Чтение рассказа «весна в лесу» г. скребицкий. От первых проталин до первой грозы Читать рассказ весна художник в сокращение

Презентация к уроку чтения. Тема «Произведения о весне»

Выполнила: Рулёва Галина Николаевна


  • Делать надрезы около 2см.
  • Брать сока не больше 0,5 л.
  • Надрезы замазывать пластилином или садовым варом.

Сулить – обещать.

Со стану –место стоянки.

Гнёт – что-то мучает, гнетёт

Вешние потоки –весенние воды.

Пестринки – разноцветные пятна.














Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит.

КРОССВОРД


В эту птицу превратился гадкий утёнок из сказки Андерсена «Гадкий утёнок»

КРОССВОРД


В лесу ночном кукует птица,

Она назвать себя боиться…

Ку-ку, ку-ку –

Не спит опушка,

А птицу эту звать…

КРОССВОРД


Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад- вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…

КРОССВОРД


В воде искупался,

а сух остался.

КРОССВОРД


Какую птицу Н.Надеждина назвала «ледогонкой»?

КРОССВОРД


ЛАСТОЧКА

Спереди шильце,

Сзади вильце,

На груди белое полотенце

КРОССВОРД


Эта птица была для гадкого утёнка мамой.

КРОССВОРД


Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец,

Тёмно-бронзовый…

КРОССВОРД


Какая птица поёт так, будто играет на флейте.

КРОССВОРД


И.И.Левитан «Берёзовая роща»

Что вы видите на его картине «Берёзовая роща»? Какими изобразил художник берёзки? Какие краски использовал он, чтобы картина была яркой, солнечной?


КАКАЯ ПТИЦА ДОМОЙ ПРИЛЕТАЕТ ТОЛЬКО НОЧЬЮ?

Приступила к работе Весна-красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?
Вот стоит перед ней лес - ещё по-зимнему хмурый, угрюмый.
«А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему!» Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветки берёз, а на осинах и тополях поразвесила розовые и серебряные серёжки.
День за днём всё наряднее картина весны.
На широкой лесной поляне синей краской нарисовала она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.
Рисует день, другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.
Посреди луговины уже зеленее трава. А на самых сырых местах, как золотые звёзды, распустились цветы калужницы.
Всё оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.
А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна-красна придумала важное дело.

Учить детей составлять пересказ текста с опорой на рисунки;

Развивать у детей произвольное внимание, логическое мышление.

Оборудование: текст рассказа «Весна», опорные рисунки (иллюстрации 77-81), мяч, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I . Речевая разминка

«Назови ласково»

Учить детей составлять повествовательные рассказы по представлению (из личного опыта) с опорой на рисуночный план;

Оборудование: предметные картинки с изображениями примет весны, рисуночный план (логопед схематично зарисовывает его на доске), мяч, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I .Речевая разминка

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

II. Основная часть занятия

1.Объяснение значений пословиц.

Логопед объясняет детям значения пословиц: «Весна красна, да голодна»; «Был бы лес - соловьи прилетят».

2.Составление повествовательных рассказов из личного опыта детей с опорой на рисуночный план. Логопед. Сегодня на занятии мы с вами составим рассказ о работах, которые проводят весной в саду.

Рассмотрите сюжетные картинки с изображениями примет весны и работ, проводимых в весеннем саду.

Давайте составим рассказ о весенних работах в саду. Вы уже знаете, что в любом рассказе должен быть порядок. Поэтому сначала мы обсудим план нашего рассказа.

Логопед называет пункты опорного плана и показывает последовательность их расположения.

Логопед. Напоминаю, что за каждое составленное предложение вы обязательно получите специальную желтую фишку. А если сможете составить полное «красивое» предложение, использовать в речи сравнение, поговорку или пословицу, то получите еще и призовую красную фишку.

По пунктам опорного плана дети поочередно составляют предложения объединяют их в рассказ. Логопед следит за тем, чтобы рассказ не прерывался, помогает детям в случае затруднении.

Опорный рисуночный план

Логопед благодарит детей за старание и составленный рассказ.

III . Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Подсчитывает фишки детей, определяет наиболее красноречивых рассказчиков.

Логопед и дети аплодируют им.

Занятие 59. «Такая страшная война»

Цель: Составление и распространение предложений по сюжетным картинам и фотографиям военных лет.

Задачи:

Активизировать словарь по теме «День Победы»; словарь синонимов;

Учить детей пониманию значений многозначных слов, образных выражений и поговорок;

Учить детей образовывать сложные слова (имена прилагательные);

Учить детей составлять и. распространять предложения по сюжетным картинам и фотографиям;

Развивать у детей чувство сострадания к другим людям, патриотизм;

Развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.

Оборудование: фотографии военных лет, современные фотографии с изображениями ветеранов , Парада Победы в Москве, сюжетная картина «День Победы» (иллюстрация 29), специальные и призовые фишки (примерно по 30 штук), мяч, магнитно-маркерная доска.

Предварительная работа: по заданию логопеда дома родители вместе с детьми подбирают фотографии из семейных архивов, расспрашивают близких о воевавших или о работавших в тылу врага родственниках.

Ход занятия

I .Речевая разминка

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

I . Основная часть занятия

1.Объяснение значений многозначных слов, образных выражений и поговорок.

Логопед объясняет детям значения многозначных слов автомат, слава, образных выражений: «минута молчания», «Родина-мать» и поговорок: «Один в поле не воин»; «Автомат и лопата - друзья солдата».

2.Введение в тему занятия.

Вместе с детьми логопед прикрепляет на доску фотографии военных лет из семейных архивов детей, современные фотографии с изображениями ветеранов и Парада Победы в Москве, сюжетную картину «День Победы».

Логопед. Вторая мировая война - одно из самых страшных событий не только XX века, но и всей истории в целом.

День Победы, который мы отмечаем каждый год 9 мая, - это праздник, но праздник «со слезами на глазах». Это, прежде всего, день скорби, день памяти о миллионах погибших людей. Эти люди отдали все для великой Победы. Благодаря храбрым и мужественным солдатам сейчас живы мы с вами и наши близкие.

Учить детей правильному образованию глаголов с различными приставками от глагола лить;

Учить детей пониманию значений многозначных слов и пословиц;

Учить детей составлять пересказ текста с опорой на картинки серии;

Развивать у детей произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление.

Оборудование: картинки с изображениями различных цветов; кувшин с водой, стакан, маленькая лейка и комнатный цветок; альбомы 1 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Речевая разминка

Названия речевых игр и упражнений

«Вспомни и назови»

Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть различные цветы и места, где они растут. Следить за тем, чтобы дети не повторялись.

Например: Садовый цветок- роза. Полевой цветок - василек.

«Назови ласково»

Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любой цветок и его признак, например: «Белая ромашка», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет этот цветок и признак ласково: «Беленькая ромашечка», и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается.

«Скажи наоборот»

Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним), и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Крупный цветок. - Мелкий цветочек.

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

II . Основная часть занятия

1. Объяснение значений многозначных слов и пословицы.

Логопед объясняет детям значения многозначных слов лист, корень, цвет и пословицы «Весна красна цветами, а осень - снопами».

2. Образование глаголов с различными приставками от глагола «лить».

Логопед. Передо мной на столе кувшин с водой, стакан, маленькая лейка и комнатный цветок. Я буду выполнять какие-то действия, а вы называйте их.

Логопед выполняет различные действия с водой. Например: из кувшина воду в стакан на ливает, из стакана воду в лейку пере ливает, из лейки цветок водой по ливает, из кувшина воду вы ливает и т. д.

Логопед. Мы с вами тоже можем от слова-действия лить образовать много родственных слов при помощи различных приставок (частей слов, которые стоят впереди). Например: вылить, долить, перелить, отлить, полить... Я буду начинать предложения, а вы заканчивайте их, правильно подбирая слова-действия.

Цветок из лейки нужно... (Полить.)

В чайнике мало воды, нужно добавить в него воду, или... (Долить.)

В чашку налили слишком много чая.

Чтобы пить было удобнее, чай нужно в другую чашку... (Отлить.)

Из стакана в стакан воду можно... (Перелить.)

Грязную воду нужно... (Вылить)

3. Составление пересказа текста с опорой на серию сюжетных картин.

Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять пересказ текста о том, как Маша вырастила садовые цветы.

Работа в альбомах (альбом 1, с. 31). Логопед задает детям вопросы по прочитанному тексту, следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом. После этого дети составляют пересказ каждой части текста с опорой на картинки серии.

III . Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.

Занятие 62. «Волшебный цветок в добрых руках»

Цель: Составление творческих рассказов о «волшебных» цветах.

Задачи:

Активизировать словарь по теме «Цветы и травы»;

Учить детей пониманию значений образных выражений и поговорок;

Учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять;

Учить детей составлять творческие рассказы о «волшебных» цветах по воображению;

Развивать произвольное внимание, фантазию, логическое мышление детей.

Оборудование: картинки с изображениями садовых, полевых и лесных цветов, «волшебная палочка», специальные и призовые фишки, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Речевая разминка

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

Был самый разгар зимы. В лесу от мороза трещали деревья. По утрам солнце вставало красное, как начищенный медный таз. Оно поднималось невысоко над горизонтом и почти не грело землю. Кусты и деревья покрывал белый сверкающий иней, а небо походило на синий застывший ледок. И на нём ещё ярче рисовались серебряные вершины деревьев.

В заколдованном царстве деда-мороза всё было красиво, но безжизненно. Звери попрятались от холода в норы, в логовища, насекомые забрались в глубокие щели и заснули там непробудным сном. Одни только птицы летали по полям и лесам, стараясь разыскать хоть немного корма. Они нахохлились и молчали. В эту пору им было совсем не до криков и не до песен.

Но вот однажды в лес прилетели весёлые, шумливые птицы - клесты. Ростом они были покрупней воробья и одеты гораздо наряднее. У самочек пёрышки были зеленоватые, а у самцов - с оранжево-красным отливом. Но самое удивительное, что сразу поражало в наружности клестов, - это их клювы.

У разных птиц клюв бывает различной формы. У синицы он тоненький, как иголочка; таким клювом очень удобно вытаскивать жучков из узких щёлок. У дятла клюв крепкий, короткий; хорошо им долбить кору, добывать из-под неё жуков-дровосеков или расклёвывать хвойные шишки. А вот у ястреба или у коршуна клюв острый, загнутый вниз. Это хищные птицы. Своим крючковатым клювом они ловко хватают добычу и разрывают её на куски.

У птичек клестов клювы были совсем удивительной формы - тоже острые, крючковатые, но только загнуты не книзу, а в разные стороны: верхняя половина клюва изогнута в одну сторону, а нижняя - совсем в другую. Такой клюв больше всего походил на кривые щипцы.

Ну и носы! - удивлялись, глядя на клестов, щеглы и синицы. - Как же ими клевать корм или долбить что-нибудь? Вот уж уроды!

Но кривоносые птицы не унывали. Наоборот, в хмуром зимнем лесу они чувствовали себя как нельзя лучше. Это были природные северяне. Перекочевали они в тот лес с далёкого севера - из тайги. Там, в тайге, ещё холоднее и ещё меньше корма.

Прилетев на новое место, клесты прежде всего уселись на вершины сосен и елей.

Ой, сколько здесь спелых шишек! - радовались они. - Какие вкусные в них семена! Вот где раздолье!

Старый пёстрый дятел очень заинтересовался крылатыми соседями. Дятел зимой тоже кормился семенами шишек, но ведь он отлично наловчился долбить их своим крепким клювом. Сорвёт сосновую или еловую шишку, засунет в расщелинку дерева и давай со всего маха клювом по ней колотить, вытаскивать из-под чешуек вкусные семена. Все повытаскивает, тогда летит за новой шишкой и её несёт к той же расщелинке. Пустую выбросит, а новую, полную, вставит и опять начинает долбить.

На снегу под деревом, где трудится дятел, навалена целая куча пустых, расклёванных шишек. Недаром такое дерево с трещинкой зовётся «лесной кузницей», а самого дятла зовут «кузнецом».

Прилетел дятел на то дерево, где расселись клесты, и стал наблюдать, как же они своими кривыми носами будут шишки раздалбливать. Но клесты и не думали это делать. Они расправлялись с ними совсем по-иному. Уцепится клёст за шишку острыми коготками, иной раз даже повиснет на ней, как на качелях, засунет свой кривой, изогнутый клюв под чешуйки и начнёт вытаскивать из-под них одно семечко за другим. Нисколько не хуже дело идёт, чем у дятла.

Поглядел дятел на клестов, покачал головой, потом сорвал спелую шишку и полетел к себе в кузницу.

Хорошо жилось птицам клестам в новом лесу: шишек вволю, чего ещё нужно! Так и остались они там зимовать.

Только не нравилось хлопотливым птичкам, что зимний лес такой унылый, нисколько не лучше хмурой тайги.

«Как бы устроить, чтобы в лесу стало повеселее?» - думала молодая птичка клёст, сидя на ветке, увешанной спелыми шишками.

Почему весной все птицы поют, а теперь молчат? - спросила она скакавшую по сучкам синицу.

Та даже крылышки растопырила от удивления и уселась рядом на ветку.

Ты разве не знаешь - весной все мы строим гнёзда, выводим птенцов. Весна - это самое чудесное время, вот мы и поём.

Так давайте сейчас строить гнёзда, высиживать птенцов, давайте сейчас петь весёлые песни!

В ответ синица только покачала головкой.

Странная ты птица! - сказала она. - Кто же зимой вьёт гнёзда и выводит детей? Да они сразу замёрзнут. И кормить их нечем - ведь все жучки и букашки попрятались до весны в глубокие щели и трещины.

А я всё-таки попробую! - задорно ответила птица клёст. - Мы - северяне, нам никакой мороз не страшен. А еды вон сколько. - И она указала крылом на спелые шишки.

Синица ей ничего не сказала. Что она могла ответить на такие глупые и смешные слова! Пусть хвастливая птица клёст совьёт зимой гнездо и снесёт в него яйца. Поделом будет ей, если все яйца в гнезде у неё замёрзнут и пропадут. Другой раз будет умнее.

Но смелой птичке очень понравилась её собственная затея, и она сейчас же сообщила о ней своему краснопёрому другу клесту.

Тот с радостью согласился, и обе птицы принялись за устройство гнезда.

Прежде всего нужно было найти для гнезда подходящее место. Осмотрев много деревьев, клесты наконец выбрали старую, густую ель. Вся она была укутана снегом. Под его тяжестью ветви обвисли вниз. А промеж заснежённых веток темнели глубокие пещерки. Они вели в чащу ветвей. И вот там-то, на толстом суку, возле самого ствола, птицы решили свить своё гнёздышко. Смастерили они его из тонких веточек, прутиков, а лоток гнезда выстлали мягкими лишайниками и мохом.

Посмотри, как здесь хорошо и уютно! - радовалась самочка клеста, показывая своему другу снежную голубую пещерку, внутри которой находилось гнездо. - Здесь и ветер не продувает, и мороз не так уж сердит.

Краснопёрый клёст во всём соглашался со своей подругой. А может быть, ему, настоящему северянину, студёная зима и вправду была по душе.

Наконец гнездо оказалось совсем готовым. Самочка снесла туда яйца и уселась их насиживать. Она почти не слетала с гнезда, чтобы яйца не застыли на сильном морозе. Кормил её клёст. Он доставал семена из хвойных шишек и приносил их во рту своей подруге. Накормив её досыта, заботливый клёст усаживался неподалёку на ветку и распевал весёлую песню, словно весной, в зелёном, цветущем лесу.

Только теперь эту песню слушали белые, запушённые снегом деревья да чуткая, звенящая тишина зимнего леса.

Иной раз пробежит по полянке заяц, услышит птичью песенку, насторожит уши, усами поводит да и скроется в чаще кустов.

Недели две сидела упорная птичка, не слезая с гнезда.

Кроме клеста, её изредка навещала синица. Заглянет в голубую пещерку и лукаво чирикнет:

Как дела? Всё сидишь?

Сижу, - спокойно отвечала птичка клёст.

Сиди, сиди, а я полечу в деревню. Может, крошки какие поклевать удастся. - И синица улетала прочь.

Наконец в один студёный морозный день птичка клёст почувствовала, что скорлупка яйца под нею лопнула. Это вылупился первый птенец. За ним появился второй, третий, четвёртый… Все они вылупились голенькие, слепые, совсем беспомощные.

«Как бы и вправду они не замёрзли», - забеспокоилась птичка-мать и ещё сильнее распушилась, укрывая своих малышей.