крыльца,

Люди в узел двух рек завязали сердца!

С годами на месте «изб, опоясанных островерхими заборами», вырастали крупные села и города, которые даже спустя столетия приковывают взоры своей красотой. В стихотворении «По Иртышу» поэт скажет:

И вдруг, словно в сказке,

Заполнилось небо,

Зажглось куполами

Тобольских церквей

С просторами звонниц,

Широких и узких,

Со стрелами башен,

Зубцами Кремля -

С извечных времен

Для татар и для русских

Святые места и родная земля.

В освоении Сибири много значили тракты, т.е. улучшенные грунтовые дороги с верстовыми столбами. Еще в конце ХVI века прокладывали таковые от Верхотурья до Тюмени, а позднее и до Тобольска. К началу ХХ века тракты соединяли города и крупнейшие села на территории нынешней Омской области. С появлением новых дорог движение на старых или на их отдельных участках уменьшилось, а то совсем прекратилось. Об этом рассказано в стихотворении «Забытая дорога». Ею уже не пользуются, по ней «там и тут одуванчики цветут». А когда-то по этой дороге мчались тройки, шли со скарбом погорельцы, вели в острог каторжан. Стихи Т.Белозерова о Сибири - неотъемлемая и значительная часть его творчества.

15 февраля 1986 года перестало биться этого замечательного поэта. Прошли годы, а боль утраты не исчезла. Она так остра еще и потому, что светлые и жизнеутверждающие книги приходят к читателю, а самого Тимофея Максимовича нет. Но Омск не забыл своего выдающегося земляка.

1.3. Город Омск в творчестве других омских поэтов

Образы города Омска как особого Места, рисуемого омскими поэтами, можно условно разделить на две группы. Первые - рисуют город как таковой, город как особую природно-социальную и культурную среду. В этом случае авторы акцентируют внимание на особенностях урбанизированного, искусственно созданного человеком для своих собственных нужд и потребностей ландшафта.

Такой образ города мы встречаем в стихотворении Владимира Гришечко «Гимн города Омска» читаем :

Вырастают жилые кварталы ,

Рядом школы стоят, детсады ,

Стадионы, бассейны, вокзалы ,

Наших памятных будней следы

Красотой удивляют нежданно

Уникальных объектов черты

Хороводят с генплана фонтаны,

Сходные мотивы реализованы в другом его же стихотворении «Города». Данное произведение посвящено Омску (так как упоминаются и Омь и Иртышь), но основной мотив - специфика урбанизированного ландшафта.

Когда у брега Иртыша

Стоишь, любуясь чуть дыша

На вертикали этажей,

Да ленты новых витражей .

Как пара змей, автоармада

Спешит избавиться от чада ,

Но великаны - светофоры

Хватают за руки шофера

А ленты улиц и фасады

Сверкать огнями снова рады .

Лиричное отношение к городу мы встречаем в стихотворении Михаила Сильвановича «Омские улицы» . В данном произведении автор рисует уютный образ города.

Фонари , от снежинок мерцающих, жмурятся ,

Каждый дом золотыми огнями горит .

Я люблю, я люблю наши омские улицы

В этот час, когда светят кругом фонари .

В стихотворении Вячеслава Барыбова «Городу Омску» образ города описан с помощью метафор, на равных звучат две метафоры: «город - крепость», город «над излучиной рек».

Начинал ты как крепость ,

Как защита Руси…

Ты стоишь как картина

Над излучиной рек .

У тебя - исполина

Мотив города на слиянии рек повторяется в стихотворении Виктора Васильева «Омск» :

Иртыш под руку Омку подхватив ,

Лениво плыл под солнцем камышовым…

Валентин Берестов в своем стихотворении «Встреча с Иртышем» описывает характер Иртыша, его природно-ландшафтные характеристики:

С тайгою степь соединяя, задумчива и широка ,

Течешь ты, рыжая, степная, неторопливая река .

Не отражая берег плоский , ты только на небо глядишь,

Пока сибирские березки не подбегут к тебе, Иртыш

В стихотворении Владимира Гришечко «У Иртыша» мы встречаем иную характеристику береговой линии и характера реки.

На краю обрыва

У Иртыш - реки…

Еще один базовый образ нашего города, Омск - «город - сад», город парков и скверов, аллей и бульваров. В данном случае благодатный материал нам предоставляет творчество поэтов советского периода, когда идея города сада была чрезвычайно популярна . В частности, в «Омском вальсе» В. Васильева звучат такие строки:

«Город-сад, ветви яблонь, акаций и кленов.

Город-сад, здесь весной расцветают пионы.

Город мой, здесь сады расцветали над рекой,

Над рекой, тополя стерегут твой покой »

Таким образом, можно констатировать, что в творчестве омских поэтов отражены как природная, так и собственно урбанистическая составляющие. В рамках первой Омск представлен как «город-сад» и «город на реке». В рамках второй компоненты за городом закрепляется образ «города - крепости», промышленного города с развитой инфраструктурой. При этом образ города являет себя в диалектическом единстве «вечного» и «исторического» (постоянно изменчивого) компонентов.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что в работе рассмотрено творчество не всех омских поэтов, воспевавших город Омск.

Л. Мартынов одним из первых из сибирских поэтов воспел свой родной Омск, который предстал перед читателями как «город серых заборов и русских печей», город, который может соединять народы, город экзотики, так как расположен он на границе русской Сибири и казахских степей.

В творчестве Т. Белозёрова город Омск предстаёт, как «город - крепость», «город на слиянии рек».

В творчестве других омских поэтов описывается необыкновенная архитектура Омска, его красивый ландшафт, создаётся уютный образ города.

Рисуя образ города, поэты подчёркивают его основные характеристики: Омск - «город - сад», город парков и скверов, аллей и бульваров.

Таким образом, омские поэты описывали свой город с любовью, подчеркивая его особенности, характерные черты, отличающие его от других городов, подчеркивали его связь с сибирской природой, с народом Сибири, отмечали его величавость и красоту.

Список использованной литературы

1. Белозёров Т.М. По нашей реке. - Омск, 1957.

2. Васильев В.Н. Цветы запоздалые: Стихи и поэмы. - Омск, 2005. - С. 81.

3. Горелова Ю.Р. Культурное пространство города: социологический, ландшафтный и антропологический подходы к исследованию // Культурологические исследования в Сибири. - 2007. - № 1. - С. 46.